Проблемы регулирования государственного оборонного заказа

Автор: Кабанов В.В.

Журнал: Мировая наука @science-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 12 (45), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены направления реформирования системы закупок в сфере обороны. Установлены цели военного ведомства в системе государственного оборонного заказа. Сформулированы ключевые проблемные направления регулирования государственного оборонного заказа.

Система закупок, оборона, военное ведомство

Короткий адрес: https://sciup.org/140265157

IDR: 140265157

Текст научной статьи Проблемы регулирования государственного оборонного заказа

В России система государственного оборонного заказа последние десятилетия претерпевает значительные изменения. Приняты многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок проведения закупок. Законодательство в этой сфере постоянно усложняется, и, как представляется, неоправданно, поскольку нововведения зачастую оказываются недоработанными как с юридической, так и с практической стороны.

Сегодня реформирование системы закупок в сфере обороны осуществляется в двух направлениях: во-первых, это закрытие закупок; во- вторых, это ужесточение правил определения поставщиков (исполнителей подрядчиков).

Российский государственный оборонный заказ - это достаточно широкое понятие, оно включает в себя не только закупки, необходимые для удовлетворения нужд армии, но и закупки услуг по уборке, охране, работ по ремонту и даже закупки малого объема (например, канцелярские товары).

Регулирование гособоронзаказа осуществляется в основном положениями Закона о гособоронзаказе. Закон о контрактной системе действует в указанной сфере только в той части, в какой не противоречит Закону о гособоронзаказе. Как думается, это вполне логично, поскольку речь идет о безопасности и обороноспособности государства, Закон о гособоронзаказе применяется как специальный закон перед общим, тем самым как бы конкретизирует некоторые положения Закона о контрактной системе [4].

Во-первых, отсутствие четкой регламентации на законодательном уровне количества компаний-исполнителей, которые могут принимать участие при выполнении гособоронзаказа.

Проблемой действующего российского законодательства является то, что глубина кооперации головного исполнителя законодателем не определена. Поэтому на практике абсурдность ситуации может достигать апогея. Так, если компания заключила контракт в рамках государственного оборонного заказа, то все вспомогательные сделки также должны «присоединиться» к контракту. По справедливому замечанию О. А. Беляевой, если кто-то, например, продает нитки, то он должен понимать, что и он где-то со своим небольшим договором может вклиниться в гособоронзаказ, даже не зная этого [2].

Учитывая изложенное, полагаем, что система закупок должна быть:

  • 1)    понятной в применении для исполнителей всех уровней государственного оборонного заказа;

  • 2)    четко регламентированной на законодательном уровне.

Во-вторых, не урегулирован вопрос аккредитации участников закупок на АСТ ГОЗ. Аккредитация на электронной площадке представляет собой процесс регистрации физического или юридического лица на электронной площадке для дальнейшего участия в качестве участника закупки. Отсутствие же аккредитации делает невозможным участие потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в закупках на площадке [1].

Правила аккредитации участников закупок были установлены в статье 61 Закона о контрактной системе, которая действовала до конца 2018 года, после чего утратила юридическую силу. С 1 января 2019 года на смену аккредитации участников электронного аукциона пришел единый порядок регистрации участников закупок в ЕИС (ст. 24.2 Закона о контрактной системе) [4].

Однако порядок регистрации участников закупок на специализированной электронной площадке и правила участия в закрытых электронных процедурах в настоящее время правительством так и не определены. Более того, в силу необходимости соблюдения положений нормативно-правовых актов в области безопасности аккредитация на специализированной площадке, в отличие от обычных электронных площадок, гораздо более сложная и включает в себя этапы, связанные с покупкой специального программного обеспечения и доставкой его средствами специальной связи, организацией защищенного канала связи и контролируемой зоны, в пределах которой постоянно размещаются технические средства с установленными средствами криптографической защиты информации [4].

Такая ситуация приводит к тому, что не все хозяйствующие субъекты могут принять участие в торгах в сфере государственного оборонного заказа.

В связи с этим следует признать очевидной необходимость комплексного нормативно-правового регулирования процесса аккредитации на специализированной электронной площадке в рамках государственного оборонного заказа.

В-третьих, организационные проблемы участия в закупках связаны со сложностью процедуры банковского сопровождения контрактов, заключаемых в рамках государственного оборонного заказа.

Основными задекларированными целями реформирования системы закупок стали борьба с коррупцией и повышение эффективности расходования бюджетных средств. На практике зачастую возникали ситуации, когда в момент приемки результатов работ по контракту оказывалось, что бюджетные средства уже потрачены, а продукция так и не изготовлена. В связи с этим были введены ограничения, которые обязали заказчика и подрядчика обеспечивать правильное и целевое использование денежных средств по контракту через «специальные» счета [2].

Не принижая всего позитивного опыта, накопленного в последние десятилетия в сфере государственного оборонного заказа, следует полагать, что в совокупности многие вновь введенные правовые требования существенно увеличивают затраты, а также порождают сложность закупочных процедур, бюрократию.

Кроме того, увеличиваются и затраты времени при отборе поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Представляется целесообразным, чтобы требования к закупкам в сфере обороны и безопасности страны исходили из критерия – являются ли затраты, включая временные издержки, оправданными и более важными, чем преимущества, которые могут получить промышленные предприятия, правительство, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, и бенефициары, если бы этих издержек не было бы.

Для того чтобы следовать этому критерию на практике, следует в законодательстве, регулирующем сферу государственного оборонного заказа, закрепить в качестве важнейшей задачи закупок поддержку миссии Министерства обороны и содействие достижению целей государственной политики в сфере обороны страны и безопасности государства; вторичная цель – это сам процесс закупки [3].

Таким образом, вышеизложенная ситуация свидетельствует о незавершенности, разбалансированности законодательства в сфере государственного оборонного заказа в России и необходимости дальнейшего совершенствования его структуры. Между тем считаем важным отметить, что именно правоприменение может стать индикатором, который позволит оценить полезность и эффективность проведенных законодательных изменений, а реформирование не может заканчиваться только принятием нормативных установлений.

Список литературы Проблемы регулирования государственного оборонного заказа

  • Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа: [офиц. сайт]. URL: http://www.astgoz.ru/page/index (дата обращения: 01.12.2020).
  • Беляева О. А. Гособоронзаказ: законодательный нонсенс // Аукционный вестник. 2016. № 302. С. 2-4. (дата обращения: 01.12.2020)
  • Голубцов В. Г. Реформа обязательственного права: первые итоги и правоприменительный эффект // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. 2018. № 1. С. 317-328. (дата обращения: 01.12.2020)
  • Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/ (дата обращения: 01.12.2020)
Статья научная