Профилактика притоносодержательства, связанного с немедицинским потреблением наркотиков: состояние и перспективы
Автор: Шекк Е.А.
Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu
Рубрика: Теория и практика юридической науки
Статья в выпуске: 2 (55), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализировано современное состояние профилактической деятельности и раскрываются направления профилактической работы в рамках противодействия притоносодержательству в современных условиях. С учетом положений профильного закона о профилактике правонарушений рассматриваются наиболее актуальные формы профилактического воздействия. Анализируется накопленный опыт и проблемы, возникающие в этой области. На основании проведенного исследования сформулирован вывод о необходимости системного подхода к оптимизации профилактической деятельности в сфере притоносодержательства, а также в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в целом, предлагаются пути ее совершенствования. В заключении статьи представлен авторский комплекс мер, разработанный для совершенствования системы профилактики преступлений, предусмотренных ст. 232 УК РФ.
Наркопритон, преступность, незаконный оборот наркотиков, профилактика преступности, отсрочка, взаимодействие, превенция, немедицинское потребление наркотиков
Короткий адрес: https://sciup.org/14119984
IDR: 14119984
Текст научной статьи Профилактика притоносодержательства, связанного с немедицинским потреблением наркотиков: состояние и перспективы
Рассмотрение проблем противодействия при-тоносодержательству невозможно без оценки деятельности по профилактике рассматриваемого вида посягательств. Изучение уголовных дел и приговоров показало, что в подавляющем большинстве изученных уголовных дел (более 80 %) (1. При проведении исследования изучено 610 уголовных дел и приговоров по ст. 232 Уголовного кодекса Российской Федерации за 2006-2018 гг. в России) не применялись профилактические меры. Кроме того, лица, вовлекшие в употребление наркотиков фигурантов уголовных дел, устанавливались лишь в 1,6 % случа- ев, в 44,3 % такие лица не были установлены и еще в 54,1 % этот вопрос даже не выяснялся. Источник приобретения наркотиков был установлен чуть более, чем в половине изученных приговоров и уголовных дел (57,4 %). Между тем проведенное исследование выявило важные и пока еще не задействованные направления профилактики рассматриваемого вида преступлений.
Так, Закон № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» определил сразу несколько направлений профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных
Как цитировать статью: Шекк Е.А. Профилактика притоносодержательства, связанного с немедицинским потреблением наркотиков: состояние и перспективы // Вестник Академии права и управления. 2019. № 2(55). 35–39 с.
веществ и наркомании как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании. Между тем, для реализации этих направлений профилактики следует прежде всего выделить те группы риска, на работу с которыми должны быть приоритетно ориентированы субъекты такой профилактики.
Исследование показало, что как правило такими группами являются: лица, состоящие на учете в связи с употреблением наркотических средств, психотропных веществ; несовершеннолетние, состоящие на таком учете, а также несовершеннолетние, злоупотребляющие одурманивающими веществами; лица, отбывающие наказание условно за преступления, связанные с наркотиками; лица, освободившиеся из мест лишения свободы за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; лица, наказание которым отсрочено за преступления, связанные с наркотиками.
Основой профилактического воздействия применительно к притоносодержательству следует считать регламентированный приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» профилактический обход административного участка, который включает в себя посещение зданий, строений и сооружений, расположенных на административном участке (при необходимости обследуются подъезды, чердачные и подвальные помещения жилых домов, пустующих и подлежащих сносу строений); посещение лиц, состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел; ознакомление с жильцами квартир (жилых домов, комнат) с соблюдением требований статьи 15 Федерального закона «О полиции», встречи для решения вопросов взаимодействия с собственниками или представителями собственников объектов, расположенных на административном участке.
Как справедливо отмечается в п. 46.2 указанного приказа, при проведении профилактического обхода особое внимание участковый уполномоченный должен уделять информации о лицах, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача; о лицах, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги; о лицах, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, культивирующих растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества; о лицах, содержащих притоны для потребления наркотиков, и лицах, предоставляющих помещения для этих целей; о лицах, склоняющих к потреблению наркотических средств и психотропных веществ, в том числе несовершеннолетних.
При достаточно подробной регламентации в приказе, а также указании в ст. 12 Закона РФ «О полиции» на обязанности сотрудников полиции выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний, эта работа не всегда ведется качественно.
Результаты обобщения данных региональных прокурорских проверок в органах внутренних дел за 2008–2018 гг. показали в ряде случаев ненадлежащее исполнение требований ст. 12 Закона РФ «О полиции» в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, что не позволяет в полной мере обеспечивать предупреждение наркопреступности на ранней стадии, выявлять лиц, склонных к потреблению наркотиков, своевременно устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.
Так, проверкой в одном из регионов было установлено, что участковые уполномоченные полиции устранились от работы по установлению организаторов и содержателей притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Выявлялись факты отсутствия работы, направленной на исполнение обязанностей по выявлению преступлений и правонарушений, поквартирный обход административных участков участковыми уполномоченными не осуществляется, не устанавливаются организаторы и содержатели притонов для потребления наркотиков, не осуществляется контроль и профилактическая работа за данными лицами. Имелись факты несвоевременного установления определенных категорий граждан (освобожденных из мест лишения свободы, хронических алкоголиков и лиц, больных наркоманией, психически больных лиц и т.д.). По данным фактам прокуратурой региона обоснованно были внесены соответствующие представления.
Реализация профилактической работы, исходя из положений ст. 53.1 Закона «О наркотических средства и психотропных веществах», в зависимости от правового статуса наркозависимого лица возлагается в основном на участковых уполномоченных полиции, уголовно-исполнительные инспекции, либо общественные организации, занимающиеся профилактикой наркомании. При этом представляется обоснованным шире задействовать потенциал органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собствен- ности, а также граждан, поскольку они «имеют право участвовать в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, а также самостоятельно разрабатывать и реализовывать комплексы таких мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Одним из путей совершенствования профилактической деятельности призваны стать некоторые законодательные изменения. Так, значительный вклад в расширение масштабов немедицинского потребления наркотиков и связанных с ними девиаций вносит слабо контролируемое распространение информации о наркотических средствах, психотропных веществах и их аналогах, а также новых потенциально опасных психоактивных веществах, особенно с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Высокая общественная опасность пропаганды наркотиков в социальных сетях и Интернете очевидна, не нуждается в дополнительной аргументации и никем уже не оспаривается. Тем не менее, в подтверждение тезиса можно привести данные опроса наркозависимых лиц, четверть которых (25,3 %) о месте, в котором можно употребить наркотики, узнала из сети «Интернет». Учитывая агрессивную рекламу новых видов наркотиков в цифровой среде, а также высокий доход, получаемый поставщиками аддиктивных благ, можно прогнозировать увеличение объемов их распространения с использованием информационных технологий. Между тем, распространение информации о местах для употребления таких веществ все еще не находится под запретом наряду с информацией о способах изготовления, местах приобретения и данный правовой пробел нуждается в восполнении.
Интересно, что законодателем периодически вносятся поправки в законодательство в этой сфере. В частности, 6 мая 2019 опубликован Федеральный закон от 01.05.2019 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 7 Федерального закона «О рекламе» [1], вступивший в силу 12.05.2019, который вносит изменение в пункт 2 статьи 7 Федерального закона «О рекламе», устанавливающее запрет на размещение (распространение) рекламы новых потенциально опасных психоактивных веществ. Однако такие поправки часто носят преимущественно ситуативный характер.
В связи с этим, предлагается внесение изменений в ряд законодательных актов, регулирующих эту сферу правоотношений, таких как Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в части запрета распространения информации о местах употребления указанных веществ. Так, абзац 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» предлагается после слов «местах приобретения» дополнить словами «и употребления». Аналогично подпункт 1б пункта 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предлагается после слов «местах приобретения» дополнить словами «и употребления».
С другой стороны, в рамках положений ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее – Закон о профилактике) еще одним способом реализации форм профилактического воздействия представляется привлечение средств массовой информации на принципах профессионализма и объективности к пропаганде здорового образа жизни, активной созидательной позиции граждан, формирования в общественном сознании образа нетерпимости к немедицинскому потреблению наркотиков. Таким образом, можно выделить отдельное актуальное направление профилактической работы – антинаркотическая пропаганда, которая представляет собой пропаганду здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленную на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.
Классической формой профилактического воздействия, также обозначенной в п. 7–9 ч. 1 ст. 17 Закона о профилактике, применительно к наркопреступности является лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией. Принимая во внимание специфику притоносодержательства, можно несколько оптимизировать традиционные подходы, предложив расширить применение ст. 82.1 УК РФ к притоносодержателям, признанным в официальном порядке больными наркоманией [2].
Важным элементом системы профилактики притоносодержательства, регламентированной п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона о профилактике, является совершенствование организации и осуществления учета лиц, потребляющих наркотики. В ходе исследования этого вопроса были выявлены серьезные недостатки в учете и организации профилактической работы с потребителями наркотических средств. Между тем устранение таких недостатков может явиться серьезным вкладом не только в борьбу с рассматриваемым посягательством, но и в целом в противодействие наркотизации населения.
В качестве примера можно привести такие недостатки учетной работы: по одному из приговоров в Республике Татарстан указано, что осуждаемый Т. по месту жительства характеризуется положительно, на учете у врача психиатра не состоит, хронических и тяжелых заболеваний не имеет, не судим. Вместе с тем, за последний календарный год неоднократно привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, состоит на учете у врача нарколога, при этом медицинское учреждение не посещает и не наблюдается. Кроме того, состоит на профилактическом учете в отделе МВД России по Заинскому району Республики Татарстан как содержатель притонов для потребления наркотиков (Приговор по делу № 1-145/2018. Вынесен Заинским городским судом (Республика Татарстан (Татарстан). URL https: //bsr.sudrf. ru (дата обращения: 14.12.2018)). При этом не понятно, почему состоящий на учете как содержатель наркопритона не привлекался к уголовной ответственности по ст. 232 УК РФ. Можно задать и обратный вопрос: если лицо не судимо, не привлекается к уголовной ответственности за притоносодержательство, на каком основании оно было взято на соответствующий учет?
Проведенное исследование также показало необходимость и целесообразность в целях совершенствования профилактической и иной деятельности, направленной на противодействие незаконному обороту наркотиков и их немедицинскому потреблению в целом, и притоносодержательству, в частности, законодательно наделить органы прокуратуры, правоохранительные органы полномочиями по получению сведений, составляющих врачебную тайну, в отношении наркозависимых лиц без согласия пациента или его законного представителя в связи с осуществлением государственно-властных полномочий.
Обоснованным и перспективным видится предоставление данных медицинскими учреждениями в корреспондирующие правоохранительные органы либо в прокуратуру не только по запросам, но и в целях информирования, как это указано в п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об основах здоровья граждан». В частности, направляемая в рамках такого взаимодействия органами здравоохранения втерриториальные органы внутренних дел информация должна содержать следующие сведения: а) о лицах, состоящих на учете в наркологической службе; б) о лицах, прошедших освидетельствование на предмет немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или новых потенциально опасных психоактивных веществ с положительными результатами; в) о лицах, поставленных на учет после задержания органами внутренних дел и обследованных в наркологическом учреждении.
Одновременно органам внутренних дел в территориальные органы здравоохранения следует направлять информацию: 1) о лицах, в отношении которых возбуждены уголовные дела и административные производства, связанные с незаконным потре- блением наркотиков; 2) о лицах, условно осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; 3) о лицах, наказание которым отсрочено до завершения курса лечения и медико-социальной реабилитации; 4) о лицах, на которых судом возложена обязанность пройти курс лечения от наркотической зависимости, а также курс реабилитационных мероприятий. При этом следует оговориться, что процедурные вопросы такого законодательного и организационного решения не входили в предмет настоящего исследования и нуждаются в дополнительном изучении.
Резюмируя сказанное, предлагаем комплекс мер по совершенствованию системы предупреждения притоносодержательства, включающий в себя:
-
1) работу с группами риска, в число которых должны включаться лица, состоящие на учете в связи с употреблением наркотических средств, психотропных веществ; несовершеннолетние, состоящие на таком учете, а также несовершеннолетние, злоупотребляющие одурманивающими веществами; лица, отбывающие наказание условно за преступления, связанные с наркотиками; лица, освободившиеся из мест лишения свободы за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; лица, наказание которым отсрочено за преступления, связанные с наркотиками;
-
2) применение отсрочки отбывания наказания больным наркоманией к содержателям притонов, для чего автором предложено внести изменения в ст. 82.1 УК РФ в части дополнения перечня содержащихся в ней составов частью 1 ст. 232 УК РФ;
-
3) установление административной ответственности за организацию употребления одурманивающих веществ, не относящихся к наркотическим, психотропным, их аналогам или новым потенциально опасным психоактивным веществам;
-
4) установление запрета распространения, в том числе в сети Интернет, информации о местах употребления наркотиков, для чего предлагается внесение изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», за исключением случаев распространения такой информации в целях профилактики наркопотребления;
-
5) повышение эффективности межведомственного взаимодействия между наркологической службой, органами внутренних дел и другими субъектами профилактической деятельности, включающими в себя информационный обмен не реже одного раза в месяц.
Список литературы Профилактика притоносодержательства, связанного с немедицинским потреблением наркотиков: состояние и перспективы
- Собрание законодательства РФ, - 06.05.2019, - № 18, - ст. 2213.
- Шекк Е.А. Актуальные направления предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков // В сборнике: Проблемы детерминации и предупреждения преступности Под редакцией профессора А.И. Долговой. - Москва, - 2017. - С. 318-323.