Противодействие неправомерным действиям, связанным с криминальным поглощением собственности (рейдерство): взгляд на проблему
Автор: Ханов Т.А.
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 4, 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается актуальная проблема казахстанского общества, связанная с рейдерством. Автором подчеркивается общественная опасность и актуальность угрозы экономической безопасности государства. Указывается на необходимость принятия мер по выявлению и пресечению деятельности криминальных структур, специализирующихся на отъеме чужого бизнеса и совершении аналогичных преступных посягательств. Обращается внимание на отсутствие в Казахстане достаточных научных разработок и обоснованных рекомендаций по раскрытию и расследованию фактов незаконного поглощения чужого бизнеса. В работе использовались методы сравнительно-правового и аспектного анализа, позволившие выявить сущность и содержание рейдерства. С помощью метода апперципирования данное исследование было наполнено новыми сведениями из различных источников. В заключение автор призывает к междисциплинарному подходу в изучении вопросов рейдерства, подчеркивая критическую необходимость разработки научно обоснованных средств и методов раскрытия и расследования данного вида уголовных правонарушений.
Уголовный процесс, расследование, рейдерство, захват бизнеса, рыночные отношения, предпринимательская деятельность, экономическая безопасность
Короткий адрес: https://sciup.org/149148299
IDR: 149148299 | DOI: 10.24158/tipor.2025.4.27
Текст научной статьи Противодействие неправомерным действиям, связанным с криминальным поглощением собственности (рейдерство): взгляд на проблему
Карагандинский университет Казпотребсоюза, Караганда, Республика Казахстан, ,
Karaganda University of Kazpotrebsoyuz, Karaganda, Republic of Kazakhstan, ,
силовых структур, привлечением сотрудников правоохранительных органов и даже судебной системы (Бузаева, 2011: 141).
Для казахстанского общества и государства рейдерство становится актуальной и насущной проблемой, поскольку обретает новые формы, обусловленные особенностями развития цивилизованных рыночных отношений. Однако со стороны правоохранительных органов не предпринимаются достаточные меры по выявлению и пресечению деятельности криминальных структур, специализирующихся на отъеме чужого бизнеса и совершении аналогичных преступных посягательств. Наша страна пока не осознала до конца масштаб и степень общественной опасности рейдерства как актуальной угрозы экономической безопасности.
Следует принять во внимание, что теорией и практикой еще не разработаны достаточно эффективные средства защиты от данного вида криминальных действий. По сути, любой успешный предприниматель может стать потенциальной жертвой рейдерского захвата. Между тем в юридической науке бытует распространенное мнение о том, что лицо, заинтересованное в сохранении бизнеса, наверняка сможет отстоять свое имущество и защитить свои права (Филиппов, 2011: 59).
Как отмечают отдельные исследователи данной проблемы, лучшим способом обезопасить свой бизнес и имущество от рейдерской атаки – это предпринять превентивные меры, направленные на то, чтобы максимально осложнить рейдерский захват1. Поэтому нужна разработка и внедрение в практическую деятельность обоснованных рекомендаций и методических предложений по нейтрализации преступной деятельности, связанной с изъятием собственности у субъектов предпринимательства.
Материалы и методы . В данной научной статье использовались методы сравнительноправового и аспектного анализа, которые позволили изучить действующие положения и имеющиеся подходы к исследуемой проблематике, по-новому взглянуть на сложившуюся в данной сфере ситуацию. Также был применен метод апперципирования, с помощью которого исследование было наполнено новыми сведениями из различных источников. Указанные методы обеспечили многоаспектный анализ исследования и позволили сформулировать научно-обоснованные рекомендации.
Обсуждение . Определенная проработка темы осуществлена в странах, столкнувшихся с данным негативным явлением. В частности, российскими учеными защищено несколько кандидатских диссертаций. Так, Ю.Э. Байкова2 и Л.А. Скиданова3 рассматривали рейдерство как социально-экономическую категорию. Э.В. Биджаков4, А.А. Васильченко5, А.Ю. Киреев6 исследовали проблемы, связанные с нарушением законности в сфере экономических отношений и наличием угроз экономической безопасности. В качестве фундаментальных исследований в области юриспруденции следует отметить докторскую диссертацию К.А. Сергеева, в которой рассматриваются организационноправовые вопросы, связанные с деятельностью, направленной на защиту правоохранительными органами корпоративной собственности от рейдерства7. Несколько кандидатских диссертаций посвящены криминологическим и уголовно-правовым проблемам рейдерства8. Гражданско-правовые аспекты рейдерства были исследованы С.Г. Мартыновым9. Взаимодействию правоохранительных органов в противодействии рейдерству посвящена работа А.А. Шашкова10.
К сожалению, изучению и исследованию подвергались только отдельные вопросы, связанные с данным общественно-резонансным явлением, и в основном российскими учеными. Отдельные аспекты рейдерства рассматривались также западными экспертами (Hanly, 1992; Irfan, 2011).
В Казахстане научное сообщество пока не прониклось данной проблематикой. Лишь в последние годы появились некоторые публикации, освещающие отдельные вопросы рейдерства (Нурма-гамбетов А.А., Нурмагамбетов А.М., 2019; Четрикова, Кенжахметов, 2013; Ханов, Баширов, 2020), а также рассматривались некоторые уголовно-правовые аспекты (Алпысов и др., 2020: 10–16; Кара-жанов, Ахметова, 2018: 26–30; Хамитов, 2021: 40‒53).
С возникновением проблем правоприменительной деятельности, связанных с выявлением, раскрытием и расследованием данного вида уголовных правонарушений, научное сообщество прониклось пониманием необходимости разработки средств, методов и рекомендаций по механизмам противодействия данному общественно опасному явлению. Стали появляться монографические исследования, посвященные особенностям расследования данного вида преступлений1.
На страницах юридических журналов ученые и практики обсуждают отдельные вопросы расследования и доказывания преступлений, связанных с рейдерскими захватами (Сергеев, 2011; Гришаева и др., 2019; Гимаева, Алехин, 2018; Глушков, Свистильников, 2017). Особое внимание уделялось особенностям начального этапа расследования рейдерства (Степанов, 2010; Кубарев, Барган, 2022; Садвакасова, 2022; Ухолова, 2022). Поскольку способы совершения рейдерских захватов нередко связаны с использованием различных криминальных схем, то поднималась значимость использования знаний сведущих лиц при расследовании данного вида преступного посягательства (Коптяева, 2013; Куликова, 2014; Григорьева, 2016; Шахкелдов, Степанов, 2021).
Отсутствие опыта эффективного противодействия рейдерству и систематические ошибки, допускаемые в ходе производства по уголовным делам, подвигли ученых к разработке криминалистического обеспечения досудебного производства и рекомендаций по тактике и методике расследования уголовных правонарушений данной категории.
К сожалению, казахстанские процессуалисты и криминалисты практически не исследовали проблему рейдерства, хотя предпосылки такой необходимости имеются2.
Необходимо отметить, что уголовное законодательство Республики Казахстан предусматривает уголовную ответственность за рейдерский захват с 2011 г. путем введения в Уголовный кодекс статьи 226-1 «Рейдерство», которому было дано законодательное определение. При принятии нового Уголовного кодекса в редакции 2014 г. норма не подверглась изменению и регламентируется статьей 249 УК.
Однако, несмотря на наличие в законе уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за рейдерство, казахстанские правоохранительные органы пока не проявляют рвения в установлении и привлечении виновных лиц за совершение противоправных действий. Так, согласно официальным статистическим данным, в период с 2015 по 2024 г. по факту совершения деяния, предусмотренного статьей 249 УК РК, зарегистрировано всего 41 уголовное правонарушение. Из них: в 2015 г. – 9 фактов; в 2016 г. – 3; в 2017 г. – 2; в 2018 г. – 0; в 2019 г. – 0; в 2020 г. – 1; в 2021 г. – 0; в 2022 г. – 17; в 2023 г. – 6; в 2024 г. ‒ 3. Следует отметить, что в производстве находилось от 1 до 6 уголовных дел в год, начатых по признакам статьи 249 УК РК. Исключением является 2022 г., когда было начато производство по 17 фактам. Между тем за весь указанный период только по трем уголовным делам в отношении шести лиц был вынесен обвинительный приговор, а в отношении одного ‒ оправдательный. По 29 уголовным делам производство прекращено службой экономических расследований департамента государственных доходов. Прервано досудебное производство по 6 уголовным делам. Два уголовных дела приостановлено судом в связи с неустановлением лица, совершившего уголовное правонарушение. Одно уголовное дело направлено в Российскую Федерацию в порядке главы 59 УПК РК (Садвакасова, 2022).
Также следует подчеркнуть, что еще при подаче предпринимателем заявления о рейдерском захвате в большинстве случаев правоохранительные органы не усматривают признаков уголовно наказуемого деяния, ссылаясь на наличие гражданско-правового спора. Как отмечают отдельные авторы, именно наличие сложностей при разграничении гражданско-правовых деликтов от уголовно наказуемых деяний способствует уходу виновных от ответственности и принятию неправомерных решений, ущемляющих права и законные интересы субъектов предпринимательства (Хамитов, 2021: 125).
Выявление потенциальных потерпевших - юридических и частных лиц, подвергшихся рейдерскому захвату, представляет собой сложную задачу. Однако игнорировать наличие проблемы -значит показать беспомощность и неспособность государства защитить гарантированное пунктом 4 статьи 26 Конституции право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной экономической деятельности.
К тому же основная цель рейдеров состоит в быстром и незаконном приобретении прав на собственность компании-жертвы и скорейшем получении прибыли. Поэтому в результате рейдерских захватов уничтожается бизнес, утрачиваются уникальные технологии производства, снижается инвестиционная привлекательность целых отраслей, развивается теневая экономика (Сергиенко, 2015: 12). Наличие самой возможности незаконного отъема инновационно-технологичных производств не способствует развитию малого и среднего предпринимательства.
На опасность таких проявлений указал Глава государства К.-Ж. Токаев в своем Послании народу Казахстана. Он подчеркнул, что «…участились случаи рейдерства в отношении малого и среднего бизнеса… Любые попытки воспрепятствовать развитию бизнеса … должны рассматриваться как преступления против государства»1.
Поэтому важным элементом государственной политики является принятие мер, направленных на предупреждение и профилактику рейдерских захватов (Гаджиева, Сайгитов, 2012: 182), в том числе путем создания и развития концепции информационной безопасности (Исаев, Копьев, 2019; Ханов, Жиенбеков, 20l6).
Однако проведение реформ должно происходить взвешенно и продуманно с учетом сложившейся социально-экономической, политико-правовой ситуации, национального менталитета и сформировавшейся судебно-следственной практики. Как отмечает ряд исследователей, именно государство должно обеспечить условия для осуществления здоровой и справедливой конкуренции, защиты прав и свобод субъектов экономической деятельности путем принятия норм национального законодательства, регламентирующего особенности отношений, возникающих в сфере экономики и управления (Ханов и др., 2022: 52).
Выводы . Анализ и изучение источников, посвященных вопросам противодействия рейдерским захватам, показывает, что в Казахстане данная проблематика не исследуется должным образом. Отдельные вопросы поднимаются казахстанским научным сообществом, но масштаб проблемы неадекватно оценивается государственными и правоохранительными органами, поэтому не принимаются эффективные меры противодействия.
В этой связи имеется потребность в разработке предложений и рекомендаций как по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы внедрения механизмов правовой защиты предпринимателей от криминального рейдерства, так и по совершенствованию деятельности правоохранительных органов, связанной с предупреждением, пресечением, раскрытием и расследованием уголовных правонарушений в сфере экономической безопасности предпринимательской деятельности.
Реализация данных положений осуществима лишь посредством проведения комплексных, междисциплинарных исследований, связанных с разработкой и внедрением научно обоснованных средств и методов противодействия незаконным действиям, направленным на захват чужого бизнеса.