Проблемы реализации стратегии деторождения в молодой семье
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу проблем реализации стратегии деторождения. Дается описание позитивных и негативных факторов и условий, влияющих на эффективность указанных стратегий в городском округе Саранск.
Демография, деторождение, молодая семья, планирование семьи, репродуктивное поведение, репродуктивные установки, семейная политика, семья, стратегия
Короткий адрес: https://sciup.org/147248739
IDR: 147248739
Текст научной статьи Проблемы реализации стратегии деторождения в молодой семье
Современная российская семья переживает сложный период своего развития. Трансформация общественных отношений привела к значительным изменениям человеческих потребностей в исполнении социальных функций и ролей членов семьи в аспекте исторически обусловленных традиций. Кризисные явления в семье проявляются в ее нестабильности, малодетности, пассивном репродуктивном поведении.
Важнейшая роль в социальном переустройстве общества отводится молодой семье. Она вступает в общество, для которого характерны как социально-экономическая нестабильность, так и радикальная переоценка ценностей, что сопровождается перестройкой социально-психологических основ семейного образа жизни и жизненных ориентиров и целей. Часто это проявляется в отсутствии у молодежи ясных способов реализации индивидуальных жизненных стратегий. Поэтому именно в семье, как в зеркале, видны все противоречия и проблемы общества, четко вырисовываются контуры будущего, прогнозируется эволюция института семьи в целом, а также демографическая ситуация.
Общетеоретические подходы к решению проблем, взаимодействия и взаимозависимости семьи и общества разрабатывали зарубежные и отечественные классики социологической мысли: М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Р. Мертон, М. Мид, Т. Парсонс, Г. Спенсер, П. Сорокин и др. [3].
Современное российское общество переживает динамичные преобразования социальных отношений, в ходе которых изменяются образцы гендерных взаимодействий, брачно-семейных отношений, роли и статусы мужчин и женщин в обществе и в семье, происходит трансформация семейных ценностей. Развитие института семьи в России на современном этапе характеризуется следующими тенденциями: увеличение числа разводов, внебрачных рождений, развитие альтернативных форм семьи, уменьшение количества детей в семьях, эмансипация женщин и детей. Если говорить о демографических процессах в стране, то вполне логично сделать акцент на деторождении в молодых семьях, поскольку 77,5% общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет и, следовательно, будущее нации в основном связано с молодой семьей.
По данным официальной статистики, в 2012 г. в России наблюдалось повышение уровня рождаемости, который составил 5,7% по сравнению с 2011 г. [1]. Однако прирост населения все еще остается отрицательным. В Республике Мордовия демографическая ситуация в целом повторяет общероссийскую. В 2012 году в Мордовии родилось 8168 детей, это на 3,4% больше, чем в 2011 г. Из общего числа младенцев в 2012 г. 48,1% родились первыми, 39,1 - вторыми, 10,4 - третьими, четвертыми и более - 2,4%. Причиной тому является переход от традиционного типа репродуктивного поведения к новому типу, выражающемуся в сознательном ограничении (например, в малообеспеченных семьях) и четком планировании числа детей в семье [2].
Проблемы реализации стратегии деторождения в молодой семье также связаны со сложностями социальной адаптации молодых, как в обществе (образование и начало карьеры, проблемы материального характера), так и в семье (освоение новых ролей мужа и жены, родителей). Поэтому молодая семья нуждается в государственной социальной поддержке. Государством предпринимаются значительные шаги по улучшению социально-экономического состояния молодых семей: создана «Концепция государственной политики в отношении молодой семьи», принята «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Однако эти меры пока не дают ощутимых результатов, особенно в регионах с невысоким уровнем доходов.
С целью определения проблем деторождения в молодых семьях в городском округе Саранск весной 2013 года нами был проведен пилотажный социологический опрос (N=100). Анкета включала блоки, связанные с характером условий проживания и факторами, препятствующими деторождению.
По результатам опроса ключевым фактором, способствующим пополнению семейства, респонденты считают любовь и желание стать родителем (94%). Около половины (48%) говорят о детях, как о факторе семейного счастья. Мужчины подходят к этому вопросу весьма «романтично», они чаще, чем женщины отмечают, что деторождению способствует любовь, желание иметь детей, стать родителем. Семейному счастью, на их взгляд, способствует такое кредо человека как «дети - смысл жизни».
Кроме того, мужчины считают, что важное влияние оказывает материальная обеспеченность семейства. Препятствуют же деторождению, как правило, наличие фактора экономического неблагополучия, низкого уровня материального положения семьи (55%) и необеспеченность жильем (47%), а также своего рода социальный эгоизм, выраженный в формулировке «хочется еще пожить для себя». Факторами второго плана выступают нежелание супруга иметь детей на данный момент времени (37%) и состояние здоровья (36%).
Женская половина респондентов более реалистично смотрит на эту ситуацию: они чаще говорят о том, что деторождение - следствие необходимости детей для полноценности семьи и для продолжения рода. Что характерно, мужчины чаще отмечают такой фактор, как нежелание супруги иметь детей. В свою очередь, женщины чаще отмечают, что мешает рождению детей. Наряду с желанием еще «пожить для себя», также женщины говорят о профессиональной самореализации как о факторе, несовместимом с деторождением, а мужчины - о материальной необеспеченности. Следует заметить, что мужчины гораздо чаще обеспокоены проблемой материальной достатка семьи.
В ходе исследования респондентам был предложен вопрос о наиболее значимых для них ценностях. Таковыми среди опрошенных респондентов являются любовь (73%), наличие детей (58%) и здоровье (57%). Некоторые респонденты указали ценность карьеры (16%). Результаты позволяют нам сделать вывод о том, что в молодых семьях ключевыми являются именно семейные ценности и такая фундаментальная ценность как здоровье.
Таким образом, основным результатом нашего исследования стало выявление существующих наиболее острых противоречий. Во-первых, это противоречие между традиционностью ценностного и мировоззренческого уклада семьи и относительной ограниченностью реализации этого уклада в современных сложных экономических условиях. Проявляя свою традиционность, молодая семья апеллирует к государству, однако вместо ожидаемой реальной помощи получает малоэффективные меры. Отсюда следует второе противоречие, заключенное внутри государственной семейной политики. Очевидная недостаточность и сомнительная (по мнению общества) эффективность мер поддержки молодых семей сталкивается с особенностями управления в российском государстве. Третье, впрочем, не столь явное противоречие – противоречие в репродуктивных стратегиях молодых супругов. Следует отметить, что в молодых семьях нет четких навыков планирования семьи, связанного с отсутствием жизненного опыта (например, в некоторых молодых семьях надеются на удачное истечение обстоятельств, а у других – нет четких установок на деторождение, молодыми не соблюдаются здоровый образ жизни).
Таким образом, желание стать родителем еще не обеспечивает воспроизводство и условия для воспитания здорового поколения. Для этого необходимы четкие жизненные планы, уверенность в завтрашнем дне, соблюдение здорового образа жизни и дальнейшая поддержка молодых семей на уровне государства.
Список литературы Проблемы реализации стратегии деторождения в молодой семье
- Сведения о числе зарегистрированных родившихся, умерших, браков и разводов за январь-декабрь 2012 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/2012/demo/edn12-12.htm.
- Сорокин П.А. Кризис современной семьи (социологический очерк) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 1997. - № 3. - С. 65-79.
- Здравомыслова О. М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации. - М., 2003. - 152 с. EDN: QOCDVN