Программные положения российских социал-демократов (большевиков) по вопросам войны и мира в начале XX века

Автор: Шайпак Леонид Александрович

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: История и историография

Статья в выпуске: 2 (2), 2010 года.

Бесплатный доступ

В статье проанализированы теоретические положения антивоенной платформы российских социал-демократов (большевиков) в начале XX века. В заключение автором сделан вывод о том, что большевики были не против защиты Отечества вообще. Они выступали против защиты Отечества и обороны в войне 1914 года и других империалистических войнах.

Партии, социал-демократы, антивоенная платформа, русско-японская война, первая мировая война, армия

Короткий адрес: https://sciup.org/14113545

IDR: 14113545

Текст научной статьи Программные положения российских социал-демократов (большевиков) по вопросам войны и мира в начале XX века

Начало формированию антивоенной платформы российских социал-демократов было положено еще в конце XIX века на международных конгрессах II Интернационала, однако лишь в ходе русско-японской войны 1904 – 1905 гг. им пришлось не только обнародовать свои принципы, но и попытаться претворить их в жизнь.

Все политические силы Российской империи выразили своё отношение к русско-японской войне. Поддержали её немногие – ближайшее окружение Николая II, верхушка армии и флота, убежденные монархисты и националисты типа издателя-редактора газеты «Московские Ведомости» В. Грингмута, призывавшего вести войну с Японией «до полной над ней победы» [1], а также, особенно в самом начале конфликта, земские собрания, активно спонсировавшие войну и забрасывавшие царя патриотическими адресами. Большинство же политических партий и организаций России осудило войну, некоторые из них выступили против военных действий.

Наиболее радикальными были взгляды левого крыла социал-демократов – больше- виков. Их позиции по проблемам войны и мира, тактика действий четко проявились уже в самом начале русско-японской войны 1904 – 1905 гг.

В листке ЦК РСДРП «К русскому пролетариату», написанному неделю спустя после начала военных действий на Дальнем Востоке, В. И. Ленин дал определение характера этой войны, показал её последствия для народа: огромные бедствия, гибель многих родных и близких, разорение массы семей, новые тяготы и налоги. Эта война ведется в интересах капитала, в интересах буржуазии, готовой «продать и разорить свою родину в погоне за прибылью…» [2].

Этот листок был разослан партийным комитетам ряда городов России (Томска, Москвы, Одессы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринослава, Саратова) с указанием о его немедленной перепечатке и распространении.

Русско-японская война 1904 – 1905 гг., по оценке большевиков, была империалистической, несправедливой со стороны каждого из участников. Она являлась продолжением захватнической политики как России, так и

Японии, поскольку правящие круги обеих стран преследовали цель захватить чужие территории, поработить другие народы.

Русское правительство рассчитывало уничтожить своего соперника на Дальнем Востоке и одновременно отвлечь народные массы от революции, о чем прямо говорил министр внутренних дел Плеве в беседе с военным министром Куропаткиным: «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война» [3].

С первых дней войны общественные силы России раскололись на два противоположных лагеря. Все буржуазные и мелкобуржуазные партии выступили с лозунгами поддержки правительства, встали на позиции оборончества, т. е. защиты Отечества в этой войне.

Из всех существовавших тогда социал-демократических партий только большевики выступили с лозунгом поражения правительства своей страны в этой войне, что, по их мнению, должно было послужить прологом к свержению самодержавия. В. И. Ленин рассматривал вопрос о мире в неразрывном единстве с вопросом о революции. В статье «Европейский капитал и самодержавие», критикуя меньшевистский лозунг «мира во что бы то ни стало», он писал, что нельзя требовать мира, ибо царский мир не лучше, а иногда хуже царской войны, что можно говорить лишь о мире, достигнутом ценой свержения царизма, что лозунг «мира» без свержения царизма означает спасение царизма от военного поражения и революции [4].

Необходимо особо подчеркнуть, что идея использования кризиса, порождаемого войной, в революционных целях оказалась «исключительно плодотворной» и получила в дальнейшем полное подтверждение на практике. Она легла в основу тактики леворадикалов по вопросам войны и мира, о чем пойдет речь в дальнейшем.

В работе «Революционная армия и революционное правительство» В. И. Ленин, разрабатывая дальше позиции большевиков по вопросам войны и мира, давая социальнополитическую характеристику войн, их типов, формулируя позиции социал-демократии в отношении оборонительных и наступательных войн, писал: «Социал-демократия никогда не смотрела и не смотрит на войну с сентиментальной точки зрения. Бесповоротно осуждая войны, как зверские способы решения споров человечества, социал-демократия знает, что войны неизбежны, пока общество делится на классы, пока существует эксплуатация человека человеком... Есть война и война. Есть война – авантюра, удовлетворяющая интересы династии, аппетиты грабительской шайки, цели героев капиталистической наживы. Есть война – и это единственная законная война в капиталистическом обществе – против угнетателей и поработителей народа. Только утописты или филистеры могут принципиально осуждать такую войну» [5].

Эти мысли В. И. Ленина легли в основу позиции большевистской партии по вопросам войны и мира, получили свое дальнейшее развитие в ходе первой революции в России, в решениях Штутгартского (1907 г.), Копенгагенского (1910 г.) и Базельского (1912 г.) конгрессов II Интернационала.

Полное же оформление программные положения большевиков по вопросам войны и мира, вооруженного восстания получили в годы Первой мировой войны, явившейся величайшей проверкой тактики леворадикалов.

Большевики оценивали Первую мировую войну как типично несправедливую, захватническую, империалистическую, ибо это была борьба двух групп империалистических держав за новый передел мира, за захват колоний, за порабощение чужих народов [6].

Тактику большевиков в связи с разразившейся империалистической войной лидер партии В. И. Ленин изложил в тезисах «Задачи революционной социал-демократии в европейской войне». Тезисы о войне легли в основу Манифеста ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия». Это был первый официальный документ, выразивший отношение большевиков к мировой войне.

Даже царские власти вынуждены были признать революционный характер позиции большевиков, изложенный в этих тезисах. Так, в циркуляре Департамента полиции, который 26 декабря 1914 года был разослан всем начальникам губернских жандармских управлений, отмечалось: «Обращаясь к разбору по существу проводимых ими (большевиками. – Л. Ш.) взглядов, надлежит рассмотреть прежде всего взгляды «центра», изложенные в «Тезисах» Ленина, потому что центр партии сохранил до сего времени за собою наибольшую жизненность по числу своих последователей и по устойчивости проводимых в партийных кругах социал-демократических лозунгов, а также потому, что проводимые Лениным в его тезисах взгляды имеют более революционный характер по сравнению с остальными течениями» [7].

Важнейшие положения Манифеста были закреплены в решениях Бернской конференции заграничных секций партии большевиков, состоявшейся в феврале 1915 года. С основным докладом на конференции, в котором обосновывалась тактика партии в годы войны, выступил В. И. Ленин. Конференция приняла восемь резолюций, посвященных различным вопросам войны и мира [8]. Эти резолюции определили программу действий большевистской партии во время войны. В основе этой программы лежал выдвинутый большевиками лозунг «Превращение войны империалистической в войну гражданскую».

«Превращение современной империалистической войны в гражданскую войну, – отмечалось на конференции, – есть единственно правильный пролетарский лозунг, указываемый опытом Коммуны, намеченный Базельской (1912 г.) резолюцией и вытекающий из всех условий империалистической войны между высокоразвитыми буржуазными странами» [9].

Реализация этого лозунга на практике означала, что рабочие и крестьяне, солдаты и матросы должны повернуть оружие против своего классового врага, против буржуазии, свергнуть её и установить диктатуру пролетариата. В. И. Ленин, подчеркивая сложность процесса превращения войны империалистической в войну гражданскую, писал: «...оно вырастает из целого ряда многообразных явлений, сторон, черточек, свойств, последствий империалистской войны. И такое вырастание невозможно без ряда военных неудач и поражений тех правительств, которым наносят удары их собственные угнетенные классы» [10].

Отсюда вытекает другой тактический лозунг большевиков – поражение «своего» правительства в войне. В то время когда кадеты, меньшевики и эсеры проводили политику «Защиты Отечества», большевики в противовес им выдвинули политику «поражения своего правительства в империали- стической войне». В работе «Социализм и война» В. И. Ленин дал обоснование этой тактики большевиков. «Революционный класс в реакционной войне, – писал он, – не может не желать поражения своего правительства, не может не видеть связи его военных неудач с облегчением низвержения его» [11].

Политика «поражения своего правительства в империалистической войне» была выражением конкретной формы борьбы за превращение империалистической войны в войну гражданскую. Она означала голосование против военных кредитов, создание нелегальных революционных организаций в армии, поддержку братания солдат на фронте, организацию массового движения рабочих и крестьян против войны вплоть до восстания против своего империалистического правительства [12].

Вместе с тем большевики указывали, что их тактика не имеет ничего общего ни с изменой национальным интересам своей Родины, ни с помощью германскому империализму, в чём их обвиняли представители других политический партий [13, с. 85].

Такое разъяснение было важно не только для уяснения партийными организациями своих задач, но и для предотвращения анархистского толкования данного лозунга. Представители других политический партий истолковывали его как отказ от службы в армии вообще; «втыкание штыка в землю»; отказ от ведения боевых действий; призыв к индивидуальным террористическим актам; убийства офицеров; саботаж; совершение диверсий; разглашение военной тайны и т. п.

Содействовать поражению «своего» правительства, в понимании леворадикалов, означало отказывать ему в какой бы то ни было политической поддержке, постоянно вести антивоенную агитацию, поднимать пролетариат и крестьянство на борьбу с монархией и буржуазией в тылу, и, наконец, систематически революционизировать армию [13, с. 81].

Большевики были не против защиты Отечества вообще. Они выступали против защиты Отечества и обороны в войне 1914 года и других империалистических войнах.

Эти тактические лозунги, взгляды на проблемы войны и мира, как свидетельствуют архивные документы, нашли себе последователей и в провинциальных большевистских организациях Поволжья [14].

  • 1.    Цит. по: Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы. 1900 – 1922 гг.: в 3 т. Т. 1. 1900 – 1907 гг. М., 1996. С. 152, 156-157.

  • 2.    Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 173.

  • 3.    Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 1. М.: ГИЗ, 1923. С. 239.

  • 4.    Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 378.

  • 5.    Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 340-341.

  • 6.    ГАУО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 1304. Л. 41.

  • 7.    ГАУО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 1304. Л. 1.

  • 8.    См.: ГАУО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 1304. Л. 40, 41.

  • 9.    См.: ГАУО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 1304. Л. 41 об.

  • 10.    Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 22.

  • 11.    Ленин В. И. Социализм и война // Полн. собр. соч. Т. 26. С. 327.

  • 12.    Более подробно см.: Шайпак Л. А. Революционная работа партии большевиков в царской армии в период Первой мировой войны (1914 – 1917 гг.). Ульяновск, 1989. С. 13-14.

  • 13.    См.: Борьба большевиков за армию в трёх революциях. М.: Политиздат, 1969. 271 с.

  • 14.    См.: ГАУО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 1304. Л. 2 об; ГАСО. Ф. 468. Оп. 1. Д. 1909. Л. 125-125 об.; Д. 2028. Л. 19 об.; 20, 25; Ф.П. 3500. Оп. 1. Д. 328. Л. 77; Д. 202. Л. 3; Д. 306. Л. 10; Д. 192. Л. 6; ГАНИУО. Ф. 57. Оп. 1. Д. 166. Л. 1-2.

Список литературы Программные положения российских социал-демократов (большевиков) по вопросам войны и мира в начале XX века

  • Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы. 1900 -1922 гг.: в 3 т. Т. 1. 1900 -1907 гг. М., 1996. С. 152, 156-157.
  • Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 173.
  • Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 1. М.: ГИЗ, 1923. С. 239.
  • Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 9. С. 378.
  • Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 340-341.
  • ГАУО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 1304. Л. 41.
  • ГАУО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 1304. Л. 1.
  • ГАУО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 1304. Л. 40, 41.
  • ГАУО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 1304. Л. 41 об.
  • Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 22.
  • Ленин В. И. Социализм и война//Полн. собр. соч. Т. 26. С. 327.
  • Шайпак Л. А. Революционная работа партии большевиков в царской армии в период Первой мировой войны (1914 -1917 гг.). Ульяновск, 1989. С. 13-14.
  • Борьба большевиков за армию в трёх революциях. М.: Политиздат, 1969. 271 с.
  • ГАУО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 1304. Л. 2 об; ГАСО. Ф. 468. Оп. 1. Д. 1909. Л. 125-125 об.; Д. 2028. Л. 19 об.; 20, 25; Ф.П. 3500. Оп. 1. Д. 328. Л. 77; Д. 202. Л. 3; Д. 306. Л. 10; Д. 192. Л. 6; ГАНИУО. Ф. 57. Оп. 1. Д. 166. Л. 1-2.
Статья научная