Прогнозирование занятости и безработицы
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются теория прогнозирования занятости и безработицы и опыт ее применения, некоторые прогнозы, опубликованные в последние годы.
Баланс трудовых ресурсов, рабочая сила, занятость, безработица, прогнозирование
Короткий адрес: https://sciup.org/140286950
IDR: 140286950
Текст научной статьи Прогнозирование занятости и безработицы
Методика прогнозирования занятости и безработицы в современной российской теории и практике базируется на нескольких источниках. Первый источник – это традиционные методы прогнозирования баланса трудовых ресурсов, в разработке которых принимали участие несколько поколений советских ученых. Одним из лидеров данного направления в 1970-1990 годы был В.Г.Костаков, автор классического труда «Прогноз занятости населения: методологические основы»1. В работах В.Г.Костакова и представителей его научной школы, трудовые ресурсы рассчитывались на основе численности населения трудоспособного возраста, а численность занятых – исходя из плановых показателей объемов производства и производительности труда. В 1990-2000-е годы методология В.Г.Костакова была актуализирована и приведена к современным базам данных статистической информации и прогнозам Министерства экономического развития и Росстата А.В.Кашеповым2, Н.В.Локтюхиной3, С.В.Сиговой 4 5 и другими.
В максимально простом изложении традиционная методика прогнозирования баланса трудовых ресурсов, занятости и безработицы включает следующие стадии:
-
1. Рассчитывается ретроспективное соотношение по годам (за максимально длительный период – для повышения последующего качества экстраполяции) ключевого показателя численности трудового потенциала и численности населения в трудоспособном возрасте. В 2019 году приходится соотносить ряды чисел «старого» и «нового» трудоспособного возраста – но это отдельная тема. А ключевыми показателями могут быть трудоспособное население в трудоспособном возрасте, трудовые ресурсы или численность экономически активного населения (рабочей силы). В современных работах чаще всего это рабочая сила.
-
2. Соотношение ключевого показателя с численностью населения трудоспособного возраста экстраполируется на будущее и «накладывается» на прогноз Росстата численности населения трудоспособного возраста до 2036 года. Отсюда получаем перспективу численности рабочей силы или иного ключевого показателя до 2036 года.
-
3. На основе прогноза Министерства экономического развития до 2036 года объемов ВВП и динамики производительности труда (при наличии) рассчитываем рост или падение спроса на труд (численности занятых).
-
4. Вычитанием численности занятых из рабочей силы получаем численность безработных на перспективный период6 7.
Второй источник современной методологии прогнозирования занятости – математические модели баланса народного хозяйства, выраженного не в показателях совокупного продукта или ВВП, а в численности занятых по отраслям. В рамках данного направления в ЦЭМИ и ИНП АН СССР (позже – РАН) работал ряд авторов, наиболее известные публикации принадлежали Б.Д.Брееву и его соавторам8 9. Работы данной научной школы продолжает А.Г.Коровкин10 и ряд других современных авторов. Модели данной научной школы позволяют создавать «матрицы» межотраслевого распределения рабочей силы, сумма по столбцам или строкам матриц может быть использована для расчета агрегированных показателей занятости и в дальнейшем выхода на другие показатели трудового баланса.
Применение традиционных методик как в «табличном» так и в «экономико-математическом» вариантах гораздо более продуктивно, чем простая экстраполяция, например, численности рабочей силы и безработных, или так называемые «экспертные оценки». Предвидеть будущее невозможно, но попытка ответить на вопрос «что будет если численность населения будет меняться согласно прогнозу Росстата, а ВВП и производительность расти по прогнозу Министерства экономического развития» может быть полезна как для оценок текущей экономической ситуации, так и для разработки перспективной социально-экономической политики.
В сфере практического прогнозирования наблюдается расхождение мнений разработчиков официальных прогнозов министерств и ведомств, и альтернативных прогнозов отдельных ученых и научных коллективов, которые, как правило, стремятся предупредить о возможных проблемах.
Приведем примеры некоторых официальных прогнозов рабочей силы, занятости и безработицы, которые исходят из экстраполяции благополучных (с точки зрения снижения безработицы) тенденций последних лет. Согласно «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года », выпущенному в 2019 году, Министерство экономического развития признает, что вследствие повышения пенсионного возраста численность рабочей силы возрастет: «численность рабочей силы в течение всего прогнозного периода будет постепенно увеличивается с 75,8 млн. человек в 2018 году до 79,2 млн. человек в 2036 году. Наряду с постепенным увеличением предложения труда спрос на труд также продолжит расти в условиях динамичного экономического роста. В результате увеличение численности рабочей силы не приведет к росту безработицы, напротив тренд на ее снижение будет сохраняться в течение всего прогнозного периода. Уровень безработицы может снизиться с 5,2 % в 2017 году до 4,3% в 2034-2036 годах11.
Слабые места этого прогноза в том, что повышение пенсионного возраста, согласно принятым нормативным актам, должно завершиться в 2023 году, поэтому рост численности рабочей силы будет происходить в 2019-2023 гг., после чего ожидается его стабилизация или медленное снижение. Поэтому привязка горизонта прогнозирования критического (или некритического) уровня безработицы к 2036 году не имеет смысла. Кроме того, в официальном прогнозе не приводится обоснований возможного экономического роста на период до 2023 года, и расчетов, подтверждающих гипотезу сокращения безработицы за счет этого роста. Единственным обоснованием будущего снижения безработицы здесь является экстраполяция ее снижения в ретроспективе до 2018 года включительно. Но проблема 2019-2023 года так просто не решается.
В прогнозе А.В.Кашепова, сделанном по традиционной балансовой методике, содержится предупреждение о возможном росте безработицы, вследствие опережающего роста численности трудоспособного населения (изменение границ пенсионного возраста) по сравнению с численностью рабочих мест (стагнация в экономике). Согласно этим расчетам, безработица к 2023 году может увеличиться с 3,5-4,0 млн. человек до 7,77,8 млн. человек, и составить 9,6-9,7% от численности рабочей силы12.
Во избежание роста безработицы Правительству РФ необходимо разработать «Программу сохранения и создания рабочих мест» на долгосрочный период и приступить к ее реализации. В Программе следует наметить пути решения взаимно противоречащих целей: развития цифровой мобильной занятости для молодежи и роста производительности труда в этом сегменте рабочей силы, и сохранения достойных рабочих мест для работников предпенсионного возраста без существенного роста производительности труда в данном сегменте. В целом программа должна быть направлена на увеличение числа функционирующих в экономике рабочих мест на 3-5 млн. единиц.
Официальный прогноз социально-экономического развития на период до 2024 года должен быть пересмотрен в части увеличения численности рабочих мест и занятого населения, а также его дополнения реалистическими вариантами возможного роста безработицы.
Список литературы Прогнозирование занятости и безработицы
- Костаков В.Г. - Прогноз занятости населения: методологические основы. Москва, Экономика, 1979.
- Межотраслевой баланс движения населения и трудовых ресурсов: (Методологические вопросы) /Б. Д. Бреев, В. П. Крюков - Москва, Наука, 1974
- Бреев Б.Д. - Безработица в современной России - Москва, Наука, 2005
- Кашепов А.В. Многое зависит от ВВП: о взаимосвязи численности населения с экономическим развитием. Социальная и демографическая политика. 2006. №6. С.40
- Кашепов А.В. Кадровый потенциал сферы услуг: прогнозный сценарий для России. Наука и школа. 2016. № 6. С. 19-24.
- Кашепов А.В. Методология и проблемы прогнозирования занятости населения в экономике и сфере образования на долгосрочную перспективу. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2017. № 4. С. 9-16.
- Кашепов А.В. Прогнозирование конъюнктуры рынка труда в условиях современных институциональных реформ. Социально-трудовые исследования. №1, 2019.
- Коровкин А.Г. Макроэкономическая оценка состояния и перспектив развития сферы занятости и рынка труда в России. Журнал Новой экономической ассоциации, 2018, №37. С. 168-176
- Локтюхина Н.В. Концепция социально-экономических основ рынка труда современной России: теоретико-методологические и управленческие аспекты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2011.
- Сигова С.В. Восполнение кадрового дефицита на рынке труда Российской Федерации. Москва, 2009.
- Сигова С.В. Государственное регулирование сбалансированности рынка труда в современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2011.
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Москва, Минэкономразвития, 2019. С.18