Проявление эффекта декаплинга в промышленно развитом регионе (на примере Мурманской области)

Автор: Скуфьина Татьяна Петровна, Самарина Вера Петровна

Журнал: Горные науки и технологии @gornye-nauki-tekhnologii

Статья в выпуске: 12, 2013 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению эффекта декаплинга, наблюдаемого в Мурманской области - промышленно развитом регионе, испытывающим многолетнюю антропогенную нагрузку. Анализируются причины рассогласования ранее тесно связанных тенденций развития: экономического роста и загрязнения природной среды.

Эффект декаплинга, устойчивое развитие, экономический рост, антропогенная нагрузка, природопользование, мурманская область, региональное развитие, промышленно развитый регион

Короткий адрес: https://sciup.org/140215675

IDR: 140215675

Текст научной статьи Проявление эффекта декаплинга в промышленно развитом регионе (на примере Мурманской области)

Устойчивое развитие экономики, высокое качество жизни и здоровья населения области может быть обеспечено только при условии снижения негативного влияния хозяйственной деятельности на природу и общего улучшения окружающей среды за счет признания приоритета экологической политики в принятии градостроительных, экономических и хозяйственных решений по текущему и перспективному развитию региона.

Объектом исследования явилась Мурманская область. Она расположена на северо-западе Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа. Площадь области - 27 тыс. км2 (1,07% от площади России), по состоянию на 2013 г. на ее территории проживает 780,4 тыс. чел (0,54% от населения страны). Вся территория Мурманской области относится к районам Крайнего Севера.

Отличительными    особенностями    Мурманской    области, предопределяющими ее важнейшее значение для экономики России в настоящее время и в стратегической перспективе, являются:

  • 1)    крупный добывающий и перерабатывающий   регион,

расположенный в непосредственной близости от европейских границ страны;

  • 2)    значимый для экономики России поставщик электроэнергии, вырабатываемой, в том числе, на Кольской АЭС избыточной мощностью 1760 МВт;

  • 3)    один из основных поставщиков товаров на внутренний российский рынок: морепродуктов, апатитового концентрата, железорудного сырья, первичного алюминия, никеля, рафинированной меди, серной кислоты и др.;

  • 4)    является крупнейшим научным центром России: на территории области расположен Кольский научный центр РАН, объединяющий несколько научно-исследовательских институтов, Полярный научноисследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии, Кольская сверхглубокая скважина, Полярно-альпийский ботанический сад-институт, заповедники и другие научные учреждения и организации;

  • 5)    крупнейший экспортер цветных металлов, продуктов минерального происхождения, рыбы и др.;

  • 6)    обладает промышленной инфраструктурой, транспортными магистралями и узлами, в том числе, незамерзающим портом на Баренцевом море;

  • 7)    является образовательным центром: учебные заведения городов Мурманск и Апатиты готовят специалистов различного профиля для предприятий региона и сопредельных территорий;

  • 8)    развивается экологический и этнотуризм, горнолыжные курорты — Кировск и Хибины;

  • 9)    имеет важнейшее военно-стратегическое значение: на территории области расположены пять ЗАТО Министерства обороны, несколько военных аэродромов и военно-морских баз; сосредоточен Северный флот со штабом в Североморске.

Анализ динамики валового регионального продукта (ВРП) в расчете на душу населения Мурманской области и валового внутреннего продукта (ВВП) Российской Федерации с 1996 по 2012 гг. [2] показал, что региональный показатель за весь период исследования значительно опережал среднероссийское значение (рис. 1).

Рис. 1. ВРП на душу населения Мурманской области, Северо-Западного федерального округа и ВВП Российской Федерации

Показатель Северо-Западного федерального округа вплоть до социально-экономического кризиса также отставал от показателя Мурманской области. Лишь в кризисном 2009 году ВРП в расчете на душу населения практически сравнялись, а к 2012 году значение показателя Мурманской области отстало от значения Северо-Западного федерального округа на 4,6%.

Сравнительный анализ структуры ВРП региона в 2004 и в 2011 гг. показал, что одним из основных направлений, формирующих региональный продукт, традиционно является добыча полезных ископаемых: 19% ВРП (рис 2).

Рис. 2. Структура ВРП Мурманской области.

Значимость обрабатывающего производства постепенно снижается: от 22% в 2004 г. до 15% в 2011 г. Это является негативным фактором в хозяйственной деятельности региона и затрудняет его переход к устойчивому развитию.

Являясь источником экономического благополучия, горнодобывающий комплекс региона является и источником мощнейшего загрязнения окружающей природной среды [4]. Его негативное воздействие проявляется во всех природный сферах, снижая качество и продолжительность жизни населения.

Мурманская область, несмотря на попытки ее диверсификации, является типичным экономически успешным субъектом Российской Федерации, ориентированным на добычу и первичную переработку природных ресурсов. Область является старопромышленным регионом, испытывающим, в силу сложившейся структуры добывающего и перерабатывающего производства, многолетнюю антропогенную нагрузку. Усугубляет экологическую ситуацию высокая незащищенность северной природной среды от техногенного воздействия и ее низкая буферная емкость.

В то же время, в области наблюдаете некоторое снижение антропогенной нагрузки на природную среду. Так, объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, достаточно регулярно снижается с 1997 г. (рис. 3).

Рис. 3. Объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, в Мурманской области.

Такая тенденция отличается от той, что сложилась в Российской Федерации в целом (рис. 4). Объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, в стране возрастал в начале и середине 2000-х годов, что напрямую связано с увеличением объемов промышленного производства, сопровождаемого ростом ВВП. В кризисные 2008-2009 гг. выбросы сократились, что также напрямую связано со снижением интенсивности хозяйственной деятельности, а после прохождения острой фазы кризиса, в 2010-2012 гг. - опять возросли.

Рис. 4. Объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, в Российской Федерации.

Примечательно, что коэффициент корреляции между значениями ВРП и показателями выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в Мурманской области к = - 0,8. В то же время в среднем по России вплоть до 2007 г. наблюдалась прямо пропорциональная зависимость с коэффициентом корреляции к = 0,74. Экономический кризис внес дисбаланс в эту зависимость, и в последующие годы значимой корреляции не выявлено.

Таким образом, в Мурманской области проявляется эффект декаплинга - рассогласования ранее тесно связанных тенденций развития: экономического роста и загрязнения природной среды. Декаплинг в настоящее время провозглашен базовым принципом так называемой «зеленой» экономики. Такая ситуация полностью соответствует приоритету и условию устойчивого развития, предполагающего удовлетворение растущих потребностей при минимизации антропогенного влияния на природную среду [1].

Декаплинг в настоящее время отмечается во многих экономически развитых странах, рассматривающих задачи устойчивого развития среди приоритетных. На предприятиях этих стран внедряются ресурсосберегающие технологии, применяются экологичные материалы, строятся мощные очистные сооружения. Политика перехода к устойчивому развитию и «зеленой» экономике регламентируется четкими законодательными актами, осуществляется под строгим контролем государственных органов власти и пристальным общественным вниманием. Таким образом, эффект декаплинга проявляется там, где созданы институциональные условия перехода к устойчивому развитию, которые мы предлагаем воспринимать как совокупность механизмов, принуждающих хозяйствующие субъекты к исполнению установленных правил и норм устойчивого развития.

Как факт, в Мурманской области, как и в целом по России, таких институциональных условий устойчивого развития нет [3]. Эффект декаплинга, отмеченный в Мурманской области, на наш взгляд, можно объяснить следующим. Многие предприятия региона ориентированы на экспортную продажу продукции, преимущественно – первичной переработки природных ресурсов. Для выхода на внешний рынок такие предприятия в обязательном порядке должны иметь (и регулярно возобновлять) международные сертификаты, подтверждающие экологический мониторинг и успешность осуществляемой экологической политики. Таким образом, крупные промышленные предприятия, обеспечивающие одновременно экономическое развитие Мурманской области и наиболее негативное воздействие на природную среду, способствуют декаплингу. Они внедряют экологически ориентированные технологии и организуют природоохранный мониторинг преимущественно с коммерческой целью – для расширения рынков сбыта и возможности экспортировать все большую номенклатуру товаров. Тем не менее, какие бы не были причины декаплинга, факт его существования благоприятен для природной среды и населения Мурманской области.

эффект декаплинга, устойчивое развитие, экономический рост, антропогенная нагрузка, природопользование, Мурманская область, региональное развитие, промышленно развитый регион decoupling effect, sustainable development, economic growth, anthropogenic stress, wildlife management, Murmansk region, regional development, industrialized region

Список литературы Проявление эффекта декаплинга в промышленно развитом регионе (на примере Мурманской области)

  • Бобылев С.Н., Захаров В.М. «Зеленая» экономика и модернизация. Эколого-экономические основы устойчивого развития//На пути к устойчивому развитию России, 2012. -№ 60. -89 с.
  • Сайт Федеральной службы государственной статистики. -[Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru.
  • Самарина В.П. Анализ проблем регионального развития применительно к типам регионов//Региональная экономика: теория и практика, 2010. -№ 42 (177). -С. 13-20.
  • Самарина В.П. Влияние горно-металлургического комплекса на состояние окружающей природной среды региона//Экология и промышленность России, 2007. -Сентябрь. -С. 40-43.
  • Скуфьина Т.П. Региональное развитие России в контексте глобальных процессов//Пространственная экономика, 2007. -№4. -С. 26-39.
Статья научная