Протеин плазмы-А при острой коронарной патологии

Автор: Разин Владимир Александрович, Каюмова Гюзелия Хатыбуловна, Чернышева Елена Владимировна

Журнал: Ульяновский медико-биологический журнал @medbio-ulsu

Рубрика: Внутренние болезни

Статья в выпуске: 4, 2013 года.

Бесплатный доступ

Выявлено, что уровни РАРР-А достоверно выше в группах с острой коронарной патологией по сравнению с лицами без ИБС. РАРР-А выступает в качестве маркера ишемии и/или повреждения тканей миокарда и может использоваться как диагностический предиктор нестабильности атеросклеротической бляшки при острых коронарных событиях.

Прогрессирующая стенокардия, инфаркт миокарда, ассоциированный с беременностью протеин плазмы-а

Короткий адрес: https://sciup.org/14112936

IDR: 14112936

Текст научной статьи Протеин плазмы-А при острой коронарной патологии

Введение. Ишемическая болезнь сердца (ИБС) – одна из самых актуальных медикосоциальных проблем в России. В настоящее время смертность от инфаркта миокарда в разных регионах России составляет от 18 до 20 %. Во всем мире также отмечен стабильный рост заболеваемости ИБС. В борьбе по снижению заболеваемости ИБС и смертности от нее современная медицина направлена не только на оказание квалифицированной кардиологической помощи населению, но и первичную, вторичную профилактику сосудистых событий.

Ключевым механизмом развития ишемической болезни сердца является сосудистое воспаление при атеросклерозе коронарных артерий, способствующее формированию и росту атеросклеротической бляшки, ее сосудистой нестабильности и тромбогенной активности. Однако современной науке известны вещества, обладающие пролиферативной активностью, способствующей защите сосудов от чрезмерного воздействия медиаторов воспаления. Поэтому современная кардиология обоснованно изучает и выявляет новые маркеры сосудистого воспаления и пролиферативной активности [1, 2].

РАРР-А – ассоциированный с беременностью протеин плазмы-А, который представляет собой циркулирующий в крови белок, относящийся к цинксодержащим металлопротеиназам. Синтез РАРР-А повышается в тканях в ответ на повреждение; его биоло- гическое действие опосредовано инсулиноподобным фактором роста-1, который участвует в регенерации тканей, повышая чувствительность клеток к инсулину и стимулируя неоангиогенез, вазодилятацию и цитопротек-тивное действие [3, 5].

Ишемия как повреждение приводит к активации данного механизма защиты, поэтому у пациентов с ишемической болезнью сердца РАРР-А можно рассматривать как высокочувствительный биохимический маркер воспаления и повреждения [1, 4].

Цель исследования. Изучение концентрации ассоциированного с беременностью протеина плазмы-А при острой коронарной патологии (прогрессирующая стенокардия, инфаркт миокарда).

Материалы и методы. В исследование были включены 42 пациента (28 мужчин, 14 женщин) в возрасте от 49 до 70 лет с острым коронарным синдромом (ОКС). У 24 больных был позднее верифицирован инфаркт миокарда, у 18 – нестабильная стенокардия. Пациенты поступали в стационар через 2,5–12,0 ч после первых признаков коронарной недостаточности (в среднем 5,4±2,4 ч). Группу контроля составили 12 чел., сопоставимых по возрасту, без клинических признаков ИБС.

Диагноз инфаркта миокарда был поставлен на основе клинических признаков, повышения уровней кардиоспецифических ферментов КФК-МВ, ЛДГ-1, положительного ре- зультата теста на определение тропонина в крови. У 17 больных в момент поступления был стойкий подъем сегмента ST более чем на 2 мм в двух и более отведениях. У 7 пациентов инфаркт миокарда был исходом ОКС без подъема сегмента ST.

У 18 пациентов диагностирована нестабильная стенокардия, обоснованная клиническими признаками (снижение толерантности к физическим нагрузкам, изменение стереотипности приступов стенокардии и стенокардии покоя). На ЭКГ не обнаружено изменений в процессах реполяризации. Кардиоспе-цифические ферменты крови не повышены: тест на определение тропонина Т в крови был отрицательным.

Пациентам с подъемом сегмента ST тромболитическая терапия проводилась согласно предложенным стандартам.

У обследуемых контрольной группы уровни липидов крови, гемодинамика были в пределах возрастных норм.

В плазме крови всех пациентов определялась концентрация РАРР-А. Забор крови у пациентов с ОКС производился в момент поступления до верификации диагноза в количестве 5 мл путем венепункции. Исследуемые образцы подвергались центрифугированию при 1500 об/мин в течение 15 мин при температуре 20 °С; плазму крови отбирали и хранили при температуре 20 °С. Лабораторный анализ производился в течение последующих нескольких дней.

Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием программного пакета Statistica 6.0. Для непрерывных величин рассчитывались средние величины (М), стандартные отклонения (SD). Достоверность различий количественных признаков оценивалось при помощи t-критерия Стъюдента (при параметрическом распределении) и U-критерия Манна–Уитни (при непараметрическом распределении). Достоверность различий считалось значимой при р<0,05.

Результаты и обсуждение. В результате проведенного исследования выявлено, что концентрация РАРР-А в контрольной группе составила 4,7±0,9 мМЕ/л. У пациентов с верифицированной прогрессирующей стенокардией концентрация РАРР-А составила

  • 12,1 ±2,2 мМЕ/л и была статистически значимо выше, чем в контрольной группе (р<0,0001). Концентрация РАРР-А у пациентов с диагностированным инфарктом миокарда составила 21,9±2,8 мМЕ/л, причем отмечается статистически значимое различие по сравнению данным показателем в контрольной группе (р<0,0001) и у пациентов с прогрессирующей стенокардией (р<0,0001).

Таким образом, по результатам проведенного исследования выявлено, что при острой коронарной патологии отмечается значительное повышение РАРР-А по сравнению с контрольной группой. У пациентов с прогрессирующей стенокардией РАРР-А превышает значения в контрольной группе в 2,6 раза, а у пациентов с инфарктом миокарда – в 4,7 раза. Следует также отметить, что при инфаркте миокарда РАРР-А в 1,8 раза выше, чем при прогрессирующей стенокардии.

У пациентов с ОКС с подъемом сегмента ST, у которых был позднее верифицирован инфаркт миокарда, концентрация РАРР-А составила 23,3 мМЕ/л и была статистически значимо выше (р=0,0001), чем у пациентов, у которых инфаркт миокарда являлся исходом ОКС без подъема сегмента ST (18,9 мМЕ/л).

Полученные результаты с целом согласуются с данными других авторов. Показано, что в контрольной группе уровни РАРР-А были ниже (3,8–10,4 мМЕ/л), чем у больных с нестабильной стенокардией, у которых наблюдалось повышение его уровня до 22,5 мМЕ/л. Больные инфарктом миокарда имели еще более высокие уровни: в среднем 46,6 мМЕ/л. На основании этих данных было выдвинуто предположение, что увеличение уровней РАРР-А в плазме отражает нестабильность атеросклеротических бляшек и что РАРР-А может быть специфическим маркером ОКС [6].

По данным некоторых авторов, отсутствие повышения уровней PAPP-A в первые часы после развития острого инфаркта миокарда можно объяснить тем, что некроз кардиомиоцитов не является стимулом, запускающим синтез этого маркера, а также тем, что повышение уровня PAPP-A при остром инфаркте миокарда происходит медленнее, по всей видимости, за счет действия каких-то неизвестных вторичных механизмов [4]. В нашем исследовании выявлено повышение РАРР-А у пациентов с коронарной патологией при их поступлении в стационар, особенно выраженное у больных, у которых в дальнейшем был верифицирован инфаркт миокарда.

Заключение. Результаты проведенного нами исследования показали, что уровни РАРР-А достоверно выше в группах с острой коронарной патологией по сравнению с лицами без ИБС. РАРР-А выступает в качестве маркера ишемии и/или повреждения миокарда и может использоваться как диагностический предиктор нестабильности атеросклеротической бляшки при острых коронарных событиях. РАРР-А как маркер может определять разрыв бляшки раньше маркеров, указывающих на начало инфаркта миокарда и некроз миокарда. Возможность раннего установления риска неблагоприятного события делает РАРР-А перспективным стратификационным инструментом в классификации пациен- тов с подозрением на острые коронарные синдромы.

  • 1.    Диагностическое значение РАРР-А и маркеров воспаления при остром коронарном синдроме / A. B. Антонова [и др.] // Вестник РГМУ. – 2005. – № 3 (42). – С. 5.

  • 2.    Шевченко А. О. Активность воспаления, неоангиогенеза, тромбообразования и эндогенной деструкции при атеросклерозе : дис. … д-ра мед. наук / А. О. Шевченко. – М., 2007. – С. 271.

  • 3.    Шевченко А. О. Новые лабораторные маркеры ангиогенеза и повреждения атеросклеротической бляшки / А. О. Шевченко // Клиническая лабораторная диагностика. – 2006. – № 6. – С. 23–50.

  • 4.    Circulating pregnancy-associated plasma protein A predicts outcome in patients with acute coronary syndrome but no troponin I elevation / J. Lund [et al.] // Circulation. – 2003. – № 108. – Р. 1924–1926.

  • 5.    PAPP-A: a Possible pathogenic link to the instability of atherosclerotic plaque / X. Li [et al.] // Med Hypotheses. – 2008. – № 70 (3). – P. 597–599.

  • 6.    Pregnancy-associated plasma protein-A (PAPP-A) cleaves insulin-like growth factor binding protein (IGFBP)-5 independent of IGF: implications for the mechanism of IGFBP-4 proteolysis by PAPP-A / L. S. Laursen [et al.] // FEBS Lett. – 2001. – № 504. – Р. 36–40.

PLASMA PROTEIN-AIN ACUTE CORONARY PATHOLOGY

V.A. Razin1, G.H. Kayumova2, E.V. Chernysheva2

1Ulyanovsk State University, 2Central Clinical Medical Unit, Ulyanovsk

Список литературы Протеин плазмы-А при острой коронарной патологии

  • Диагностическое значение РАРР-А и маркеров воспаления при остром коронарном синдроме/A. B. Антонова [и др.]//Вестник РГМУ. -2005. -№ 3 (42). -С. 5.
  • Шевченко А. О. Активность воспаления, неоангиогенеза, тромбообразования и эндогенной деструкции при атеросклерозе: дис. … д-ра мед. наук/А. О. Шевченко. -М., 2007. -С. 271.
  • Шевченко А. О. Новые лабораторные маркеры ангиогенеза и повреждения атеросклеротической бляшки/А. О. Шевченко//Клиническая лабораторная диагностика. -2006. -№ 6. -С. 23-50.
  • Circulating pregnancy-associated plasma protein A predicts outcome in patients with acute coronary syndrome but no troponin I elevation/J. Lund [et al.]//Circulation. -2003. -№ 108. -Р. 1924-1926.
  • PAPP-A: a Possible pathogenic link to the instability of atherosclerotic plaque/X. Li [et al.]//Med Hypotheses. -2008. -№ 70 (3). -P. 597-599.
  • Pregnancy-associated plasma protein-A (PAPP-A) cleaves insulin-like growth factor binding protein (IGFBP)-5 independent of IGF: implications for the mechanism of IGFBP-4 proteolysis by PAPP-A/L. S. Laursen [et al.]//FEBS Lett. -2001. -№ 504. -Р. 36-40.
Статья научная