Проблемы коммуникации в расширенном объективно-виртуальном пространстве
Автор: Макеев Сергей Николаевич
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Философские науки
Статья в выпуске: 3 т.6, 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена выявлению проблем социального общения, обусловленного расширенной объективно-виртуальной реальностью. Проанализированы такие проблемы как шаблонность мыслительной деятельности, потеря индивидуальности и трансформации традиционного понятия авторитетности. Обозначены направления для возможной корректировки возникших проблем.
Проблемы социального общения, шаблонность мышления, потеря индивидуальности, социальный эксгибиционизм, замещение понятия авторитетность
Короткий адрес: https://sciup.org/14116021
IDR: 14116021 | DOI: 10.33619/2414-2948/52/62
Текст научной статьи Проблемы коммуникации в расширенном объективно-виртуальном пространстве
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice
УДК 101.1:316
В настоящее время технологии объективно–виртуального общения, организованные в пространстве расширенной объективно-виртуальной среды на базе информационно– компьютерных технологий и сети Интернет, стали доступны и обыденны практически для каждого человека. Техническая составляющая такого контакта стала пропуском в мир виртуальности, расширяющей возможности нашей объективной действительности сделав человека мобильным и общедоступным. Однако, такое положение вещей, при оценке сложившейся ситуации относительно традиционного общения посредством визуального контакта, порождает новую цепочку проблем в современном социуме.
Материал и методы исследования
В настоящей работе использованы общенаучные методы познания на основе принципов диалектического, системного, индуктивного и комплексного подходов, совокупность которых позволила определить явные проблемы социального общения в пространстве расширенной объективно–виртуальной реальности.
Результаты и обсуждение
Проблема 1 «Упрощенное и шаблонное мышление». Современное поколение большую часть своего времени проводит в мире расширенной объективно–виртуальной реальности, постоянно используя, дополняя и модернизируя «смайловый» запас слов и эмоций. При этом представитель информационного общества в процессе общения с собеседником уже не расписывает словесно то, что думает, что чувствует, а просто использует шаблон изображения эмоции (смайлы) или комплекса эмоций (мемы), приготовленных кем-то заблаговременно [1]. Общаясь таким образом, многие люди сталкиваются с трудностями при реальном общении, поскольку общение посредством сети Интернет, конструктивно основанное на использовании коротких сообщений и различных смайлов, с каждым годом становится все более упрощенным. Действительно, зачем думать, как правильно выразить мысль, чувства и эмоции, если можно просто использовать шаблонное изображение, отражающее ситуацию. Можно согласиться, что с одной стороны это ускоряет процесс коммуникации, но с другой — ведет к атрофированию мыслительной деятельности человека, существенно сокращая запас оперативно используемых слов.
Популярность смайлов, мемов, демотиваторов и подобных им картинок–образов достаточно полно объясняет индийский философ и мистик Бхагван Шри Раджниш (Ошо) . Он считает, что подобные элементы процесса общения в первую очередь направлены на подсознание человека, которое характеризуется образностью и подобно маленькому ребенку. Ошо приводит пример, что если задача состоит в том, чтобы научить ребенка читать, то ему изначально показывают большую картинку, а под ней слово, которое впоследствии ассоциируется с изображением. По мере того как ребенок растет, картинки уменьшаются, слов становится больше и к моменту поступления в университет картинки из книг исчезают практически полностью. Все это должно было способствовать формированию полноценной творческой личности. Но сейчас мы видим, что информационно-компьютерные технологии пытаются вернуть человечество на примитивный уровень, так как люди сознательного возраста снова приходят к масштабному использованию образных элементов в межличностном общении и как следствие сокращают восприятие информации, выраженной в письменной форме. В этом философ видит опасное явление, поскольку существуют вещи, которые нельзя передать картинкой. Опасность заключается в том, что люди начинают забывать язык, его магию и красоту и превращаются снова в примитивных существ, воспринимающих только язык образов. Данная тенденция, согласно умозаключению философа, ведет человечество к умственной отсталости.
Дж. Оруэлл в своем романе–антиутопии «1984» также описывал подобный феномен притупления мышления при формировании нового языка — «новояза», представляющего собой «единственный на свете язык, чей словарь с каждым годом сокращается» [2]. В данном произведении показано, что «новояз» образуется из английского языка путем существенного сокращения и упрощения его словаря и грамматических правил. Вследствие данных сокращений у человека утрачиваются способности к размышлению, а его мысли превращаются в бурный поток логически не связанных образов.
Проблема 2 «Потеря индивидуальности». Коммуникативные взаимодействия объективно-виртуальной реальности характеризуются переносом своей личной жизни на публичный уровень, что в свою очередь обусловливает появление новых общественных проблем, одной из которых является потеря индивидуальности личности. Прежде всего это проявляется в утрате самостоятельности мышления, выбора действия, совершения поступков и т. п.
Феномен потери индивидуальности в 1941 году был подробно описан Эрихом Фроммом в книге «Бегство от свободы». Делая свою жизнь публичной, писал он, индивид перестает быть собой и полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, он становится таким, каким хотят его видеть его люди [3].
Деструктивность данного явления также довольно подробно описывается в книге К. Кастанеды «Путешествие в Икстлан», где затронута тема личной истории человека [4]. Смысл повествования соответствующей главы книги схож с основной мыслью книги Э. Фромма. Иначе говоря, делая жизнь публичной, человек пытается соответствовать придуманным им же самим критериям и ограничениям, тем самым тратя огромное количество личной жизненной энергии и времени на обновление и поддержание этого образа, и все лишь для того, чтобы не быть скучным. В современном понимании это именно те подробности личной жизни, которые многие люди сейчас выкладывают в социальную сеть в виде информации о себе, — фотографии, видео, личные данные, комментарии о происходящем вокруг, статусы о личном душевном состоянии, настроении.
В современной научной литературе данная зависимость от постоянной необходимости выкладывать информацию о себе на всеобщее обозрение получила название «социальный эксгибиционизм». Это не что иное, как демонстрация своих скрытых инстинктов, потребностей и своего образа жизни для всеобщего признания [5].
Проблема 3 «Утрата традиционных авторитетов». Тема авторитетов в условиях трансформации процесса социальных коммуникаций претерпела серьезные изменения. Обусловлено это тем, что до появления социальных сетей общение было живым и непосредственным, а признания в обществе приходилось добиваться большими физическими и психологическими усилиями, в частности умением, талантом и научными достижениями. А поскольку сейчас ценности и мировоззрение общества под влиянием технологий расширенной реальности кардинально изменились, то уже не важно, какой ты в объективной реальности. Важно то, как ты себя «пиаришь», — так думают многие участники сетевого общения. Таким образом авторитетность сегодня становится характеристикой количественной и измеряется подписчиками и лайками. У кого их больше, тот и заслуживает внимания объективно–виртуального мира. Зачастую эта индексация не всегда свидетельствуют о качестве транслируемой информации. Значительная часть общества, «подсевшая» на контент социальных сервисов, даже не осознает тот факт, что, обсуждая чужую жизнь, успехи и достижения других людей, отнимает тем самым время у себя самих — в ущерб собственным, свойственным только им реальным достижениям [6].
Заключение
Сегодня процесс общения преимущественно происходит в виде построения расширенной презентации, включающей использование стилизованных изображений– образов и других вспомогательных инструментов, соответствующих конкретной тематике диалога. Безусловно, их применение очень удобно и информативно именно при общении в рамках сетевых интернет–сервисов. Однако, необходимо учитывать и факт того, что за время развития процесса общения в пространстве расширенного объективно–виртуального взаимодействия образовалась особая культура, в которой ценятся оригинальность и уместное оперирование вспомогательными элементами, точно так же, как и при живом общении [7]. Последнее обстоятельство, в принципе, исключает использование каких-либо шаблонов в процессе социальных коммуникаций личности.
Основная проблема современного общества состоит в том, что большая часть людей сознательно отказалась от жизни в объективной реальности, предпочитая ей расширенную версию, постепенно заменяя общение, увлечения и другие социальные действия реального мира модифицированными аналогами. Многие представители современного общества меняют собственные мечты на иллюзии виртуального мира, заполняя разум непрерывным процессом поглощения абстрактно пустой информации, тем самым не оставляя места и времени для творческих и других объективных процессов мыслительной деятельности.
Решение обозначенных выше проблем может состоять в том, что человек должен научиться удовлетворять свои потребности в общении, не абсолютизируя роль информационно-компьютерных технологий и потенциала социальных интернет сетей, использовать их в качестве дополнения возможностей социального общения объективного мира, но не ставить их приоритетно объективной реальности. В таком представлении технологии расширенного объективно-виртуального взаимодействия могут быть использованы не только ради механического удовлетворения ключевых потребностей, но и во благо социокультурного развития человека [8].
Список литературы Проблемы коммуникации в расширенном объективно-виртуальном пространстве
- Макеев С. Н., Зейналов Г. Г., Макеев А. Н., Макеева Н. Н. "Смайл" как элемент интернет общения-современная интерпретация эмоций // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1-2. С. 256-256.
- Оруэлл Д. 1984. Ташкент, 1985.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс. 1990.
- Кастанеда К. Путешествие в Икстлан. Москва, Киев, 2008.
- Социальный эксгибиционизм // Живой журн. http://veremeenko.livejournal. com/16591.html
- Шарма Р. С. Монах, который продал свой "Феррари". М.: София, 2013. 224 с.
- Макеев С. Н. Расширенная объективно-виртуальная реальность как энтелехия эволюции социума // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. №8. С. 20-23.
- Макеев С. Н. Феномен социального общения в пространстве расширенной объективно-виртуальной реальности: автореф. дисс.. канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2017.