Прогерия

Автор: Утц С.Р., Тальникова Е.Е., Шерстнева В.Н., Румянцева Е.В.

Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj

Рубрика: Кожные болезни

Статья в выпуске: 3 т.10, 2014 года.

Бесплатный доступ

Представлены данные литературы, отражающие этиологию, клинику и дифференциальный диагноз прогерии детского возраста и взрослых

Взрослые, детский возраст, наследственность, преждевременное старение

Короткий адрес: https://sciup.org/14917998

IDR: 14917998

Текст научной статьи Прогерия

1Все в мире имеет свой срок существования. Человеческий организм рассчитан на определенный период жизни, различный для каждого индивидуума. Известный русский ученый И. И. Мечников считал смерть раньше ста пятидесяти лет «насильственной». По мнению многих крупных исследователей, человек должен жить в среднем до ста шестидесяти лет. К сожалению, наука не имеет никакого средства против физиологического старения, которое неизбежно, как и существенные изменения, характерные для него [1].

Старение — нормальный непрерывный физиологический процесс, который является неотъемлемой, составной частью жизни. Эта проблема затронута еще Цицероном в его произведении «De senectute» («О старости»): «…всегда существовала необходимость в каком-то завершении, и когда время наступает, нам приходится, подобно плодам деревьев или плодам земли, в известной мере увядать и опадать».

В течение всей жизни в организме постоянно происходят изменения, без которых его существование немыслимо. Считается, что от рождения и до определенного возраста человек растет и развивается, но только в 25 лет обызвествляются последние хрящи в эпифизах трубчатых костей, и рост затормаживается, поэтому этот возрастной период считается переломным моментом, с которого начинается движение к старости [2].

В медицинском и социально-экономическом плане преждевременное старение приобретает наибольшее значение в ассоциации с возрастными болезнями, которые развиваются быстро, приводят к одряхлению и инвалидности. Некоторые авторы считают, что атеросклероз является одним из факторов, определяющих характер старения и его темп. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы ухудшается в большей степени, чем при фи-

зиологическом («нормальном») угасании организма. Прогрессирующий склероз сосудов мозга по своим симптомам напоминает одряхление организма такими признаками, как изменения кожи, волос, осанки, и иногда рассматривается в качестве возможной «модели» преждевременного старения [3].

При некоторых заболеваниях наступает ускорение темпа старения, и пациент выглядит значительно старше своих сверстников. Особое место по раннему проявлению занимают синдромы преждевременной старости наследственной природы, представляющие явную патологию. Это так называемые прогерии.

Прогерия (греч. progērōs преждевременно состарившийся) — комплексная мезоэктодермальная дисплазия [4]. Выделяют две формы прогерии: детская — Hutchinson Gilford Progeria Syndrome (HGPS); прогерия взрослых — синдром Вернера [5].

Преждевременное старение в детском возрасте было описано в 1886 г. английским врачом Dr. Jonathan Hutchinson у ребенка 6 лет, оно проявлялось атрофией кожи и её придатков [6]. Термин «прогерия» был введен Dr. Gilford, изучившим клинико-морфологические особенности этой патологии [7, 8].

HGPS вызван спорадической аутосомно-доминантной мутацией в гене LMNA, который осуществляет синтез белка Lamin A, являющегося основой клеточного ядра и носящего название прогерин. Он способствует нестабильности ядер, приводя к ускорению процесса старения и развитию прогерии [9]. Также имеются данные о возможном его расположении на 1-й хромосоме [10] (рисунок).

Первые признаки заболевания возникают у детей на первом или втором году жизни. Больные имеют характерный внешний вид: низкий рост, относительно большую голову и уменьшенную лицевую часть черепа, тонкий клювовидный нос, микрогнатию, экзофтальм, оттопыренные уши. Кроме того, отмечается уменьшение подкожной жировой клетчатки, гиперпигментация, истончение кожи, которая становится сухой, морщинистой, местами склеродермоподобной. Ногтевые пластинки дисторофичные,

Прогерия детского возраста аномальной формы, могут полностью отсутствовать. Наблюдается преждевременное поседение волос, тотальная алопеция. Брови и ресницы редкие, тонкие. Больные отстают в половом развитии. Интеллект не страдает. В крови повышен уровень холестерина и липопротеидов. Имеет место изменение коллагеновых волокон: дезорганизация, утолщение, снижение растворимости. Продолжительность жизни от 7 до 27 лет. Большинство больных погибают от атеросклеротических осложнений и злокачественных новообразований. На аутопсии выявляются генерализованный атеросклероз, фиброз миокарда; отложение жироподобного вещества в мозге, коре надпочечников, почках, печени, половых железах; истончение коркового слоя в костях [5, 11].

Некоторые клинические признаки, сходные с синдромом Гетчинсона–Гилфорда, присущи семейной акрогерии Готтрона. Эта патология проявляется при рождении или в первые годы жизни и является наследственной и семейной. Сопровождается истончением кожи верхних конечностей, преимущественно кистей. Сквозь дряблую полупрозрачную желтовато-белого цвета атрофическую кожу просвечивают сосуды. Пальцы конусовидно истончены (акромикрия) [12].

Патогенетического лечения и профилактики progeria infantum в настоящее время не существует. Однако фондом Progeria Research Foundation проведен ряд клинических испытаний. Согласно этим исследованиям, препарат Lonafarnib типа фарнезил-трансферазы ингибитор (ФТИ), изначально разработанный для лечения рака, оказался эффективным в отношении прогерии. У каждого больного прогерией наблюдалось улучшение по одному из четырех параметров: повышение массы тела, улучшение слуха, улучшение костной структуры и, самое главное, повышение гибкости кровеносных сосудов [13].

В качестве симптоматической терапии применяются антиоксидантные препараты, витамин Е и дру- гие лекарственные средства. Пациентам рекомендуется избегать воздействия травмирующих факторов на кожу [14].

Дифференциальная диагностика детской прогерии проводится с синдромом Коккейна, для которого характерно: непропорциональная карликовость, диффузный пигментный ретинит с обесцвечиванием диска зрительного нерва, глухота, атаксический тремор, повышенная чувствительность к ультрафиолетовым лучам и снижение интеллекта.

Следует также отличать синдром Гетчинсона– Гилфорда от синдрома Ульриха–Фремерей–Доны — врожденного симптомокомплекса, проявляющегося треугольной формой черепа с расходящимися швами, катарактой, гипотрихозом с очаговой алопецией вдоль костных швов.

Дифференциальный диагноз с синдромом Хан-харта (гипофизарно-церебральный нанизм) базируется на наличии ранних геродермических изменений на лице, которое становится морщинистым, пропорциональной карликовости в сочетании с гипоге-нитализмом, иногда гипотиреозом. В крови снижена щелочная фосфатаза, отмечается анемия и лимфо-цитопения, в моче — снижение уровня тирео- и гонадотропных гормонов.

При cиндроме Ротмунда–Томпсона отсутствуют карликовость, евнухоидизм и патология сердечнососудистой системы [4].

Прогерия взрослых (син.: синдром Вернера) наследуется по аутосомно-рецессивному типу, при этом имеет место сцепление с группой маркеров 8-й хромосомы [10, 14]. Впервые этот синдром был описан Вернером в 1904 г. в диссертации «Катаракта в соединении со склеродермией» у четырех братьев и сестер. В 20% случаев отмечались кровнородственные браки [15].

Имеются данные о нарушении метаболизма соединительной ткани при этом синдроме, что подтверждается изменениями пролиферативной активности фибробластов и наличием дефекта синтеза гликозаминогликанов [10]. Повышенная гиалинизация базальных мембран вызывает сдавление семявыво-дящих канальцев у мужчин, патологию овариальной системы у женщин, что приводит к бесплодию. По этой же причине нарушается функция печени, почек, желез внутренней секреции. Гистологическая картина: атрофия эпидермиса, дермы, скопление меланоцитов в базальном слое эпидермиса, гиалинизация и атеросклероз сосудов [14]. Манифестирует заболевание в возрасте 14–18 лет. Носит прогредиентное течение [16].

Первыми признаками прогерии являются преждевременное старение волос и прогрессирующая алопеция. Больные низкого роста с маскообразным лицом, клювовидным носом и выступающим подбородком. Кожа истончена, блестящая, натянутая, особенно в области голеней, где отчетливо видна сеть кровеносных сосудов. Подкожно-жировая клетчатка и мышцы атрофированы, в силу чего конечности непропорционально тонкие. Отмечается нарушение пигментации (де- и гиперпигментация). В ряде случаев диагностируют ювенильную катаракту, нарушения эндокринной системы (гипогонадизм, сахарный диабет), атеросклероз, остеопороз, инфаркт миокарда. Кроме того, встречается ладонно-подошвенная кера-тодермия, дистрофические изменения ногтевых пластинок. Иногда обнаруживаются дефекты интеллекта [14]. Высок риск развития меланомы, остеосаркомы, рака щитовидной железы и других видов опухолей

[17]. В периодической литературе также описаны случаи сочетания синдрома Вернера с псориатической эритродермией и несращением твердого неба [16, 18, 19]. Летальный исход чаще всего наступает после 40 лет от злокачественных новообразований или сердечно-сосудистой патологии. Лечение симптоматическое [14].

Синдром Вернера следует отличать от детской прогерии, старческой атрофии кожи синдрома Рот-мунда — Томпсона.

Progeria infantum начинается в раннем детском возрасте. Проявляется отставанием в физическом и половом развитии, акромикрией, дистрофией зубов, отсутствием нарушений интеллекта, выраженной сердечно-сосудистой патологией, от которой летальный исход наступает обычно в молодом возрасте.

Старческая атрофия кожи отличается от прогерии взрослых более поздним (после 50 лет) развитием физического увядания, медленным прогрессированием изменений тургора, эластичности, цвета и процессов регенерации кожи, постепенным поредением или выпадением волос на голове (alopecia senilis). Ногти утолщаются, становятся ломкими. На лице в области лба и носа наблюдается гипертрофия сальных желез, на лбу иногда формируются желтоватого цвета узелки (adenoma sebaceum senile). Вокруг глаз в височных областях образуются очаги уплотнения с расширенными порами (сенильная эластома). Кроме того, возможны милиумподобные кисты, фолликулярный гиперкератоз и диффузные камедоны (синдром Фавре — Ракушо) [4].

В 1974 г. Gilkes описал наследственное заболевание, занимающее промежуточное положение между прогерией детской и взрослых и назвал его «метагерия».

При этом патологическом состоянии больные бывают высокого роста, астенического телосложения, с выдающейся центральной частью лица, большими глазами без экзофтальма, с редкими дистрофичными волосами и слабовыраженной кахексией. Имеет место дисгидроз ладоней и подошв. В области конечностей кожа тонкая с телеангиэктазиями и участками гиперпигментации. Отличительной чертой является наличие раннего атеросклероза и сахарного диабета.

Гистологически определяется атрофия кожи. Лечение симптоматическое [14, 20].

Несмотря на редкость возникновения прогерии, больные с преждевременным старением заслуживают внимания дерматологов, педиатров, генетиков и врачей других специальностей. Наличие комплекса разнообразных клинико-морфологических изменений, имеющих сходство с другими дерматозами, неблагоприятный прогноз и проведение только симптоматической терапии диктуют необходимость изучения патогенетических механизмов и создания эффективных методов лечения для коррекции психоэмоционального состояния больных прогерией и улучшения качества их жизни.

Список литературы Прогерия

  • Айрапетов С.Г. Здоровье, эмоции, красота. М.: Молодая гвардия, 1977; 11 с.
  • Махотин Ю.В., Карева О.В., Лосева Т.Н. Книга о здоровье. М.: Медицина, 1988; 417 с.
  • Лазебник Л.Б., Вёрткин А.Л., Конев Ю.В. и др. Старение: профессиональный врачебный подход. М.: Эксмо, 2014; 7 с.
  • Дифференциальная диагностика кожных болезней/под ред. Б. А. Беренбейна, А. А. Студницина. М.: Медицина, 1989; 538 с.
  • Федорова E.B. и др. О врожденной прогерии. Педиатрия 1980; (4): 66
  • Hutchinson J. A case of congenital absence of hair with atrophic condition of the skin and its appendages. Lancet 1886; (1):923
  • Gilford H. On a condition of mixed premature and immature development. Medico-Chirurgical Transactions 1897; (80): 17-45
  • Gilford H. Progeria: a form of senilism. Practitioner 1904; (73): 188-217
  • Burtner RC, Kennedy BK. Progeria syndromes and ageing: what is the connection? Nature review. Molecular cell biology 2010; (11): 567-578
  • Кожные и венерические болезни/под ред. Ю.К. Скрипкина. М.: Медицина, 1996; 305 с.
  • Козлова С.И., Демикова Н.С., Семанова Е. и др. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. М.: Практика, 1996; 230 с.
  • Скрипкин Ю. К., Кубанова А. А, Прохоренков В. И. и др. Дерматологическая синдромология. Москва -Красноярск, 1998; 8 с.
  • Gordon L.B., Kleinman M.E., Miller D.T., etal. Clinical Trial of a Farnesyltransferase Inhibitor in Children with Hutchinson-Gil-ford Progeria Syndrome. Proceedings of the National Academy of Sciences 2012; 109(41)
  • Суколин И.Г. Клиника наследственных дерматозов. Атлас-справочник. М.: БИНОМ, 2013; 96 с.
  • Пономарев А.А., Куликов Е.П., Караваев H.C. и др. Редкие кожно-висцеральные синдромы. Рязань, 1998; 94 с.
  • Каламкарян А.А., Мордовцев B.H., Трофимова Л. Я. Клиническая дерматология: редкие и атипичные дерматозы. Ер.: Айастан, 1989; 567 с.
  • Любченко Л.Н., Черненко П.A., Хатырев С. А. и др. Клинико-генетическая гетерогенность меланомы кожи. Злокачественные опухоли 2012; 2 (2): 81-90
  • Бутов Ю.С., Пономарев Б.А., Сасиков Б.М. Сочетание псориатической эритродермии и синдрома Вернера у одного больного. Вестник дерматологии и венерологии 1977; (3): 68-70
  • Балявичене Г.P. Синдром Вернера в сочетании с частичным несращением твердого неба. Вестник дерматологии и венерологии 1980; (6): 55-58
  • Gilkes JJ, et al. The premature ageing syndromes. Report of eight cases and description of a new entity named meta-geria. Brit J Derm 1974; (91): 243-262.
Еще
Статья научная