Прокрастинация как посредник взаимосвязи личностных особенностей и показателей здоровья

Автор: Руднова Н.А., Игнатова Е.С., Дериш Ф.В.

Журнал: Социальные и гуманитарные науки: теория и практика @journal-shs-tp

Рубрика: Психологические исследования

Статья в выпуске: 1 (2), 2018 года.

Бесплатный доступ

По данным эпидемиологов значительно изменились основные риски, угрожающие здоровью людей. В настоящее время наиболее значимыми являются «болезни цивилизации», зависящие от образа жизни -курение, гиподинамия, избыточный вес и т.д. В статье определяется противоречие между доступностью информации о профилактике, здоровом образе жизни и совершенно противоположным поведением наших современников. Вопрос о предикторах подобной ситуации, механизмах ее формирования и возможных способах преодоления возможен при изучении феномена прокрастинации в сфере здоровья, поскольку она связана с личностными чертами и при этом непосредственно проявляется в поведении человека, поскольку выражается в действии - или, точнее в его отсутствии - осознанном откладывании выполнения своевременных действий на более поздний срок.

Еще

Прокрастинация, личностные черты, здоровье, отношение к здоровью,

Короткий адрес: https://sciup.org/147230414

IDR: 147230414

Текст научной статьи Прокрастинация как посредник взаимосвязи личностных особенностей и показателей здоровья

За последние 50–70 лет, по данным эпидемиологов [1] значительно изменились риски, угрожающие здоровью людей. Если в начале прошлого века первые места занимали инфекционные заболевания (причина – антисанитарные условия, загрязненная вода, недоедание), то уже в 60–70-х основными опасностями были признаны курение, гиподинамия, избыточный вес, не безопасное дорожное движение – так называемые «болезни цивилизации» (болезни образа жизни – патологии сердечно сосудистой, нервной, иммунной, пищеварительной, эндокринной систем) [1].

Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 18-313-00157.

Вместе с этим произошло изменение в отношении к здоровью – профилактике уделяется намного больше внимания, особенно – на формирование ценностного отношения к своему здоровью [2], другими ловами – ответственность за собственное состояние передается самому человеку [3].

Исследования, изучающие отношение к здоровью, зачастую обнаруживают противоречия между реальным поведением и осознанием значимости здоровья [4, 5] – даже если человек понимает высокую ценность здоровья, знаком с основами здорового образа жизни и профилактики, это не значит, что он будет вести себя соответственно [6].

Так, по данным ВОЗ за последние 10 лет увеличилась смертность от кардиологических заболеваний, рака, ВИЧ/СПИДа, различных зависимостей [7]. Источники данных заболеваний – нездоровое поведения и отсутствие профилактики.

Противоречие между доступностью информации о профилактике, здоровом образе жизни и совершенно противоположным поведением наших современников ставит вопрос о предикторах подобной ситуации, механизмах ее формирования и возможных способах преодоления.

Ответом может стать изучение прокрастинации – феномена, описывающего невыполнение необходимых действий в четко заданный срок [8 , 9].

Любопытны данные о том, что в студенческом возрасте число прокрастинаторов порядка 80 %, а вот среди взрослых людей только 15–20 % говорят о хронически откладываемых делах и действиях [10, 11].

Подобное снижение числа прокрастинаторов можно объяснить недостаточной разработанностью вопроса. Как правило, у исследователей прокрастинации есть возможность диагностики либо общего уровня [12], либо промедления в академической сфере [13]. В зрелом возрасте многие люди прекращают процесс обучения, а уровень общей прокрастинации не дает ясной картины относительно сфер жизни, в которых число откладываемых дел максимально. Тем более, что в отличие от социальной и трудовой, сфера здоровья, становится приоритетной только в случае значительного ухудшения ее благополучия [2].

Таким образом, можно предположить, что при достаточно низком уровне общей прокрастинации у людей старше 25 лет, в некоторых из сфер жизни уровень откладывания может достигать критических величин – особенно в сфере здоровья.

Последние исследования в сфере психологии здоровья значительный акцент делают на сохранении и укреплении здоровья, наряду с развитием навыков саморегуляции, предотвращением нездорового поведения и управлением течением болезни [2].

Разработка личностного подхода в рамках психологии здоровья привела к формированию собственной терминологии и специализированных методологических подходов.

В частности, на границе психологии здоровья и концепции психологии отношений, разработанной В.Н. Мясищевым, появился термин «отношение к здоровью». В настоящее время большая часть исследователей определяют отношение к здоровью как систему избирательных связей индивида с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или угрожающих здоровью, а также отражающее определенную оценку человеком своего физического и психического состояния [4].

Согласно данному подходу, качество заботы о здоровье зависит не столько от самого здоровья, сколько от отношения к нему [3, 14].

Современные исследования, посвященные изучению взаимовлияний личности и здоровья, согласно Г.С. Фридману [15] делятся на два направления [16]: первое направление изучает психофизиологический уровень, в частности – влияние стресса на изменения в иммунной системе, которые повышают уязвимость к инфекционным заболеваниям и простуде. В рамках второго направления, изучается поведение человека в сфере здоровья и его взаимодействие с окружающей средой. В частности, С.К. Сегерстром предположил, что переживаемый стресс, о котором идет речь в рамках первого направления, может быть следствием некоторых особенностей личности попадать в подобные ситуации или создавать их [17].

Например, существуют исследования, показывающие, что уровень субъективного контроля может влиять на проявление здоровьесберегающего поведения. В частности, было обнаруже-692

но, что «поиск ощущений» как личностная диспозиция может приводить к различиям в предпочтении вредных привычек и занятиями спортом [18].

Таким образом, прокрастинация может рассматриваться как посредник между личностными чертами и здоровьесберегающим поведением: она связана с такими личностными чертами как добросовестность, нейротизм и экстреверсия [19]. Кроме того, она непосредственно влияет на поведение человека, поскольку выражается в действии – или, точнее в их отсутствии – осознанном откладывании выполнения своевременных действий на более поздний срок [8].

Проанализировав современное состояние исследований в области сохранения и укрепления здоровья, можно заключить, что поведение, связанное с поддержанием здоровья и заботой о нем, может зависеть от личности и отношения к своему здоровью.

Увеличивающееся число заболеваний, ведущей причиной которых становится отсутствие своевременно принятых мер, может говорить о том, что современный человек предпочитает откладывать профилактические действия или обращение к специалисту до критического момента. Подобный механизм откладывания изучается в рамках исследования прокрастинации – ее причин и возможных путей преодоления.

Задачеи ̆ планируемого нами исследования является изучение модели взаимосвязи личности и здоровья, где прокрастинация является посредником, который с одной стороны взаимосвязан с чертами личности, а с другой влияет на поведение, связанное с поддержанием здоровья и заботой о нем.

Данная общая задача конкретизируется через ряд частных:

  • 1)    определить роль прокрастинации, как посредника в модели «личность – здоровье», на основе методов структурного моделирования, в котором в качестве экзогенных переменных будут выступать черты личности, в качестве эндогенных – параметры отношения к здоровью и в качестве медиатора – прокрастинация;

  • 2)    изучить межгрупповые различия в связи с уровнем прокрастинации в отношении к здоровью, а также к его отдельным компонентам, соотнести выраженность когнитивного, эмоционального, поведенческого и ценностно-мотивационного компо-

  • нентов, выявить различия в индексе откладываемого лечения в связи с уровнем прокрастинации;
  • 3)    определить личностные свойства, вносящие наибольший вклад в формирование отношения к здоровью, общего уровня прокрастинации, индекса откладываемого лечения, установить взаимосвязи между различными компонентами отношения к здоровью.

Кроме того, выдвигается гипотеза о том, что после смены основной деятельности с учебной на трудовую, наиболее откладываемой (прокрастинируемой) становится сфера здоровья [15, 20].

Решение основной задачи исследования позволит эмпирически обосновать теоретические положения о роли прокрастинации во взаимосвязях личностных свойств и оценок физического здоровья. Реализация данного исследования расширит представления о содержании прокрастинации как психологического феномена, позволит рассматривать прокрастинацию в сфере здоровья как отдельный вид прокрастинации и позволит установить механизмах взаимосвязи личностных черт и установок в области самосохранительного поведения.

В рамках настоящего исследования планируется применение следующих психодиагностических методов:

  •    Шкала общей прокрастинации С.H. Lay (в адаптации М.С. Егорова и др.).

  •    Короткий портретный опросник Большой пятерки (Б5–10) (в адаптации М.С. Егоровой, О.В. Паршиковой) – личностных черт «Большой пятерки» – Нейротизма, Экстраверсии, Доброжелательности, Добросовестности и Открытости новому опыту, каждая из которых является объединением ряда других, более мелких черт личности.

  •    Опросник «Отношение к здоровью», автор Р.А. Березовская – отношение к здоровью, включающее знания о своем здоровье, сопутствующих эмоциональных состояний, связанных с самочувствием, особенностями поведения и в целом – место здоровья в системе ценностей человека.

  •    Краткая форма оценки здоровья SF–36 – показателей состояния физического здоровья, а точнее – неспецифического качества жизни, связанного со здоровьем, вне зависимости от

имеющихся заболеваний, половых, возрастных особенностей и специфики того или иного лечения.

  •    Индекс откладываемого лечения – определяется из соотношения перенесенных за последний год проблем со здоровьем и числом обращений к соответствующему специалисту [16].

В результате использования методов структурного моделирования, в котором в качестве экзогенных переменных будут выступать черты личности, в качестве эндогенных – параметры отношения к здоровью и в качестве медиатора – прокрастинация, планируется получение картины взаимосвязей личностных особенностей, уровня прокрастинации, отношения к здоровью и его состоянием.

Предполагается выявление механизмов протекания прокрастинации в сфере здоровья и выделение возможных причин откладывания действий по своевременному сохранению и укреплению здоровья. Полученные данные послужат основой для выделения прокрастинации в области здоровья как отдельного вида прокрастинации и целом – расширения представлений о данном феномене откладывания.

Прикладная значимость работы состоит в том, что, основываясь на теоретических выводах проведенной работы, будут составлены практические рекомендации по преодолению откладывания лечения и прокрастинации в сфере здоровья в целом. Подобные рекомендации будут востребованы в учреждениях, занимающиеся профилактикой, сопровождением и реабилитацией заболеваний для использования в работе психологов и клинических психологов.

http://psyjournals.ru/files/33842/psyedu_ru_2010_5_Kasatkin_Bocha ver.pdf (дата обращения: 02.06.2018).

Vol. 22, no. 3. P. 180–190.

P. 926–934.

PROCESTINATION AS A MEDIATOR

Perm State University

Список литературы Прокрастинация как посредник взаимосвязи личностных особенностей и показателей здоровья

  • Вишневский А.Г., Андреев Е.М., Щербакова Е.М. Демографические вызовы России. Часть первая - население и пространство // Демоскоп Weekly. 2017. № 749-750. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0749/tema02.php (дата обращения: 02.06.2018).
  • Касаткин В.Н. Актуальные проблемы психологии здоровья // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. URL: http://psyjournals.ru/files/33842/psyedu_ru_2010_5_Kasatkin_Bocha ver.pdf (дата обращения: 02.06.2018).
  • Березовская Р.А. Исследование отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 1. С. 221-226.
  • Березовская Р.А. Отношение к здоровью // Здоровая личность / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2013. 400 с. С. 214-244.
  • Рахимова Е.А. Отношение к здоровью учащейся молодежи // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. 2012. № 9(91). С. 134-139.
  • Журавлева И.В. Отношение к здоровью индивида и общества / Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 2006. 238 с.
  • 10 ведущих причин смерти в мире // Информационный бюллетень, Январь 2017 г. URL: http://www.who.int/mediacentre/ factsheets/fs310/ru (дата обращения: 02.06.2018).
  • Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 121-131.
  • Steel P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Rewiew of Quintessential Self-Regulatory Failure // Psychological Bulletin. 2007. Vol. 133, no. 1. P. 65-94.
  • Harriott J., Ferrari J.R. Prevalence of procrastination among samples of adults // Psychological Reports. 1996 Vol. 78, iss. 2. P. 611-616.
  • Haven't filed yet? Tackle those taxes // USA Today. 2003. Apr. 11. P. 3b.
  • Виндекер О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации С.Н. Lay (на примере студенческой выборки) // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. 2014. № 1(30). С. 116-126.
  • Solomon L.J., Rothblum E.D. Academic Procrastination: Frequency and Cognitive-Behavioral Correlates // Journal of Counseling Psychology. 1984. Vol. 31, no. 4. P. 503-509.
  • Лоранский Д.М., Бастыргин С.В., Водогреева Л.В., Наумен-ко Н.М., Медведь Л.М. Некоторые особенности проявления отношения личности к здоровью в условиях города // Социально-гигиенические аспекты научно-технического прогресса. М., 1980. С. 229-235;
  • Friedman H.S. Long-term relations of personality and health: dynarnisms, mechanisms, tropisms // Journal of Personality. 2000. Vol. 68, no. 6. P. 1089-1107.
  • Sirois F.M., Melia-Gordon M.L., Pychyl T.A. «I'll look after my health, later»: an investigation of procrastination and health // Personality and Individual Differences. 2003. Vol. 35, no. 5. P. 1167-1184.
  • Segerstrom S.C. Personality and the immune system: models, methods, and mechanisms // Annals of Behavioral Medicine. 2000. Vol. 22, no. 3. P. 180-190.
  • Корниенко Д.С., Козлов А.И., Вершубская Г.Г., ОтавинаМ.Л., Негашева М. Гормоны и перспективы: психологические и эндокринные показатели хронической тревоги и стресса у школьников и студентов «трех Россий» // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. 2015. № 4. С. 97-105.
  • Steel P. Arousal, avoidant and decisional procrastinators: Do they exist? // Personality and Individual Differences. 2010. Vol. 48, no. 8. P. 926-934.
  • Sirois F.M. «I'll look after my health, later»: A replication and extension of the procrastination-health model with community-dwelling adults // Personality and Individual Differences. 2007. Vol. 43, no. 1. P. 15-26.
Еще
Статья научная