Профилактика тромбоэмболических осложнений у больных раком легкого
Автор: Аяпбергенова Г.О.
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Материалы конференции
Статья в выпуске: S1, 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14055318
IDR: 14055318
Текст статьи Профилактика тромбоэмболических осложнений у больных раком легкого
Патогенетические механизмы, обусловливающие развитие тромбоэмболических осложнений у онкологических больных, включают комплекс взаимодействий между опухолевыми клетками и системой гемостаза. Опухолевые клетки выделяют высокоактивный тканевой фактор и специфический раковый прокоагулянт, которые запускают процессы внутрисосудистого свертывания крови. Для профилактики нарушений гемостаза и связанных с ними тромбоэмболических осложнений у онкологических больных патогенетически обоснованным является использование низкомолекулярных гепаринов.
Цель исследования. Изучить влияние антикоагулянтной терапии на эффективность лечения и частоту гиперкоагуляции у онкологических больных раком легкого, получающих химиотерапевтическое лечение.
Материалы и методы. В исследование вошли 28 больных диссеминированной формой рака легкого. Мелкоклеточный рак диагностирован у 36 % больных, немелкоклеточный рак – у 64% больных, из них плоскоклеточный рак – у 43% и аденокарцинома – у 21 % больных. III стадия заболевания установлена у 36% больных, IV стадия – у 64% больных. Объективный статус больных по шкале ECOG не выше 2 баллов. Все больные получили от 6 до 12 курсов химиотерапии по различным схемам с включением препаратов: этопозид, гикамптин, навельбин, таксотер, гемзар с цисплатином или карбопла-тином. Больные рандомизированы на 2 группы: 1-я группа (14 больных) получала антикоагулянтную терапию (фраксипарин) в сочетании с химиотерапией; 2-я (14 больных) получала только химиотерапевтическое лечение. Фракси-парин по 2850 МЕ (0,3 мл) вводился подкожно с первого дня химиотерапии в течение недели с последующим переходом на оральные антикоагулянты варфарин 2,5 мг ежедневно, длительно. Исходная коагулопатия с признаками хронического внутрисосудистого свертывания крови наблюдалась у 100 % больных раком легкого, установлено достоверное сокращение АЧТВ и увеличение концентрации фибриногена в 1,8 раза; усиление функциональной активности тромбоцитов в виде повышения степени их агрегации в 1,2 раза; содержание РКМФ, по данным этанолового теста было повышено в 3,8 раза; концентрация D-димера была достоверно увеличена в 2 раза.
Результаты. Проведение антикоагулянтной терапии у больных 1-й группы к концу лечения снизило активацию прокоагулянтного звена системы гемостаза: наблюдалось удлинение АЧТВ и снижение концентрации фибриногена в 1,2 раза, в то время как показатель его у больных, не получающих фраксипарин, достоверно увеличился в 2 раза, что говорит о значительном фибринообразовании. В 1-й группе нормализация показателей АДФ-, коллаген- и адреналин-индуцированной агрегации тромбоцитов до нормы, у больных 2-й группы усиление агрегации на 1,6 раза. При исследовании маркеров внутрисосудистого свертывания крови у больных, не получавших фраксипарин, наблюдалось дальнейшее увеличение РКМФ (по данным этанолового теста положительная проба) в 4 раза, в то время как у больных, получавших его, концентрация РКМФ снизилась на 2,6 раза. Концентрация D-димера в 1-й группе постепенно снижалась и к концу лечения находилась в пределах нормы, в отличие от больных 2-й группы, у которых показатель этот вырос в 1,2 раза. Таким образом, применение фраксипарина у больных раком легкого снижало активацию прокоагулянтного и тромбоцитарного звеньев системы гемостаза, что связано с выраженной анти-Ха-активностью низкомолекулярного гепарина и высвобождением ингибитора тканевого фактора, который тормозит комплекс тканевой фактор - фактор VIIа. При этом снижался уровень маркеров внутрисосудистого свертывания крови и тромбообразования ( D-димер, РКМФ), что предотвратило развитие тромбоэмболических осложнений. При оценке непосредственного эффекта противоопухолевой терапии общий ответ достигнут в 93 % случаев в 1-й группе, из них частичная регрессия в 64 %, стабилизация в 29 %, прогрессирование в 7 % случаев, во 2-й группе соответственно общий ответ получен в 70 % случаев, из них частичная регрессия – в 52 %, стабилизация - в 18 %, прогрессирование – в 30 % случаев. Побочные эффекты соответствовали токсическому профилю тех схем химиотерапии, которые применялись.
Выводы. Таким образом, профилактическое применение антикоагулянтной терапии (фракси-парин) у больных диссеминированными формами рака легкого позволило не только улучшить показатели коагулограммы, что предупреждает развитие таких грозных, порой фатальных осложнений, как тромбоэмболические, но и способствовало повышению непосредственной эффективности основного лечения ( 93 % в 1-й группе против 70 % во 2-й группе).