Проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности участников ЕАЭС

Автор: Рачковская А.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 6 (24), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются проблемы евразийской интеграции, становление и развитие Евразийского экономического союза. Было проведено исследование на данную тему, в частности, поиск проблем во внешнеэкономических отношениях участников евразийского экономического союза, а также были предложены рекомендации по повышению эффективности деятельности ЕАЭС.

Внешнеэкономическая деятельность, еаэс, экспорт, импорт, эффективность

Короткий адрес: https://sciup.org/140271974

IDR: 140271974

Текст научной статьи Проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности участников ЕАЭС

A study was conducted on this subject, in particular, the problem of finding foreign economic relations of participants of the Eurasian economic Union, as well as recommendations for improving the effectiveness of the EEU activity. Key words: foreign economic activity, EEU, export, import efficiency.

Интеграционный процесс является одним из ключевых политических и экономических трендов современной эпохи. Различные по характеру союзы создавались и ранее, однако период второй половины XX - начала XXI в. можно смело назвать вершиной интеграции.

Евразийство как мощная геополитическая идея несет в себе перспективу новой расстановки сил на нашей планете. Необходимость ускорения создания Евразийского экономического союза во многом продиктована нестабильной ситуацией в мире [3].

Развитие внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, прежде всего, должно способствовать нахождению рациональных решений ряда национальных проблем, а также проблем современного мироустройства, что обуславливает актуальность данного исследования.

Одной из основных проблем евразийской интеграции является имеющийся большой разрыв в уровне экономического развития стран-участниц. Кроме того, опережающие масштабы российской экономики не позволяют выстраивать полностью доверительное и равноправное сотрудничество из-за страха у других партнеров чрезмерного влияния России и ее возможного доминирования в формирующихся наднациональных органах (Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), Суд ЕАЭС). Структуры национальных экономик Таможенного союза ЕАЭС (ТС) имеют существенные различия и практики имплементации тех или иных экономических мер (речь идет о разнице условий ведения бизнеса, сотрудничества с внешними инвесторами) [7].

В частности, при характерной практически для всех стран ЕАЭС высокой энергоемкости национальных экономик Белоруссия в большей степени производит готовую продукцию (в целом из импортного сырья), в то время как Казахстан и Россия прежде всего экспортируют сырье. Это препятствует выработке единой топливно-энергетической политики стран, поскольку Россия и Казахстан являются крупными экспортерами минерального сырья, а Беларусь выступает в качестве крупного импортера и страны с транзитным коридором для нефтегазовых ресурсов на Запад.

Другим существенным негативным фактором для развития интеграции является постепенное снижение объема взаимной торговли.

Такая ситуация обусловлена отчасти низкой ориентированностью России, главного локомотива интеграционного объединения, на союзный рынок, в то время как Белоруссия в большей степени оказывается вовлеченной в торговлю со странами ТС и Единого экономического пространства (ЕЭП).

Наряду с этим стоит упомянуть о неравномерных торговых потоках внутри ТС и ЕЭП. Доля взаимной торговли между Россией и Белоруссией в 2014 г. составила 25 928 млн долл. США, в то время как между Россией и Казахстаном – 15 178 млн долл. США, а между Белоруссией и Казахстаном и, например, Арменией и Казахстаном – всего 572 млн и 5 млн долл. США соответственно.

Вполне обоснованно возникает вопрос относительно возможных причин снижения объемов взаимной торговли. Здесь стоит указать на следующие факторы:

  • -    снижение уровня развития мировой торговли, изменение мировых цен и, следовательно, средних контрактных цен на товары в структуре экспортно-импортных операций ТС и ЕЭП;

  • -    снижение курса российского рубля по отношению к доллару США и девальвация национальных валют государств – участников ТС и ЕЭП;

  • -    снижение темпов экономического развития и роста ВВП, особенно в связи с экономическим кризисом в российской экономике и, как следствие,

снижение уровня спроса на национальных рынках государств - участников ТС и ЕЭП;

  • -    наличие многочисленного списка «чувствительных товаров», в отношении которых могут быть изменены ставки ввозной таможенной пошлины;

  • -    существующие нетарифные барьеры (системы санитарного и фитосанитарного регулирования, технические нормы);

  • -    ограничения на поставки во взаимной торговле.

Особенно примечателен данный факт: в 2014 г. был введен запрет на ввоз белорусских продуктов (поставки мясной и молочной продукции) – ситуация, явно идущая вразрез с целями интеграции. Таким образом, отрицательная динамика взаимной торговли объясняется не отсутствием достаточных мер по формированию таможенного пространства, а скорее внешнеэкономической конъюнктурой (ее негативным влиянием прежде всего на развитие российской экономики), общим снижением инвестиций из-за замедления роста мировой экономики и спадом торговых отношений вместе с принятием секторальных санкций в отношении России. Также существенное влияние оказывает отсутствие взаимодополняемости национальных экономик и видимых мер по проведению диверсификации экспортной товарной структуры [5].

В этой связи для развития торговых взаимоотношений ТС необходимо способствовать стабилизации макроэкономических показателей, снижению высокого уровня волатильности валютных курсов, проведению мер для улучшения инвестиционной привлекательности пространства ЕАЭС и решению структурных кризисов нынешних моделей национальных экономик. Однако все это, скорее, цели средне- и долгосрочного планирования. А необходимость проводить изменения существует уже сейчас.

Таким образом, необходимо сфокусироваться на создании иного формата сближения государств, развивая при этом высокотехнологичное производство, диверсифицируя структуры национальных экономик, т.е. прежде всего закладывать основу для взаимовыгодного экономического сотрудничества.

В целях повышению эффективности деятельности ЕАЭС, его участникам стоит сделать акцент на развитии отраслей, которые в перспективе могут привести к формированию общих внутренних рынков, – это металлообработка, отрасли нефти и газа, продовольствия и растительного сырья, а также на создание транспортной инфраструктуры и проведение общей политики по предоставлению транспортных услуг. Перспективной сферой взаимного сотрудничества должен стать финансовый сектор, в том числе в качестве одного из направлений – совместное развитие сегментов финансовых рынков стран ЕАЭС.

Уже сейчас необходимы меры по снятию большинства нетарифных барьеров и по сокращению списка «чувствительных товаров». Должен быть решен вопрос высокой энергоемкости производств стран-участниц ТС за счет совместного развития энергосберегающих технологий. Для стабилизации макроэкономической ситуации вполне реальной видится координация инструментов по поддержке экспортеров и создание союзного информационного ресурса об общих и национальных проектах по привлечению инвестиций и развитию инфраструктуры.

Для реализации транзитного потенциала необходимо создание развитой инфраструктуры для обеспечения достаточной пропускной способности пунктов таможенного контроля; введение системы электронных поручительств процедуры таможенного транзита на территории ЕАЭС. Иными словами, введение электронной процедуры подачи таможенных деклараций, обеспечение информационного взаимодействия между пунктами таможенного контроля, таможенными органами и субъектами внешнеэкономической деятельности, создание единого информационного центра ЕАЭС предоставления таможенных услуг. Для формирования фундамента инновационного развития промышленности должны быть объединены усилия по созданию совместных союзных центров по производству товаров с высокой добавленной стоимостью. Для выравнивания социально-экономического развития стран ЕАЭС можно рассмотреть возможность перераспределения таможенных пошлин для отстающих отраслей национальных экономик в рамках специально созданного института, например, Евразийского структурного фонда по типу структурных фондов ЕС и Фонда сплочения [6].

Все сотрудничество должно строиться на принципе обязательной реализации поставленных целей и совместно разработанных проектов . Специально созданная рабочая комиссия может отслеживать исполнение поставленных задач. В октябре 2016 г. Высший Евразийский экономический совет принял решение о порядке осуществления внешнего аудита в органах Союза, целью которого будет определение эффективности формирования, управления и распоряжения средствами бюджета Союза, эффективности использования имущества и других активов Союза.

В первую очередь необходимо создавать высокотехнологичное производство, стабильно функционирующие банковские системы и институты, устойчивые обменные курсы, а также продолжить работу по дальнейшей конвергенции экономик Союза путем гармонизации законодательных и технических норм.

Сближение макроэкономических политик «пятерки» стран может быть также осуществлено за счет снижения темпов инфляции и степени волатильности национальных валют, достижения более-менее схожих процентных ставок. Отсутствие скоординированных финансовых политик подкрепляется крайне неустойчивым обменным курсом национальных валют стран-участниц и их укрепившейся тенденцией к девальвации.

Пока же вполне осуществимой кажется идея общесоюзной платежной системы (ОПС). В кратко- и среднесрочной перспективе внедрение ОПС позволит значительно сократить присутствие Visa и MasterCard на рынках стран ТС и ЕЭП, снизив тем самым доли их годовой выручки.

Одновременное создание общих рынков товаров и услуг также возможно при росте торговли и взаимных (тоже внешних) инвестиций. Все это дополняется унификацией законодательств и координацией инструментов, механизмов правового регулирования. Как результат – создание общего таможенного, правового пространства, институтов судебной защиты экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности станет органичной основой для развития взаимодополняющих отраслей, что будет способствовать, в свою очередь, росту взаимной торговли и развитию национальных экономик, повышению их конкурентоспособности. Вот та необходимая цепочка для достижения главной цели ЕАЭС – повышения качества и уровня жизни населения.

Список литературы Проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности участников ЕАЭС

  • Соглашение между Евразийским экономическим сообществом и Содружеством Независимых Государств о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 03.03.2014.
  • Концепция сотрудничества государств-членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере, утвержденная Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 22.06.2015 № 220.
  • Боришполец К. П. Евразийская интеграция как тренд международной политической практики/К. П. Боришполец//Ежегодник института международных исследований Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации. 2015. № 3-4 (9). С. 47-57
  • Винокуров Е. Ю. Количественный анализ экономической интеграции Европейского союза и Евразийского экономического союза: методологические подходы. СПб, 2016. 57 с
  • Глинкина С. П., Тураева М. О. О расширении евразийской интеграции в условиях геополитического регионального соперничества/С. П. Глинкина, М. О. Тураева//Вестник университета. 2015. № 2 (45). С. 54-62
  • Мансуров Т. А. Евразийская экономическая интеграция: опыт и перспективы. М., 2015. 367 с.; Медведев Р. А. Нурсултан Назарбаев. Казахстанский прорыв и Евразийский проект. М., 2015. 382 с.;
  • Mаrtinez D. The wоrld оf wоrk in the соntext оf eсоnоmiс integrаtiоn аnd trаde liberаlizаtiоn. Роliсy Integrаtiоn Deраrtment Internаtiоnаl Lаbоur Оffiсe. Genevа. 2014. Р.15.
Еще
Статья научная