Промышленные кластеры и их негативное влияние на экономическое и социальное развитие
Автор: Насер М.
Журнал: Петербургский экономический журнал @gukit-journal
Рубрика: Актуальные проблемы социально-экономического развития общества, пути их решения
Статья в выпуске: 2 (40), 2023 года.
Бесплатный доступ
В данной статье проведен комплексный и систематический концептуальный анализ негативных аспектов промышленной кластеризации, через пять основных негативных эффектов. Промышленный кластер - это географическая концентрация взаимосвязанных предприятий, поставщиков и связанных с ними организаций в определенной отрасли или области. Кластеры характеризуются высоким уровнем взаимодействия и сотрудничества между компаниями и организациями внутри них, что может привести к повышению инноваций, производительности и конкурентоспособности. Для иллюстрации генезиса негативного влияния промышленных кластеров на региональный рост был использован системно-агломерационный подход. Концептуальный механизм, представленный в исследовании, показал, что большинство упомянутых негативных эффектов связано с тенденцией каждого промышленного кластера замыкаться в себе в среднесрочной перспективе. Ключевой рекомендацией для региональных политиков, направленных на предотвращение негативного влияния промышленной кластеризации на социально-экономический рост региона, является развитие отраслевой конкуренции через поддержку инновационно ориентированных фирм. Эта простая мера потенциально способна снизить негативные последствия промышленной кластеризации и повысить эффективность региональной экономики. Тем не менее, на практике реализация предложенных мер может столкнуться с рядом вызовов, таких как недостаточная государственная поддержка и нехватка финансирования. Поэтому, для достижения успеха в данной области, необходимо учитывать все факторы и принимать комплексные меры по управлению региональным развитием.
Промышленные кластеры, кластерный подход, кластерный эффект, пространственное развитие, региональная экономика
Короткий адрес: https://sciup.org/140301537
IDR: 140301537
Текст научной статьи Промышленные кластеры и их негативное влияние на экономическое и социальное развитие
Среди многих концепций и моделей региональной политики кластерный подход с 1990 г. является одним из самых популярных инструментов развития территорий среди региональных политиков. Однако, несмотря на популярность и широкое распространение подхода, исследования, опубликованные в теории промышленной кластеризации, и эмпирические данные о влиянии кластеров на регион [1], теоретически такое влияние часто считают однозначно положительным моментом, но эмпирически известно лишь несколько всемирно известных успешных кластерных инициатив (Силиконовая долина, Токио, Северный Сидней и т. д.). В то же время большинство других промышленных кластеров (основанных на тех же принципах, что и эффективные) оказывают нейтральное или даже негативное влияние на социально-экономическое развитие регионов, в которых они расположены [1].
Одной из основных причин этого является недостаточное знание механизма взаимодействия промышленного кластера и региона, функционирование которого до сих пор неясно [2].
Как следствие, региональные политики, отвечающие за промышленную кластеризацию, не могут выявить потенциальные негативные последствия кластеризации и свести их к минимуму. Следовательно, успешные кластерные инициативы все еще редки.
В данной статье представлены некоторые ключевые результаты концептуального исследования, преследовавшего две основные цели. Первая цель состояла в том, чтобы лучше систематизировать и структурировать ту часть теории кластеров, которая иллюстрирует негативное влияние промышленных кластеров на социально-экономическое развитие региона. Вторая цель заключалась в формировании концептуальной модели, иллюстрирующей процесс и условия возникновения указанных негативных эффектов.
Методы исследования
Систематизация теории – сложная задача, для решения которой требуется относительно узкий набор методов теоретизирования. Однако большинство этих методов плохо подходят для выявления и описания множественных отношений между элементами теории кластеров и другими близкими теоретическими пространствами. Как следствие, современные попытки систематизировать теорию кластеров, о снованные на классическом подходе к концептуальному анализу, создают благодатную почву для критики, касающейся неспособности упомянутого подхода удовлетворить некоторые ключевые критерии хорошего концептуального анализа, в том числе сложность, полноту, историчность и систематичность. В рамках настоящего исследования для выполнения указанных критериев мы используем «системно-критериальный подход». Подход фокусируется на трех основных этапах концептуального анализа.
-
1. На подготовительном этапе анализа осуществляется поиск соответствующих публикаций и устанавливаются два блока критериев, а именно «формальный» и «содержащий». Критерии «формального» блока отражают
-
2. На аналитическом этапе исследования выявляются концептуальные подходы в рамках теории кластеров и выполняется их последу ющее описание , с особым вниманием к вы явлению взглядов на негативные последствия промышленной кластеризации в рамках каж дого теоретического подхода . Этот этап завер шается , когда все негативные последствия про мышленной кластеризации успешно выявлены .
-
3. На этапе моделирования основное вни мание уделяется разработке концептуальной модели , которая наглядно демонстрирует ме ханизм и условия возникновения негативных последствий промышленной кластеризации для регионального , социального и экономи ческого развития .
внешние признаки научных работ , которые соответствуют целям исследования , в то время как критерии « содержащего » блока отражают их внутренние особенности . Для применения этих критериев были выбраны три ключевые библиометрические базы данных , а именно WoS, Scopus и Elibrary.
Указанный механизм проясняет возмож ности минимизации негативных эффектов ин дустриальной кластеризации и одновременно максимизации ее позитивного воздействия .
Результаты и дискуссия
Теоретический анализ показал , что ком плексное видение негативных эффектов про мышленного кластера в пространственной экономике сформировалось после 1990 г ., когда американский экономист Майкл Портер предложил свою интерпретацию категории « промышленный кластер ».
Однако концептуальный анализ показал, что упомянутое комплексное видение имеет свои интеллектуальные корни в некоторых академических школах, сформировавшихся в рамках экономической географии и пространственной экономики в XIX и XX в. Например, классическая школа в рамках «Исследований Третьей Италии» показала, что кластеризация стимулирует перетоки рабочей силы из районов, расположенных относительно далеко от промышленного кластера. Как следствие, это способствует нарастанию неравенства в социально-экономическом развитии населенных пунктов и территорий в пределах одного региона [3]. Социально-географические школы описали явление сверхконцентрации фирмы на территории одного кластера, что часто снижает темпы регионального роста. Школа институциональной теории показала взаимосвязь между повышением эффективности промышленного кластера и ро стом входных барьеров на рынок [5, c. 67–68]. Математикостатистическая школа зафиксировала некоторые ключевые принципы влияния промышленного кластера на распределение рабочей силы между отраслями. Характер указанного влияния определяется региональными социально-экономическими условиями: в одних случаях это влияние может быть положительным, в других – отрицательным.
В 1990 г . Портер предложил новый подход к промышленной кластеризации , который стал концептуальной основой для современной те ории кластеров . На ранних стадиях развития модифицированной теории Портер описал по тенциальные « слабые стороны » промышленной кластеризации , включая ее эффект снижения гибкости кластеризованных отраслей . Однако первая комплексная попытка описания негатив ных последствий промышленной кластериза ции связана с работой « География и торговля », где описывается взаимосвязь между темпами роста развития транспортного сектора и уров нем кластеризации в конкретном регионе . С тех пор интерес к негативным последствиям промышленной кластеризации не ослабевает , однако исследования по данной теме не прово дились системно и комплексно , что приводит к неясности в генезисе этих эффектов [8–11].
С использованием операционализации концепции , проведенного сравнительного анализа и теоретического исследования были выявлены пять негативных эффектов , которые промышленная кластеризация оказывает на региональный , социальный и экономический рост . Эти эффекты широко распространены среди исследователей и включают следующее :
-
– потенциальную ориентацию кластерных фирм на местные контракты , что часто приво дит к отсутствию гибкости и неспособности адаптироваться к изменениям внешнего рынка ;
-
– снижение экономической гибкости всей промышленной системы региона из - за специ ализации кластерных фирм в цепочке создания добавленной стоимости ;
-
– усиление конкуренции внутри кластер ной зоны , что может снизить способность малых и средних фирм к выживанию и при вести к отрицательной динамике показателей социально - экономического развития региона ;
-
– создание входных барьеров для новых участников , что может превратить некоторые региональные рынки в олигопольные или монопольные структуры ;
– снижение инновационного потенциала региона из - за опоры объединенных фирм на свой предыдущий опыт и успешную практику , применяемую в прошлом .
Негативные последствия, происходящие в результате промышленной кластеризации, представляют собой субъекты социальных и экономических последствий, которые оказываются за пределами прогнозного поля региональной политики. Подобная ситуация имеет место в связи с недостаточным уровнем теоретической проработки взаимодействия промышленных кластеров и регионов. Большинство выявленных эффектов этого взаимодействия обладает смешанным, географическим и экономическим характером. Однако основные подходы к промышленной кластеризации имеют узкую специализацию либо на географической (классической, агломерационной и административной) стороне, либо на экономической (системный, институциональный и сетевой подходы). В рамках данной работы для комплексного представления о генезисе негативных эффектов промышленной кластеризации используется системно-агломерационный подход, представленный в предыдущих исследованиях автора [6]. Системно-агломерационный подход, основанный на равном учете географических и экономических характеристик кластеризации, придерживается взгляда на кластеры как пространственно-экономические структуры, расположенные на периферии географической области. В этом подходе генезис влияния промышленных кластеров на регион интерпрети- руется как функция пяти ключевых факторов внутренней среды.
Рассмотрим влияние факторов внутренней среды промышленной группы на социально экономический рост региона .
-
1. Фактор пространства и логистики ил люстрирует логистические услуги и транс портную инфраструктуру , которые обычно используют кластерные фирмы . Указанный фактор стимулирует промышленные кластеры вкладывать средства в развитие региональной транспортной инфраструктуры , что зачастую приводит к повышению уровня занято сти в регионе , валового регионального продукта ( ВРП ) и , следовательно , к росту региональ ного уровня жизни (SLL). При этом промыш ленный кластер склонен инвестировать в ос новном в транспортную инфраструктуру того географического района , где он расположен . Как следствие , указанный район привлекает новых резидентов бизнеса . В некоторых слу чаях это может привести к эффекту сверх концентрации .
-
2. Экономический и административный фактор отражает стратегическую координацию кластеризованных фирм , которая обеспечивает им относительную экономическую устойчи вость и возможность реализовывать крупные общие проекты . Указанная деловая активность привлекает инвестиции и повышает уровень занятости в регионе . Между тем отмеченная координация бизнеса кластеризованных фирм увеличивает их общую рыночную власть , что нередко вызывает блокирующие эффекты и , как следствие , тенденцию к снижению регио нального уровня занятости и ВРП .
-
3. Технологический фактор представляет собой общую технологию , которую использу ют кластерные фирмы , образуя цепочку добав ленной стоимости . Эта технология приводит к устойчивому росту кластеризованных фирм . Следовательно , повышается качество про мышленного кластеризованного производства . Тем не менее указанный процесс развивает « уязвимость к эффекту специализации », что в некоторых крайних случаях может привести к замедлению региональной экономики [7].
-
4. Ресурсный фактор иллюстрирует способ ность промышленного кластера привлекать
-
5. Фактор информации и инноваций иллю стрирует общее информационное поле , кото рое разделяют кластеризованные организации . Упомянутая сфера снижает транзакционные издержки и привлекает инновации в регион , стимулируя региональный уровень роста за нятости . Однако кластерные фирмы часто закрывают доступ к упомянутой области для новых участников . Как следствие , снижается выживаемость региональных стартапов . Кро ме того , это вызывает эффект синдрома само достаточности . В среднесрочной перспективе данные эффекты определяют снижение инно вационного потенциала региона , уменьшение количества инноваций в регионе и , следова тельно , снижение ВРП [8, c. 66].
новых по ставщиков в регион , что приводит к росту региональной занятости и ВРП . В то же время зависимость фирм , объединенных в кластеры , вызывает эффект блокировки .
Таким образом, взаимосвязь между факторами внутренней среды промышленных кластеров и социально-экономическим развитием регионов оказывается весьма значимой [12–15]. Ключевыми факторами роста являются инновации, технологический уровень, инфраструктурные аспекты, финансовые возможности и правовая среда.
Заключение
В свете проведенного исследования был осуществлен комплексный и систематический концептуальный анализ отрицательных аспек тов промышленной кластеризации . Системно агломерационный подход был использован для объяснения происхождения негативного влияния промышленных кластеров на реги ональный рост . Представленный концепту альный механизм показал , что большая часть упомянутых негативных воздействий связана с тенденцией каждого промышленного кластера к закрытию в среднесрочной перспективе .
Таким образом , ключевой рекомендацией для региональных политиков , направленных на предотвращение негативного влияния про мышленной кластеризации на социально - эко номический рост региона , является развитие отраслевой конкуренции через поддержку инновационно ориентированных фирм . Эта простая мера потенциально может уменьшить негативные последствия промышленной кла стеризации и повысить эффективность регио нальной экономики .
Список литературы Промышленные кластеры и их негативное влияние на экономическое и социальное развитие
- Шильченко Т. Н. Обзор основных моделей кластерной политики государства // Вестн. Таганрог. ин-та управления и экономики. 2020. № 1. С. 22–27.
- Кощеев Д. А., Третьякова Е. А. Роль индустриального кластера в экономике региона: системно-агломерационный подход и механизм взаимного влияния // Вестн. Пермского ун-та. Сер. Экономика. 2020. Т. 15, № 4. С. 512–550.
- Губайдуллина Ф. С. Микроэкономика кластера (на примере промышленных округов Третьей Италии) // Современная конкуренция. 2011. № 5. С. 29–45.
- Шейкин Д. А. От теории кластеров – к теории кластерного развития регионов: эволюция и проблематика // Креативная экономика. 2016. Т. 10, № 11. С. 1263–1272.
- Ксенофонтова О. Л. Промышленные кластеры как фактор развития региона: теоретический аспект // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 4 (44). С. 66–71.
- Koshcheev D. A., Tretiakova E. A., Loan Dao Thi Ngoc. Negative Effects of In dust rial Clustering on Region Social and Economic Development: System and Agglomeration Approach // SHS Web of Conferences 93. 2021. URL: https://doi.org/10.1051/shsconf/20219305003 (дата обращения: 24.04.2023).
- Сухарев О. С. Структура технологической динамики и экономический рост России // Федерализм. 2020. № 4. С. 5–25. URL: https://doi.org/10.21686/2073-1051-2020-4-5-25 (дата обращения: 24.04.2023).
- Кудрявцева Т. Ю., Схведиани А. Е. Анализ взаимосвязи между кластерной специализацией и валовым региональным продуктом // Науч.-техн. вед. СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11, № 5. С. 66–73.
- Гамидуллаева Л. А., Страхов Е. П. Эволюция концепции кластерного развития: от агломерационной теории к экосистемам // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2023. Т. 14, № 1. С. 106–125.
- Смородинская Н. В., Катуков Д. Д. Когда и почему региональные кластеры становятся базовым звеном современной экономики // Балтийский регион. 2019. Т. 11, № 3. С. 61–91.
- Skala M., Rydvalova P. Evolving Insight of Localization Theories into Cluster Existence // Innovation and Performance Drivers of Business Clusters. 2021. Р. 7–24. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-79907-6_2 (дата обращения: 24.04.2023).
- Пирогова Е. В. Формирование инновационных кластеров как механизм развития инновационного потенциала региона // Вестн. Академии знаний. 2020. № 5(40). С. 380–385. URL: https://doi.org/10.24412/2304-6139-2020-10648 (дата обращения: 24.04.2023).
- Кирпа А. С. Финансово-правовые аспекты инновационных кластеров // Гуманитарные и юридические исследования. 2022. № 1. С. 118–123.
- Грошев А. Р., Пелихов Н. В. Функциональное пространство кластерных инициатив // Вопр. инновационной экономики. 2019. Т. 9, № 2. С. 411–418.
- Хакимов З. А. Трансформация кластеров «Индустрия 4.0» // Инновации и инвестиции. 2022. № 3. С. 207–213.