Проблемы квалификации действий посредника в приобретении наркотических средств
Автор: Шалина О.А.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 10 (16), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются изменения правил квалификации сбыта наркотических средств и раскрывается проблема квалификации действий посредника в их приобретении.
Квалификация преступлений, наркотические средства, посредник, соисполнительство
Короткий адрес: https://sciup.org/140267368
IDR: 140267368
Текст научной статьи Проблемы квалификации действий посредника в приобретении наркотических средств
В судебной практике нередко возникают проблемы при квалификации действий лица, выступающего посредником между лицом, сбывающим наркотические средства, и лицом, приобретающим их для употребления. Данная проблема до сих пор является поводом для дискуссий научных деятелей.
В результате последних нововведений, Пленум Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» отказался от использования понятия «посредник» в сбыте либо приобретении наркотических средств и заменил его понятием «лицо, которое передает приобретателю наркотические средства».
Существенно изменились правила квалификации сбыта наркотических средств: если в прежней редакции квалификация действий сбытчика определялась завершенностью передачи наркотика приобретателю, то теперь сбыт считается оконченным с момента выполнения сбытчиком всех действий, необходимых для передачи товара заказчику. Факт же получения или не получения по каким-либо причинам приобретателем наркотического средства не играет роли при квалификации действий сбытчика.
Пленум Верховного Суда РФ был дополнен п. 15.1, согласно которому в случае, когда лицо передает приобретателю наркотик по просьбе (поручению) другого лица, которому они принадлежат, его действия следует квалифицировать как соисполнительство в его незаконном сбыте.[1] Эта позиция представляется справедливой, так как результат, передача наркотического средства приобретателю, достигается благодаря действиям двух лиц, взаимосвязанным и обусловленным. По сути, помощь посредника является выполнением объективной стороны сбыта.
Между тем, Пленум Верховного Суда РФ не разрешил вопрос о квалификации действий посредника в приобретении наркотических средств. Следуя логике нововведений, указанные действия будут также квалифицироваться как соисполнительство в незаконном приобретении наркотических средств. Так как в ст. 228 Уголовного Кодекса РФ отсутствует такой квалифицирующий признак, как «совершение преступления группой лиц по предварительному сговору», то также подлежит применению п. "в" ч. 1 ст. 63 УК РФ.
Представляется, что в случае, если приобретатель каким либо образом склоняет другое лицо доставить ему наркотические средства,
-
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 (ред. от 30.06.2015) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами"//СПС «КонсультантПлюс». 2016.
указывая при этом место, куда посредник должен пойти, и источник, то в этом случае действия посредника следует квалифицировать как пособничество. Посредничество исполняет лицо, не являющееся владельцем наркотического средства, оно лишь выполняет технические функции по доставке покупателю.[2]
Тем не менее, как верно замечает В.Н. Курченко, посредник выступает в качестве одного из звеньев системы сбыта наркотических средств либо их распространителем, действующим по просьбе покупателя.[3] Исполнителем преступления является то лицо, действия которого содержат признаки объективной стороны того или иного состава преступления. Именно это лицо совершает общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ. В связи с этим более основательно выглядит позиция признания посредника в приобретении наркотических средств – соисполнителем.
Существует мнение, что определяющим фактором в квалификации является фактическое нахождение наркотического средства у того или иного лица. После передачи наркотического средства посреднику, у последнего появляется реальная возможность распоряжения наркотиком. В результате посредник выступает приобретателем. Таким образом, происходит смена приобретателей и смена сбытчиков наркотического средства.
В этой связи, являлась бы более правильной квалификация действий лица, приобретающего наркотик по просьбе заказчика и впоследствии передающего этот наркотик инициатору сделки, как сбыта, а к посредничеству следовало бы относить исключительно действия, которые направлены на создание условий для заключения и реализации сделки по
-
2 Д.В. Токманцев, В.Н. Винокуров. Новые правила квалификации незаконного приобретения
и незаконного сбыта наркотических средств.// Наркоконтроль. 2015. № 2. С. 10-13
-
3 Курченко В.Н. Проблемы квалификации сбыта наркотиков: судебное толкование // Наркоконтроль. 2015. № 1. С. 3–9
приобретению наркотического средства, психотропного вещества или аналога.[4]
Это позиция сомнительна, так как цель действий посредника заключается в оказании помощи заказчику в получении наркотика и последний осознает тот факт, что покупка наркотика совершается им для последующей передачи его заказчику.
Верховным Судом РФ до сих пор не установлены правила квалификации действий лица, которое действует в интересах приобретателя наркотического средства. Следовательно, остается открытым вопрос о квалификации таких действий в качестве пособничества, соисполнительства или сбыта.
Список литературы Проблемы квалификации действий посредника в приобретении наркотических средств
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)//СПС «КонсультантПлюс». 2016.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 (ред. от 30.06.2015) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами"//СПС «КонсультантПлюс». 2016.
- Бриллиантов А. О правовой оценке роли посредника в преступлении//Уголовное право. 2006. № 5. С. 15.
- Винокуров В.Н., Токманцев Д.В. Новые правила квалификации незаконного приобретения и незаконного сбыта наркотических средств//Уголовное право.-2016.-№1. С.62-67
- Кирюшкин М.В. Проблемы применения новых правил квалификации действий, совершенных в целях сбыта наркотических средств//Уголовное право. 2016. №1. С. 16-18.
- Курченко В.Н. Проблемы квалификации сбыта наркотиков: судебное толкование//Наркоконтроль. 2015. № 1. С. 3-9.
- Шевченко Е.Н. Проблемы определения критериев разграничения сбыта и посредничества в приобретении наркотических средств в судебной практике//Наркоконтроль. 2015. № 3. С. 11-17.