Профессиональное развитие будущего педагога-музыканта в классе фортепианного ансамбля

Автор: Сибирякова Галина Георгиевна

Журнал: Грани познания @grani-vspu

Рубрика: Искусствоведение

Статья в выпуске: 6 (20), 2012 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается профессиональное развитие будущего педагога-музыканта в аспекте ценностно-смысловой направленности гуманитарной парадигмы современного образования. Показано значение исполнительской деятельности в процессе становления будущего педагога-музыканта.

Профессиональное развитие будущего педагога-музыканта, класс фортепианного ансамбля, потребность в самовыражении, реализация музыкально-художественных задач

Короткий адрес: https://sciup.org/14821827

IDR: 14821827

Текст научной статьи Профессиональное развитие будущего педагога-музыканта в классе фортепианного ансамбля

Изменения в современном обществе придают особую остроту проблеме профессионального развития будущего педагога-музыканта, изменяющего свой мир и свое творческое Я активным действием, в котором многогранно раскрывается его человеческое содержание. В условиях интенсивно ведущихся в обществе преобразований выявляется потребность будущего учителя музыки в определении наиболее перспективной стратегии его профессиональной жизнедеятельности, опирающейся на реальные возможности преобразующего развития, ценностно-смысловая направленность которого выражается стремлением к реализации гуманистических принципов. Подобный подход востребован и практикой школы, нуждающейся в преодолении авторитарной стратегии обучения. Это, в свою очередь, требует существенной перестройки сложившегося к настоящему времени взгляда на труд педагога-музыканта, его профессиональное развитие.

Общие закономерности профессионального развития педагогов нашли отражение в ряде психолого-педагогических исследований (О.А. Абдуллина, В.В. Краевский, С.Г. Вершловский, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.И. Щербаков, А.К. Маркова, Л.М. Митина). Исследованию различных аспектов профессионального становления будущих педагогов-музыкантов посвящены работы Э.Б. Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, И.В. Арановской, Б.М. Целковникова и др. При этом авторы подчеркивают, что в настоящее время школа нуждается в учителях музыки, которые понимаются шире – как педагог искусства, владеющий всем арсеналом теоретических, практических знаний, умений, навыков. Это в свою очередь предполагает подготовку широко образованного, нетривиально мыслящего педагога-музыканта, обладающего широкими гуманитарными знаниями, общехудожественной эрудицией, владеющего самыми разнообразными творческими технологиями музыкально-педагогической работы, способного осуществлять творческую по своему содержанию профессиональную деятельность на основе переосмысления накопленного педагогического и музыкально-педагогического опыта. Другими словами, речь идет о профессиональном развитии как о процессе совершенствования личности педагога-музыканта в деятельности, профессии, приводящем к максимальной творческой самореализации личности учителя музыки «как глубинной потребности человека, определяющей смысл его существования» [1, c. 84]. При этом в основу развития положен творческий компонент. Иными словами, творчество педагога-музыканта есть прерогатива способной к саморазвитию личности, а творческая деятельность в свою очередь есть способ личностного существования будущего учителя музыки в профессии и в социуме.

В ряде музыкально-педагогических исследований (А.В. Малинковская, А.Н. Николаева, Г.М. Цыпин) показано значение творческой деятельности в процессе профессионального развития будущего педагога-музыканта. В этой связи авторы подчеркивают, что профессиональное обучение в системе высшего педагогического образования включает такой важный аспект, как ориентация будущего педагога-музыканта на развитие собственной творческой активности, способности к самореализации, нестандартному решению музыкально-педагогических задач. Поскольку педагог-музыкант реализует себя не только в педагогике, но и в музыкально-исполнительском искусстве, то это невозможно без личностной творческой активности, увлеченности, внутренней сопричастности искусству.

Личностное участие и творческая активность, стремление к самореализации побуждают педагога-музыканта передать свою увлеченность воспитанникам. Следовательно, творческая активность, личностная увлеченность искусством, потребность в самовыражении являются необходимыми и наиболее ценными качествами педагога-музыканта, поскольку позволяют заинтересовать и приобщить к музыкальному искусству учащихся.

На наш взгляд, творческая активность и потребность в самовыражении наиболее ярко проявляются в исполнительстве как специфическом виде деятельности педагога-музыканта, т.к. «исполнительская деятельность в единстве с педагогикой помогает учителю музыки выполнить музыкально-воспитательную и музыкально-образовательные задачи, связанные с уроками музыки» [2, с. 84]. Как известно, процесс профессионального развития будущего педагога-музыканта осуществляется на базе исполнительских дисциплин, в которых, на наш взгляд, создаются благоприятные предпосылки для его профессионального развития. Именно исполнение музыки как основная и наиболее естественная форма ее бытования в социуме в жизни людей дает яркий и наглядный «иллюстративный» материал для эффективного решения задач профессионализации будущего педагога-музыканта. Иными словами, в многоплановом комплексе профессионального развития будущего педагога-музыканта исполнительству отводится особая роль, поскольку оно является не только одним из видов музыкально-педагогической деятельности, но и – более того – ее фундаментом, основой, т.к. именно исполнительская деятельность раскрывает личность педагога-музыканта и формирует духовный мир учащихся.

В исполнительские дисциплины как неотъемлемые составляющие профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта входит дисциплина «Фортепианный ансамбль». Ее особенностью является реально существующая многомерность, предопределяющая необходимость решения разнообразных творческих задач, связанных с музыкальным исполнительством.

Явление ансамбля как составной части музыкальной культуры исследуется в трудах Б. Асафьева, В. Бобровского через изучение наиболее общих закономерностей развития искусства – эволюции музыкального языка, инструментария, восприятия музыки. Вопросы ансамблевого исполнительства освещены в искусствоведческих и методических работах Б. Бартока, А. Готлиба, К. Игумнова, М. Моисеевой, Т. Самойлович, Е. Сорокиной, К. Орфа. Конкретные исполнительские проблемы ансамблевого искусства ставятся и находят решение в работах Д. Благого, Р. Давидяна, А. Готлиба, Т. Гайдамович. Авторы едины во мнении, что фортепианный ансамбль как «один из самых парадных жанров музыки» [5, с. 20] в последние десятилетия переживает необычайный взрыв популярности во всем мире. Востребованность этого вида совместного музицирования обусловлена рядом факторов. Среди них общая тенденция к возрождению забытых ансамблевых традиций прошлых веков, обилие высокохудожественных произведений композиторов XVIII – XX вв., неиссякающий интерес к сочинениям современных композиторов. При этом отмечается, что наряду с коммуникативной функцией фортепианного ансамбля чрезвычайно востребована его педагогическая составляющая, и это особо выделяет его из общего списка специальных дисциплин. Поясним сказанное.

Прежде всего, фортепианный ансамбль – необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, не только оказывает благотворное влияние на будущих педагогов-музыкантов в профессиональном плане, но и формирует такие человеческие качества, как чувство взаимного уважения, такт, партнерство. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и для дружеского общения будущих педагогов-музыкантов, поскольку творческий контакт с партнером, ясно изложенные мысли позволяют ансамблистам найти верное прочтение сочинения при создании художественного образа исполняемого музыкального произведения.

Кроме того, ансамблевая игра открывает благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Ансамблист находится в особо выгодных условиях, ведь наряду с репертуаром, адресованным непосредственно фортепиано, он может использовать также оперные клавиры, аранжировки симфонических и камерно-инструментальных произведений. Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений, ансамблевое исполнительство способствует развитию центра музыкальности – эмоциональной отзывчивости на музыку, накоплению запаса многочисленных ярких слуховых представлений, закладыванию творческого потенциала личности будущего педагога-музыканта.

Специфичным является и собственно процесс формирования умений и навыков игры в ансамбле, что обусловлено особенностями совместной музыкально-исполнительской деятельности педагогов-музыкантов. Помимо музыкально-художественных задач, связанных с интерпретацией, у ансамблистов выявляется необходимость решения технологических задач. К основным из них можно отнести использование единых приемов звукоизвлечения и педализации в стремлении двух партнеров изобразить одного, «четырехрукого пианиста» [4, с. 93], жесткое единство темпа, абсолютно точное исполнение музыкального текста и недопустимость ошибок. Необходимость решения этих задач требует от студентов-партнеров развития волевой сферы, способности к глубокой сосредоточенности и длительному напряжению внимания.

Отметим: несмотря на то, что игра в фортепианном ансамбле предполагает наличие двух творческих личностей, преобладающей тенденцией в процессе обучения становится стремление максимально сблизить исполнительский уровень участников ансамбля. «Настоящий ансамбль – это близость во всем: близость индивидуальностей, этических установок, интеллектуальных уровней. Это – духовное единение, эмоциональное родство, близость методов, форм, направлений в совместной работе» [3, с. 45]. В этом аспекте не последнюю роль играет чувство состязательности ансамблис-тов, которое дает максимальную концентрацию внимания, повышая при этом качество занятий в классе фортепианного ансамбля.

Подводя итог сказанному, подчеркнем, что в результате регулярного взаимодействия партнеров в ансамбле и преодоления психологических затруднений у будущих учителей музыки постепенно формируются такие важные профессионально значимые качества, как эмоциональная устойчивость, внимание, эмпатия и т. д. Следовательно, совместная исполнительская деятельность обучающихся в классе фортепианного ансамбля создает эффективные педагогические условия для сближения всего комплекса их музыкально-педагогических способностей, для эмоциональной открытости и доверия, а также для активизации и стимулирования творческого мышления будущих педагогов-музыкантов в процессе их профессионального развития.

С учетом того обстоятельства, что студенты в будущем сами становятся педагогами, участие в фортепианном ансамбле является необходимой и важнейшей составляющей их профессионального развития, поскольку позволяет будущим учителям музыки в процессе профессиональной музыкально-педагогической деятельности формировать у учащихся целостное представление о выразительных возможностях фортепиано и ансамблевого исполнительства. Полученные знания и умения учащиеся смогут в дальнейшем реализовать в условиях концертно-просветительской деятельности. В конечном итоге полученный и переданный педагогический опыт позволит будущему учителю музыки успешно решить задачу развития у учащихся потребности в активном приобщении к музыкальному искусству.

Список литературы Профессиональное развитие будущего педагога-музыканта в классе фортепианного ансамбля

  • Арановская И.В. Музыкальное искусство и развитие личности//Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Социально-экономические науки и искусство. 2008. №8(32). С. 124-130.
  • Арчажникова Л.Г. Профессия -учитель музыки. М., 1984.
  • Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли. 2-е изд. М., 1963.
  • Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное исполнительство. М., 1973. Вып. 8.
  • Казахватова Л.А. Некоторые вопросы инструментальной подготовки будущего педагога-музыканта в контексте проблемно-развивающего обучения//Вестн. Костр. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. №4. С. 37-41.
  • Ступель А. Беседа о камерной музыке. Л., 1973.
Статья научная