Проблемы противодействия коррупции в Республике Удмуртия
Автор: Сорокина К.А.
Журнал: Ученые записки Казанского юридического института МВД России @uzkui
Рубрика: Научные мероприятия
Статья в выпуске: 1 (1) т.1, 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142215779
IDR: 142215779
Текст статьи Проблемы противодействия коррупции в Республике Удмуртия
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих 92 лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица. Таким образом, понятие коррупции включает:
-
• коррупционную преступность (перечень преступлений коррупционной направленности, впервые утвержден в апреле 2010 г. В настоящее время действует указание Генеральной прокуроры РФ № 744/11 и МВД России №3 от 31 декабря 2014 года от 13.09.2013 № 387-11/2 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»);
-
• административные коррупционные правонарушения (к коррупционным административным правонарушениям, которые могут содержать элементы коррупции, относятся например, в КоАП РФ статья 5.16. «Подкуп избирателей, участников референдума …»; ст. 19.28. «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»; ст. 5.45. «Использование
преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума»; ст. 14.9. «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления» и др.);
-
• дисциплинарные коррупционные проступки, т.е. нарушения законодательных запретов, требований и ограничений, установленных для государственных (муниципальных) служащих в целях предупреждения коррупции, которые являются основанием для применения дисциплинарных взысканий или увольнения в связи с утратой доверия; 92
-
• гражданско-правовые коррупционные деликты.
Содержательная природа коррупции состоит в использовании публичным лицом своего публичного положения в частных интересах в ущерб общественно-значимым интересам в целях получения выгод имущественного и неимущественного характера. Правовыми формами коррупции как социального явления являются составы конкретных правонарушений. С учетом того, что коррупционные преступления относятся к латентным, необходимо сделать вывод, что в настоящее время в нашей стране они могут быть в каждом регионе Российской Федерации. Официальные статистические данные свидетельствуют, прежде всего, об эффективности предпринимаемых мер по выявлению и раскрытию подобных преступлений. Одновременно они показывают, что за последнее время произошло сокращение их количества, потому что оперативные подразделения МВД Российской Федерации и ФСБ России
Сорокина К.А., курсант Казанского юридического института МВД России © Сорокина К.А., 2016
уходят от «валовых» показателей и концентрируют внимание в оперативно-розыскной деятельности на выявлении тех коррупционных преступлений, которые представляют повышенную общественную опасность. Количество установленных коррупционных преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере, выросло за последние два года почти вдвое. По сообщениям правоохранительных органов, активизировалась оперативная работа по выявлению наиболее значимых системных коррупционных преступлений, совершаемых высокопоставленными чиновниками.
В противодействии коррупционной преступности важно учитывать имеющийся опыт в каждом из российских регионов, чтобы на его основе вырабатывать все более эффективные и оптимальные меры борьбы с подобным противоправным деянием. Представляется важным провести анализ криминогенной ситуации на примере Удмуртской Республики.
Местные жители говорят, характеризуя состояние борьбы с коррупцией в Удмуртии, что «… зарытый здесь миллиард бюджетных рублей неконтролируемо и довольно быстро сползает в направлении Ижевского пруда». По их мнению, местные власти знают о происходящем, но пока ничего предпринять не хотят и не могут. По сведениям из местных газет, например, «Известий Удмуртской Республики», одной из самых коррупциогенных сфер в Удмуртии является сфера образования: здесь выявлено 78 преступлений коррупционной направленности. Работники образования часто совершают преступления, которые связаны с получением взяток за зачеты и экзамены (о таких преподавателях заявляют в правоохранительные органы сами студенты). Подобные преступления выявляются как в вузах, так и в учреждениях среднего профессионального образования. В 2014 году к уголовной ответственности было привлечено 10 сотрудников, которым вменялось в вину внесение оценок в зачетки без сдачи экзаменов и зачетов.
Так, например, в 2013 году за преступление коррупционной направленности привлечена к уголовной ответственности преподаватель монтажного техникума г. Ижевск. Она внесла заведомо ложные сведения о сдаче экзамена по 3 предметам в зачетную книжку студента и ведомость. В феврале 2014 года уголовное дело было рассмотрено в суде, но реального наказания виновное лицо – «коррупционер» не понесла, так как в связи с объявленной амнистией преподаватель была освобождена от наказания.
Другим наиболее распространенным видом должностных преступлений являются те, в которых виновные лица устраивали на работу «мертвых душ». В результате чего руководители образовательных учреждений похищали денежные средства, которые были предназначены для выплаты заработной платы. Таким образом, к уголовной ответственности привлечены директора 3 школ и 1 детсада в г. Можге, которые присваивали себе зарплату несуществующих сотрудников.
К основным причинам коррупции на территории Удмуртской Республики, на наш взгляд, следует отнести следующее:
-
• несовершенство государственного управления;
-
• избыточное администрирование со стороны государства;
-
• желание получить преимущества в конкурентной борьбе любой ценой;
-
• жадность и аморальность российских чиновников и предпринимателей;
-
• низкий профессиональный уровень правоприменителей;
-
• правовая неграмотность населения;
-
• определенные негативные отрицательные традиции;
-
• неэффективность законодательства;
-
• низкий уровень доходов государственных и муниципальных служащих, врачей, учителей и представителей других профессий;
-
• круговая порука госслужащих и представителей других профессий;
-
• неразвитость институтов гражданского общества.
В общем виде система мер противодействия коррупции, утвержденных надлежащим образом и скоординированных по целям и времени их осуществления, закрепленных за исполнителями, обеспеченных в финансовом, кадровом и пропагандистском планах, именуется государственной политикой. Закон всегда является средством реализации политики, точнее – одним из средств. На законодательство нельзя возлагать решение тех задач, осуществление которых зависит от кадровых, финансовых, «силовых» и других мер.
В системе мер государственной политики по противодействию коррупции, наряду с правовыми мерами, определяющее место занимают:
-
• организационные меры;
-
• кадровые меры;
-
• финансовые и иные материальные меры;
-
• пропагандистские и просветительские меры.
Государственная политика Российской Федерации в области противодействия коррупции является одним из направлений государственной политики и выражает неприятие коррупции, а также состоит в разработке и реализации целей, задач и форм деятельности государственных органов, муниципальных органов и институтов гражданского общества по предупреждению (профилактике) коррупции, борьбе с нею и минимизации (ликвидации) негативных последствий. Для выработки системы мер государственной политики в области противодействия коррупции в Удмуртской Республике проводятся мероприятия, которые направлены на борьбу с коррупцией. Например, Главой Удмуртской Республики подписан указ от 6 февраля 2014 года «Об утверждении программы противодействия коррупции в УдмуртскойРеспубликена2014–2015годы».
В целях усиления координации, взаимодействия и контроля за проводимыми предупредительными антикоррупционными мероприятиями был создан республиканский отдел по вопросам противо- действия коррупции. Кроме того, были внесены изменения в соответствующие нормативные правовые акты, в том числе, в республиканский закон от 20.09.2007 г. № 55-РЗ «О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике».
На регулярной основе проводятся социологические исследования. Так, например, по результатам мониторинга общественного мнения, проведенного Администрацией Главы и Правительства Удмуртской Республики, следует отметить, что наиболее социально активное население республики – это горожане в возрасте 26–45 лет, которые имеют высшее образование. Данная категория опрашиваемых считают, что за 2014 год ситуация в сфере противодействия коррупции осталась на прежнем уровне – это отмечают более 42 процентов опрошенных. Как и в прошлом году, более 40 процентов респондентов продолжают 94 считать уровень коррупции в республике высоким, однако более 77 процентов респондентов согласны с тем, что с помощью антикоррупционных мер возможно снизить уровень коррупции. При этом более 55 процентов знают о конкретных предпринимаемых мерах по противодействию коррупционным проявлениям. Следовательно, уровень доверия к власти достаточно высок, жители Удмуртии верят в возможность снижения уровня коррупции за счет пред-принимаемых антикоррупционных мер. В крупных населенных пунктах продолжают действовать «антикоррупционные» телефоны доверия для граждан, по ним все желающие могут сообщить о фактах коррупции.
Таким образом, борьба с коррупцией осуществляется комплексно и широкомасштабно, как в целом на всей территории Российской Федерации, так и в ее отдельных регионах, например в Удмуртской Республике.
Научный руководитель – Шляхтин Е.П., начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности КЮИ МВД России.