Профессиональная самореализация и личностные границы
Автор: Эзри Г. К.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Психологические науки
Статья в выпуске: 7-2 (106), 2025 года.
Бесплатный доступ
В настоящей статье исследуются личностные границы с точки зрения онтогенетического становления личности и ее самореализации. Показано, границы личности формируются по мере преодоления человеком кризисов личности, по мере становления ее самостоятельности и ответственности за себя, за других, за результат своего труда. Выбор в пользу такого вида профессиональной деятельности, который определен Самостью и экзистенцией конкретного человека, становится предназначением личности и обеспечивает ей формирование естественных личностных границ.
Самореализация, профессиональная самореализация, личностные границы, человек, личность, глубинная психология, экзистенция, самость, возрастные кризисы, экзистенциальные данности
Короткий адрес: https://sciup.org/170210798
IDR: 170210798 | DOI: 10.24412/2500-1000-2025-7-2-191-195
Текст научной статьи Профессиональная самореализация и личностные границы
Понятие «личностные границы» активно обсуждается в «популярной психологии», однако определенное внимание ему также уделяется в научной [1] и психологической литературе [2]. Во всех случаях «личностные границы» связываются с «комфортностью» и «безопасностью» в телесном и психологическом аспектах. Однако вне рассмотрения «личностных границ» с точки зрения представлений о них в социуме в целом и в отдельных социальных группах, думается, значительного научного интереса не представляет, т.к. «комфорт» и «безопасность» по умолчанию заложены в само по себе понятие: «целостность личных границ является неотъемлемым условием для ощущения себя в безопасности, которое в свою очередь является важным элементом для переживания общего благополучия» [2], и дополнительной констатации тут не требуется. Однако сведение «личностных границ» к «комфорту» и «безопасности» слишком ограничивает данное понятие, как верно отметила С.К. Нарто-ва-Бочавер, личностные границы целесообразно связывать с психологическим пространством личности и учитывать при их рассмотрении особенности субъекта и среды [1]. Личностные границы у субъекта возникают постепенно в процессе его онтогенеза по мере осознания наличия границы между Я и не-Я и выделения себя из окружающего мира. Соответственно, лишь связав личностные границы с возрастным развитием личности и становле- нием жизненных целей, возможно ответить на вопрос о функциональном предназначении личностных границ. В противном случае будет возможно лишь их правовое рассмотрение - личностные границы придется связывать лишь с правами человека. Итак, целью настоящей статьи является исследование личностных границ с точки зрения онтогенетического становления личности и ее самореализации.
С точки зрения отечественной психологии (Л.С. Выготский и его школа) личность за период новорожденности, детства, юности и отрочества проходит ряд возрастных кризисов. Это кризисы 2 месяцев, 1 года, 3 лет, 7 лет, 13 лет, 17 лет [3; 4]. Разрешение каждого из кризисов ведет к становлению самостоятельности и идентичности личности. Появляется то, что в «популярной психологии» называется «личностными границами». Личность в этот период осознает себя телесно, психологически, социально, духовно. Задача личности рефлексировать в своем сознании ответ на вопрос «кто Я?».
О появлении полноценного зачатка «личностных границ» является кризис трех лет, когда ребенок проявляет негативизм и пытается отделить себя от других. «Я сам» - фраза, которую дети часто говорят в этот период времени, показывая, что они самостоятельно (до какой-то степени) способны проявлять себя в деятельности. Иначе говоря, дети заявляют о себя как об отличных от других. Однако детям необходимо учиться ладить со сверстниками. Но саморегуляция появляется только в результате кризиса 7 лет. А способность действовать действительно самостоятельно появляется лишь в результате кризиса 17 лет, т.е. после того, как личность осуществляет профессиональное самоопределение и готова нести за себя ответственность. В 13 лет ребенок, конечно, способен заявлять о своей независимости, формировать мнение исходя из собственного мнения и мнения своих друзей, не полагаясь на советы взрослых (родителей, учителей). Одним словом, речь идет о независимости без ответственности. Преодоление психологических кризисов позволяет расширить границы личности и лучше познать себя, но это требует все большего самоограничения.
Самоограничение сопровождается расширением границ личности не только внутри психики, но и во внешний мир. Речь в том числе и о марксистской идее, утверждающей, что личность продолжает себя в материальном мире через предметные результаты своего труда. И, если человек лишается возможности получать результаты своей трудовой деятельности, то происходит отчуждение человека от самого себя, других людей и труда самого по себе [5]. Много внимания проблеме отчуждения посвятил Э. Фромм [6]. С другой стороны, личность берет на себя ответственность за результат (материальных и духовный) своего труда, за свою профессиональную деятельность, частичную ответственность за людей, с которыми вступает во взаимодействие. Соответственно, чем меньше в конкретном обществе отчуждения, тем шире границы личности.
Перед кем личность берет на себя ответственность? Перед собой! Например, И. Ялом отстаивает эту мысль в своей концепции четырех экзистенциальных данностей [7]. Ответственность перед собой раскрывается в экзистенциальной трактовке свободы – раз люди смертны, отчуждены от других людей, смысл изначально не задан, остается принять собственную недетерминированность никаким внешним объектом или субъектом и автономно распоряжаться собственной жизнью. Результат собственного свободного решения – дело самой личности, а не других личностей. Выбор – вещь сугубо добровольная.
Вот именно таким путем происходит ответ на вопрос «кто Я» – личность развивается в результате преодоления возрастных кризисов и принятия на себя все большой ответственности. В этом процессе личность осознает свое предназначение в результате понимания своих способностей и возможностей. Одновременно с этим личность осознает свои границы, по крайней мере, возможных вариантов своей деятельности в жизни. И в этом вопросе, безусловно, играет также социальное окружение.
На сколько бы сильно личность не была автономной, самостоятельной, решившей для себя вопросы, связанные с четырьмя экзистенциальными данностями, общество для нее сохраняет свою актуальность. В этом проявляется диалогизм человеческого бытия: Я взаимодействует с Другими как с другими Я, которые являются для него Ты. Я постоянно сталкивается с вопросом как взаимодействовать с Другим, как построить конструктивное взаимовыгодное взаимодействие с Ты. Два данных вопроса – самореализация и построение взаимодействия с Другими – пронизывают все стороны бытия личности. Решение этих вопросов способствует формированию границ личности.
Рассмотрим разрешение данных вопросов на примере профессиональной, трудовой деятельности. При чем деятельности педагогической.
Одним из главных путей человеческой самореализации является его профессия, трудовая деятельность. Речь не о стремлении людей с «рыночной ориентацией характера» [8] заработать как можно больше денег и приобрести как можно больше товаров престижного потребления, а о реализации природы и индивидуальности человека, заложенной в Самости [9], реализации экзистенциального предназначения человека. Исходя из глубинной и экзистенциальной психологии, лучшим вариантом для профессиональной самореализации человека является та сфера деятельности, к которой человек предрасположен на уровне глубинного бытия личности (бессознательного, экзистенции). Лучший вариант для человека – добровольно сделать выбор в пользу такого рода профессиональной деятельности. В противном случае человека ждет отчуждение от самого себя и отсутствие психологиче- ского комфорта в жизни. В конечном счете научиться взаимодействовать с самим собой -такая же важная и трудная для человека задача, как обрести способность взаимодействовать с другими.
Профессиональная деятельность, если она является предназначением человека, требует, чтобы, во-первых, человек был самоэффекти-вен в своей трудовой деятельности, чтобы испытывать профессиональное удовлетворение [10], во-вторых, выработать профессиональные копинг-стратегии, повышающее его субъективное благополучие [11], в-третьих, но даже в рамках одной сферы профессиональной деятельности у разных людей существуют отличия в мотивации [12].
В первом случае авторы сделали вывод о том, что педагоги «оценивают и воспринимают себя более эффективными в тех случаях, когда у них есть возможность руководить образовательным процессом в рамках своих компетенций, работать с заинтересованными студентами и выстраивать конструктивные отношения с коллегами. При этом интерес к работе у педагогов больше соотносится с обучением и деятельностной компонентой, чем с социальной, связанной с выстраиванием студенческого самоуправления» [10, с. 261]. То есть авторы обосновали взаимосвязь самоэффективности с возможностью руководить образовательным процессов, конструктивно взаимодействовать с коллегами и студентами, т.е. ориентироваться на деятельность как процесс и результат.
Во втором случае авторы показали, «что для педагогов с высоким уровнем субъективного благополучия характерны проблемноориентированные, направленные на разрешение ситуации копинг-стратегии; копинги социальной поддержки, которые отличаются некой автономностью и привлечением только близкого круга людей; эмоционально-ориентированные копинг-стратегии, направленные на стабилизацию за счет высших чувств» [11, с. 550]. Иными словами, в данном случае имеется ввиду, что профессиональное самоудовлетворение возможно у такого педагога, который способен самостоятельно решать возникающие у него затруднения и, при этом, эмоционально он ориентирован на близких людей и высшие чувства. То есть высшие чувства - один из главных мотиваторов деятельности такого учителя или преподавателя.
В третьем случае автор показал на примере различия учителей городских и сельских школ, что существует различие в мотивации педагогов: «для учителей, осуществляющих педагогическую деятельность в сельских школах, значимыми факторами привлекательности профессии являются: соответствие работы характеру учителя, творческий подход к работе, возможность достичь социального признания и уважения благодаря педагогической деятельности. Для учителей сельских школ значимыми факторами удовлетворенности трудом являются: санитарно-гигиенические условия, потребность в реализации индивидуальных особенностей, отношение администрации школы к труду и отдыху учителей, вид трудовой деятельности, организация труда и удовлетворенность работой в целом» [12, с. 485], «для учителей городских школ значимым фактором удовлетворенности трудом является значимость профессии... Для городских учителей мотивами выбора педагогической профессии являются осознание педагогических способностей и желание иметь высшее образование» [12, с. 485]. Итак, для учителей городских и сельских школ одним из факторов мотивации является возможность реализации своих способностей в рамках социально-значимой профессии. Иными словами, как бы педагогики не были настроены на самостоятельность в решении возникающих проблем, возможность руководить образовательным процессом и конструктивно взаимодействовать со студентами и коллегами, все же они хотят социального одобрения своего труда и его результатов.
Реализация своих педагогических способностей - это, безусловно, самореализация. И, если говорить, что педагогическая профессия - это предназначение человека, то в данном случае речь будет идти о реализации Самости. Самореализация происходит в социуме, что вызывает реакцию окружающих. Педагог делает выбор в каждой конкретной педагогической (и в целом в жизни) ситуации, что порождает экзистенцию.
Однако данные утверждения могут быть с таким же успехом применены к любым другим профессиям в целом. О какой бы профессии мы не говорили, вопросы, связанные с самореализацией и реакцией окружающих и общества, не теряют своей значимости. А значит и становление профессиональных границ личности протекает в рамках, что и у педагогов.
К.С. Буров, характеризуя профессиональное самоопределение личности отмечал, что для него необходимо сочетание следующих факторов: «самосознание ценности профессии на основе осведомленности о ней, самооценка своих возможностей в освоении профессии и самореализации в ней, соотнесенная с внешней оценкой. Все это приводит к определенности, убежденности в отношении к профессиональной деятельности, увлеченности отдельными ее аспектами, что побуждает личность к действию на разных возрастных этапах становления личности: выбор направления профессионального образования, подготовка к профессии в рамках образовательных программ, выбор сферы профессиональной деятельности, выбор конкретной профессии и должностных компетенций» [13, с. 63]. Иначе говоря, формирование убеждения человека о возможности реализовать свои способности в определенной профессии происходит с учетом мнения окружающих и общества в целом, как, собственно, и реализация себя в профессии. Личность выбирает направление своей профессиональной деятельности, тем самым беря на себя определенную ответственность и ограничивая саму себя. Ограничивает, потому что очевидно, что невозможно быть успешным сразу во всех видах профессиональной деятельности. Конечно, есть отдельные личности, способные быть успешными в нескольких разных профессиях, но все же не во всех сразу.
Также важно отметить, что профессиональное становление личности делает ее границы личностно-профессиональными обу- они определяются предназначением человека в жизни и не требуют предварительного изучения психологической литературы и специальной рефлексии, потому что определяются необходимостью совершения трудовых действий, самореализации. Иначе говоря, в рассматриваемом случае интересы самореализации диктуют личностные границы, а их защита становится защитой своих Самости и экзистенции. В данном случае ключевое слово «естественными», можно также сказать «органичными» для данной конкретной личности. В профессиональных границах в какой-то степени также отражается ответ на вопрос «кто Я?», которым в определенной степени задается каждый человек.
Однако изучение становление личностных границ в процессе профессионального самоопределения был бы неполным без указания на то, что представляется очевидным – «критерием успешности» личностно-профессиональной самореализации и построения в этом процессе личностных границ «является ощущение удовлетворённости жизнью» [14, с. 1314]. И действительно, чувство удовлетворенности жизнью – показатель психологического благополучия личности. И, конечно, экологичное профессиональное самоопределение и становление личностно-профессиональных границ невозможно без психологического благополучия человека.
Итак, границы личности формируются по мере преодоления человеком кризисов личности, по мере становления ее самостоятельности и ответственности за себя, за других, за результат своего труда. Выбор в пользу такого вида профессиональной деятельности, который определен Самостью и экзистенцией конкретного человека, становится предназначением личности и обеспечивает ей формирование естественных личностных границ, ор- словленными и естественными, потому что ганичных для конкретного человека.