Промышленные предприятия: меньше спроса – больше пессимизма
Автор: С. Цухло
Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr
Статья в выпуске: 5 (23), 2016 года.
Бесплатный доступ
Данные февральских опросов предприятий промышленности продемонстрировали снижение спроса на их продукцию и готовность к сокращению производства. Неясность экономической ситуации – в числе основных причин беспокойства предприятий, однако свои инвестиционные планы они сокращают теперь не столь активно, как в 2015 г.
Короткий адрес: https://sciup.org/170176566
IDR: 170176566
Текст научной статьи Промышленные предприятия: меньше спроса – больше пессимизма
Февральские данные показали ухудшение динамики спроса на промышленную продукцию после относительно неплохого результата января, когда очищенный от сезонности темп роста продаж оказался лучше значений предыдущих месяцев. В феврале 2016 г. зафиксировано самое существенное с февраля 2015 г. падение оценок спроса на производимую продукцию.
Достигнутые в феврале объемы продаж не устраивают 55% предприятий, что является худшим результатом трех последних лет. Хотя еще в августе 2015 г. неудовлетворительные оценки спроса составляли только 39%, а в августе 2014 г. – 38%. Попытки российской промышленности увеличить объемы производства в конце 2015 г. – начале 2016 г. по-прежнему не обеспечены достаточными объемами спроса.
Запасы готовой продукции
Некоторое ухудшение оценок запасов готовой продукции подтверждает предыдущий вывод. Баланс этих оценок достиг в феврале 2016 г. максимума с мая 2014 г., т.е. 20 предыдущих (и совсем непростых!) месяцев российская промышленность уверенно контролировала баланс спроса и предложения, удерживая излишки запасов в большинстве месяцев на минимальном уровне, который ранее регистрировался в 2006–2007 гг. В эти последние 20 месяцев доля оценок запасов как «нормальных» достигла исторического максимума – 75%. Теперь (в январе-феврале 2016 г.) нормальные запасы готовой продукции имеют 70% предприятий. И пока эта ситуация кардинально отличается от того, что происходило в предыдущие кризисы: на пике кризиса 2008–2009 гг. показатель одномоментно падал до 42%, в дефолт 1998 г. – до 30%, а в 1994 г. – до 22%.
Выпуск продукции
Февральские оценки предприятиями изменений выпуска продукции после очистки от сезонности показали лишь небольшое ухудшение показателя по сравнению с январем. Российская промышленность по-прежнему не готова рисковать в сложных экономических и геополитических условиях, и пока предпочитает удерживать сложившиеся объемы производства.
Однако подобная ситуация может продлиться недолго. Во-первых, производственные планы российской промышленности за три послед-
3. ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: МЕНЬШЕ СПРОСА – БОЛЬШЕ ПЕССИМИЗМА них месяца потеряли 14 пунктов и опустились до 44-месячного минимума. Во-вторых, в 2016 г. готовность российской промышленности поступиться объемами производства в случае кризиса возросла более чем в полтора раза по сравнению с 2015 г.
Третьей причиной того, что пребывание российской промышленности в состоянии неуверенного балансирования может оказаться недолгим, стала резко возросшая в начале года «неясность текущей экономической ситуации, и ее перспектив». Упоминание этого фактора выросло в январе 2016 г. на 8 п.п. по сравнению с октябрем 2015 г. и достигло 48%, закрепив за собой второе место в рейтинге причин, ограничивающих промышленный рост в начале 2016 г. Хотя и без этого «неясность текущей экономической ситуации и ее перспектив» уже шесть кварталов занимает второе место.
Цены предприятий
Ожидаемым стало дальнейшее торможение в феврале фактического роста отпускных цен предприятий. В результате сейчас темп роста цен вернулся к уровням III кв. 2015 г. Неожиданностью стало планируемое в следующие месяцы увеличение интенсивности роста цен: баланс ценовых прогнозов вырос в феврале на 7 пунктов и даже превысил значение декабрьского (2015 г.) баланса. Иначе говоря, в феврале промышленность планировала более интенсивный рост своих цен, чем в декабре, когда мы увидели очередной всплеск девальвации и ожидали традиционного роста тарифов. Возможно, предприятия исчерпали как возможности снижения своих цен, так и желание проводить сдержанную ценовую политику в условиях отсутствия ее влияния на объемы сбыта.
Инвестиционные планы
Инвестиционные планы российской промышленности в феврале 2016 г. улучшились на 4 пункта, но по-прежнему остаются «в минусе» (т.е. планов снижения инвестиций больше, чем планов их роста) и не выходят за пределы коридора, в котором они находятся уже с мая 2015 г. Роста инвестиций в I полугодии 2016 г. ожидать, скорее всего, не стоит.
Однако и сокращение инвестиционной программы как антикризисной меры в 2016 г. снизило свою популярность среди промышленных предприятий по сравнению с 2015 г. на 9 пунктов (это самое значительное снижение) и сейчас практикуется только 31% предприятий. А недостаток инвестиций сдерживает рост выпуска в I кв. 2016 г. у 22% предприятий (в I кв. 2015 г. – у 12%). Промышленность, таким образом, начинает ощущать дефицит инвестиций, но по-прежнему не готова вкладываться в собственное производство.
Кредитование промышленности
Доступность кредитов оценивалась в январе-феврале 2016 г. как нормальная 50% российских промышленных предприятий. В августе-декабре 2015 г. этот показатель колебался в интервале 43–52%. Средняя минимальная ставка, которую банки предлагают промышленности, снизилась в феврале до 16,1% годовых в рублях. В августе-январе она пребывала на среднем уровне в 16,5%.•