Профилактика развитие венозных тромбоэмболии у пациентов с онкопатологией

Автор: Нурматов Х.В., Тожибоева Н.Л., Усмонова С.О., Саиджонова Ф.Л., Бабаева Г.Л.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 10 (77), 2020 года.

Бесплатный доступ

Проведенный нами исследовани показал, что ВТЭ является одним из тяжелых осложнений у пациентов с онкопатологией и определяет течение заболевания, требует динамического наблюдения за показателями гемодинамики и своевременного назначения как фармакологических, так и механических средств профилактики тромбообразования. Предупреждение развития ВТЭ является одним из важных шагов для увеличения выживаемости пациентов с раком.

Тромбоэмболии, онкологи, профилактика, аутопсии, гипокоагуляция, стандартной профилактике

Короткий адрес: https://sciup.org/140251396

IDR: 140251396   |   DOI: 10.46566/2225-1545_2020_77_632

Текст научной статьи Профилактика развитие венозных тромбоэмболии у пациентов с онкопатологией

Актуалность проблемы. Американским обществом Клинической Онкологии (American Society of Clinical Oncology, ASCO), Европейским обществом Медицинской Онкологии разработано руководство для предупреждения развития ВТЭ у пациентов с онкопатологией с использованием как фармакологических, так и механических средств [1,2].

К механическим средствам компрессии относятся компрессионные чулки, эластическое бинтование ног, которые работают по принципу предотвращения венозного застоя, продвигая венозный отток пассивно или активно. По данным современной литературы, использование механических средств у пациентов после хирургического лечения предупреждает развитие ГВТ в 61% случаев, но механические средства не эффективны для профилактики развития ТЭЛА [9-11]. Результаты клинического изучения Clagett G.P., Reisch J.S. доказали, что наиболее эффективным для профилактики развития ВТЭ, в том числе ТЭЛА, у пациентов с онкологической патологией является комбинированное использование как механических средств, так и антикоагулянтов (нефракционного гепарина) [12]. Использование же механических средств в монорежиме оправдано только тогда, когда есть противопоказания к использованию антикоагулянтов. Для профилактики и лечения ВТЭ используются и низкомолекулярные гепарины (НМГ), такие как далтепарин (dalteparin), эноксапарин (enoxaparin), тинзапарин (tinzaparin).

Однако только эноксапарин и далтепарин входят в рекомендации АSCO для профилактики ВТЭ [5, 6]. Согласно рекомендациям эноксапарин и далтепарин используют в дозе 40 мг и 5000 МЕ соответственно 1 раз в сутки подкожно. Однократное применение НМГ и более устойчивая гипокоагуляция является предпочтительнее как для пациента, так и медицинского персонала в сравнении с гепарином. Однако для пациентов с почечной недостаточностью (клиренс креатинина менее 30 мл/мин), страдающих ожирением, с массой тела <50 кг и пожилым пациентам (старше 70 лет) НМГ противопоказаны. Кроме того, несмотря на низкий риск развития индуцированной тромбоцитопении в отличие от гепарина, тромбоцитопения тоже является противопоказанием к использованию НМГ [6]. Следует отметить, что согласно рекомендации NCCN (National Comprehensive Cancer Network) эноксапарин можно применять у пациентов с почечной недостаточностью (клиренс креатинина менее 30 мл/мин) в дозе 20 мг, что в 2 раза ниже стандартной профилактической дозы [12].

Цель исследования. Улучшение ранней диагностики венозных тромбоэмболии у пациентов с онкопатологией путём разработки и внедрение в клиническую практику комплекса методов новейших инновационных исследовании.

Материалы и методы исследований. Под нашим наблюдением находилось 120 умерших с осложнением тромбоэмболии легочной артерии, находившихся на стационарном лечении в период 2000-2017 гг. на базе Республиканском онкологическом и радиологическом специализированном научно-практическом медицинском центре. Давность заболевания составляла от 1 до 6 суток.

Исходя из задач исследования, клинический материал был разделён на две группы. I группа– основная (74 больных), которым проводили лечение с антикоагулиянтов после операции и контрольная (46 больных), которым проводили традиционное лечение при тяжелих состоянияи больных после операции. Группы были рандомизированы по полу, возрасту, давности заболевания, патоморфологическим изменениям в стенки артерии при ТЭЛА, данные методики иммуногистохимии и изучать активированное частичное тромбопластиновое время, которое получающие оздровительные лечение и умерших во время лечеинии от тромбоэмболии легочной артерии в Республиканском онкологическом и радиологическом специализированном научно-практическом медицинском центре.

В I группе из 51 больных (68,9%) были лица мужского пола, женского – 23 (31,0%). Во II-й группе мужчин-27(58,6%), женщин – 19 (41,3%).

Результаты и обсуждение. На основании результатов проведенных нами исследований 120 аутопсийных материалов, из них 46 материалы было взято на контрольной группы у тяжелых больных с онкопатологией, научно обоснованы и разработаны принципиально новые способы и усовершенствованы существующие методики диагностики и профилактики.

Все пациенты I подгруппы основной и контрольной групп с диагнозом злокачественный опухоль при поступлении в стационар имели субфебрильную температуру, умеренный лейкоцитоз и повышение СОЭ в клиническом анализе крови. У всех больных были жалобы на затруднение дыхания, одишка, охриплость. Большинство больных (28 человек) отмечали затруднение прохождения твердой и жидкой пищи, затруднение дыхания. У 6 человек был кашель с отхождением пенистой слизов. 3 человек жаловались на болезненность при пальпации регионарных лимфатических узлов.

По результатам проведенного нами исследования, установлено, что регресс клинических проявлений злокачественных опухолях у пациентов I основной группы в сравнении с контрольной группой на фоне проведения антикоагулиянтных лечении наступал уже первого дня проведенного операции (2±0,25 сутки наблюдения), в контрольной группе - 3±0,4 суток после операции. Одышка у пациентов основной группы полностью регрессировала к первым суткам проводимой операции, и к 5±0,1 суткам в контрольной группе. К 3±0,1 суткам лечения пациенты основной группы и к 7±0,2 суткам в контрольной группе отмечали уменьшение кашля и количества слизистой мокроты. Снижение и нормализация показателей СОЭ, количества лейкоцитов наступали к 3±0,25 суткам наблюдений у пациентов основной группы и к 7±0,2 суткам наблюдений - у пациентов контрольной группы.

Полученные данные могут быть использованы в учебном процессе при преподавании анатомии, гистологии, патологической анатомии, онкологии, хирургии, а также в научно-исследовательских работах, санитарно-гигиенических учреждениях.

Заключение: Таким образом, проведенный обзор литературы показал, что в отечественной литературе исследуемый вопрос изучен недостаточно. ВТЭ является одним из тяжелых осложнений у пациентов с онкопатологией и определяет течение заболевания, требует динамического наблюдения за показателями гемодинамики и своевременного назначения как фармакологических, так и механических средств профилактики тромбообразования. Предупреждение развития ВТЭ является одним из важных шагов для увеличения выживаемости пациентов с раком. .

Список литературы Профилактика развитие венозных тромбоэмболии у пациентов с онкопатологией

  • Agnelli G., Bolis G., Capussotti L. et al. (2006) A clinical outcome-based prospective study on venous thromboembolism after cancer surgery: The RISTOS project. Ann. Surg., 243: 89-95.
  • Agnelli G., Berggvist D., Cohen A.T. (2005) Randomized clinical trial of postoperative fondaparinux versus perioperative dalteparin for prevention of venous thromboembolism in high-risk abdominal surgery. Br. J. Surg., 92: 1212-1220.
  • Agnelli G. (2008) A randomized double-blind placebo-controlled study on nadroparin for prophylaxis of thromboembolic events in cancer patients receiving chemotherapy: the PROTECHT study. Program and abstracts of the 50th Annual Meeting of the American Society of Hematology; December 5-9; San Francisco, California. Abstract 6.
  • Alikhan R., Cohen A.T., Combe S. et al. (2003) Prevention of venous thromboembolism in medical patients with enoxaparin: a subgroup analysis of the MEDENOX study. Blood Coagul. Fibrinolysis, 14: 341-346.
  • Alikhan R., Cohen A.T., Combe S. et al. (2004) Risk factors for venous thromboembolism in hospitalized patients with acute medical illness: analysis of the MEDENOX Study. Arch Intern Med., 164: 963-968.
  • American Society of Clinical Oncology Guideline: Recommendations for venous thromboembolism prophylaxis and treatment in patients with cancer. J. Clin. Oncol. 2007; 25: 5490-5505.
  • Kakkar A.K., Levine M., Pinedo H.M. et al. (2003) Venous thrombosis in cancer patients: insights from the FRONTLINE survey. Oncologist, 8: 381-388.
  • Bennett C.L., Angelotta C., Bergqvist D. et al. (2002) Duration of prophylaxis against venous thromboembolism with enoxaparin after surgery for cancer. N. Engl. J. Med., 346: 975-980.
  • Bern M.M., Lokich J.J., Wallach S.R. et al. (1990) Very low doses of warfarin can prevent thrombosis in central venous catheters: a randomized prospective trial. Ann. Intern. Med., 112: 423-428.
  • Blom J.W., Doggen C.J., Osanto S., Rosendaal F.R. (2005) Malignancies, prothrombotic mutations, and risk of venous thrombosis. JAMA, 293: 715-722.
  • Chew H.K., Wun T., Harvey D.J. et al. (2007) Incidence of venous thromboembolism and impact on survival in breast cancer patients. J Clin Oncol., 25: 70-76.
  • Clagett G.P., Reisch J.S. (1988) Prevention of venous thromboembolism in general surgical patients: results of meta-analysis. Ann. Surg., 208: 227-240.
  • Efficacy and safety of enoxaparin versus unfractionated heparin for prevention of deep vein thrombosis in elective cancer surgery: a double-blind randomized multicentre trial with venographic assessment - ENOXACAN Study Group. Br. J. Surg. 1997; 84: 1099-1103.
Еще
Статья научная