Противодействие экстремизму в современном медиапространстве
Автор: Глухарев Дмитрий Сергеевич
Рубрика: Политология и социология
Статья в выпуске: 10 (269), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются виды средств массовой информации и противодействие в них экстремистской идеологии. Анализируется специфика блогосфер и деятельность экстремистских организаций в сети Интернет
Экстремизм, медиапространство, сми, терроризм, антитеррористическая политика, пропаганда
Короткий адрес: https://sciup.org/147150759
IDR: 147150759
Текст научной статьи Противодействие экстремизму в современном медиапространстве
Современное понятие медиапространства резко отличается от его традиционного понимания, которое существовало в науке в 1970—80 гг. В последнее десятилетие медиапространство резко расширилось, и в первую очередь за счет сети Интернет. Безусловно, возросшее значение интернет-ресурсов ощущалось и в 1990-х годах. Однако к средствам массовой информации Интернет-ресурсы не относились, а, следовательно, изучение их влияния на массовую аудиторию было за рамками серьезных научных исследований и естественно, новых научных теорий. В настоящее время Интернет-ресурсы в России по-прежнему средствами массовой информации не считаются. При этом политические события конца 2011 — начала 2012 годов говорят об активном использовании Интернета для оказания влияния на массовую аудиторию.
Появление и развитие механизма обратной связи резко изменило саму структуру медиапространства. Массовая аудитория стала приписывать Интернет отличные по их мнению от традиционных СМИ свойства, в первую очередь честность, независимость. Развитие блогосферы привело к появлению нового специфического пространства, не являющегося медиапространством в традиционном понимании этого слова. Каждый участник блогосферы является с одной стороны одним из представителей аудитории, и соответственно на него оказывается влияние, его мнения и взгляды формируются под влиянием информации содержащейся в блогосфере. С другой стороны, он исполняет роль журналиста, который сам создает информацию и распространяет ее по своим коммуникационным каналам. Таким образом блогосфера становится элементом медиапространства. Даже традиционные СМИ начинают использовать блоги для получения информации, формирования мнения общества по тем или иным событиям. Многие журналисты ведут свой блог, ко- торый пользуется иногда большей популярностью, чем традиционные СМИ в которых корреспондент работает.
Противодействие экстремизму в медиапро-странcтве представляет собой определенный набор специфических действий направленных на формирования определенного мировоззрения как у массовой аудитории, так и у отдельных групп. В связи с этим можно выделить два направления. Во-первых, это воздействие на массовую аудиторию с целью формирования особого отношения к мировоззренческим позициям экстремистских организаций. Здесь деятельность СМИ будет во многом совпадать с таким понятием как пропаганда. В стране накоплен большой опыт идеологической пропаганды, который необходимо переосмыслить и привести к реалиям сегодняшнего дня. При этом стоит отметить, что пропагандой своих идей занимаются как раз представители экстремистов. Мы наблюдаем пропаганду националистических идей, пропаганду идей ислама, различные религиозные секты используют психологические приемы, для вербовки своих членов. Поэтому для государства в этих условиях наиболее действенными станут приемы контрпропаганды. Тем более, что национальной идеи, которую можно было бы пропагандировать, у государства нет.
Однако эффективность пропаганды в современных условиях, при наличии сети Интернет резко снижена. Если в 20 веке, помимо традиционных СМИ полностью контролируемых государством в медиапространстве существовали только СМИ вероятного противника и каналы межличностного общения, что позволяло практически полностью контролировать медиапространство. То в настоящее время Интернет предоставляет альтернативную площадку, неконтролируемую государственными органами. Часть аудитории полностью утратила доверие к традиционным СМИ. Возникло даже понятие «сурковская пропаганда». Утрата доверяя привела к гипертрофированному чувству доверия «Интернет-СМИ», блогосфере, социальным сетям. При этом у аудитории ослабло критичность к поступающей по данным каналам информации. Все это позволяет использовать широко Интернет для дезинформации, пропаганды насильственных действий, снижение легитимности власти и т. п.
Второе направление, это работа со специфической аудиторией, являющейся сторонниками идей экстремистcкой направленности. Элементы контрпропаганды, направленные на массовую аудитории для этих людей абсолютно будут неэффективными. Доверяя к этим каналам связи у них нет, а соответственно эффективность воздействия нулевая. Необходима работа в тех средах, с использованием тех коммуникационных каналов, которые используют сами экстремисты. В первую очередь это работа в социальных сетях, различного рода форумах и чатах. Форма работы должна отличаться от методов контрпропаганды. Необходимо использование риторики и аргументации используемой экстремистами. Например, переубедить религиозного человека, например мусульманина, что его идеи неверны, находясь на атеистической позиции невозможно. Необходимо не переубеждение человека, а внесение в его сознание сомнения в правильности его действий, то есть включение его критичного мышления. Необходимо разрушение идеологии изнутри, так как внешнее воздействие на представителей иной идеологии мало эффективно. Ультралевое террористическое движение в Западной Европе, с которым не могла справится полиция ряда государств в 1970-х годах, сошло на нет с крахом СССР. Данное второе направление, требует изучение позиций и аргументации экстремистов, поиск их слабых, уязвимых позиций, и через слабость идеологии, по их собственным коммуникативным каналам внедрение вируса сомнения, который сам начнет существовать, разрушая экстремистскую организацию изнутри.
Особо стоит отметить творческую деятельность, которую позволил Интернет проявить огромному количеству людей. В 20 веке издательская деятельность была пререгативой государства и регулировалась законодательно. Издать текст, пропагандирующий насильственное свержение власти было практически нереально, за исключением самиздата. Распространялась подобная литература из рук в руки и соответственно массовой популярности не имела. В настоящее время, любой школьник может написать любой текст, разместить его в Интернет и получить массовый отклик на свой опус. Аналогичная ситуация и с видеороликами. При этом при уровне развитии полиграфии видеоролик часто является дезинформацией, подделкой, вызывающей массовой возмущение аудитории. Таким образом, видеоролики, тексты, в том числе и художественные произведения, можно рассматривать как элемент информационного пространства. Безусловно, говорить о том, что данные произведения есть элемент медиапространства нельзя. Но какие-то общие точки соприкосновения мы наблюдаем. Например, «дело жемчужного прапорщика», стало известным медийным событием благодаря использованию видеоролика в сети Интернет. И если приравнивать Интернет-сферу, всю или ее часть к средствам массовой информации, то придется приравнивать весь материал, находящийся в сети как элемент медиапространства. Возможно, целесообразно вводить новый термин, который бы включал в себя как традиционное Медиапространство, так и Интернет-пространство.
В настоящее время Интернет привлекает различные экстремистские группы в первую очередь легкостью доступа, отсутствием прямого правительственного контроля, анонимностью а также удаленным доступом к огромной аудитории пользователей. Чаще всего использование идет для распространения своей пропаганды, обмена информацией, организационных и финансовых мероприятий. Каждый вид деятельности должен вызывать определенные меры противодействия.
В первую очередь экстремисты всех мастей используют Интернет для информационного обеспечения своей деятельности. Некоторые экстремистские и террористические организации ведут полномасштабную информационную подрывную войну против государств. Как говорилось выше активно используются различные психологические приемы воздействия, публикуются наводящие ужас видеоролики казни заложников, нападений на автоколонны, акции смертников и т.п. Сторонники «цветных революций» активно используют Интернет для подрыва легитимности власти, часто используя для этого дезинформацию или провокационные фальшивые видеоматериалы.
Интерактивность коммуникаций в сети Интернет открывает огромные возможности для роста денежных пожертвований. Особенно часто данную функцию используют мусульманские или сепаратистские организации. Иногда это подается под видом благотворительности и часть денег действительно идет на поддержку бедных слоев населения, открытие школ, что является дополнительным элементом пропаганды экстремистских идей. При этом прямое противодействие государства этой деятельности вызывает у населения волну возмущения, так как государство в этом случае выступает против помощи бедным слоям населения, закрывая какой-нибудь благотворительный фонд.
Появление сети Интернет привело к новым организационным возможностям террористических групп. Если в 20 веке достаточно было ликвидировать лидера группы, чтобы парализовать деятельность террористов на определенный срок, то сейчас активно используется сетевой принцип организации. Внутри ячеек практически нет иерархии, существует множество лидеров, количество которых зависит от размеров группы. Ликвидация лидера группы не наносит существенного урона самой группе. Это делает бессмысленным попытки уничтожить терроризм исключительно военными или полицейскими методами.
Глобальный размах сети Интернет позволяет пропагандировать себя большему количеству людей. Через постепенное вовлечение публики в обсуждение происходит вербовка новых членов организации. Путем использования форумов или чатов
Д. С. Глухарев публика втягивается в дискуссию, что позволяет если не привлечь новых членов, то, по крайней мере, популяризировать свои идеи. Необходимо отметить, что вербовка новых членов группы, является самым слабым местом существования террористических и экстремистских организаций. Прекратив поток новых членов, рано или поздно правоохранительные органы полностью уничтожат террористическую группу. Изучение способов вербовки, используемой аргументации, позволит разработать действенные механизмы противодействия.
Очень важной проблемой становится хаотическое распространение идеологической информации экстремистского толка, наряду с существованием сайтов «как сделать…», в которых объясняется, например, технические подробности изготовления бомб. Это приводит к появлению террористов одиночек по типу Брейвика. Тот факт, что психически неуравновешенные или легко внушаемые люди, помимо идеологического обоснования получают в свои руки еще и мощное оружие, делает ситуацию очень опасной. Появление и распространение элементов массового поражения, достижения генетики, может привести к серьезным или катастрофическим последствиям. Контролировать экстремистов одиночек, в настоящее время не представляется возможным, без установления контроля над Интернет.
Подводя краткие итоги повторно обозначим назревшую необходимость расширения понятия «медиапространство» за счет включения в него Интернет-сферы с ее интерактивными элементами. В результате деятельность по противодействию экстремизму будет разделена на две равнозначные области: деятельность в традиционном медиапространстве и деятельность в инернет-пространстве. В первой области необходимо создание четкой программы контрпропаганды экстремистских идей, направленная на массовую аудиторию. В области Интернет, необходима избирательная скрытая работа с определенными группами, членами экстремистских групп и сочувствующих им. Также необходим более жесткий контроль за распространением экстремизма в сети. Нужно учитывать тот факт, что главными пользователями сети является молодежь, чьи мировоззренческие взгляды еще не устоялись, а соответственно, допуская распространения экстремизма в Интернет сегодня, завтра мы получаем потенциальных террористов.