Противоопухолевое и иммунотропное действие ксено- и аутовакцинотерапии у мышей
Автор: Белогородцев С.Н., Кащенко Э.А., Селедцова Г.В., Шишков А.А., Самарин Д.М., Маибородин И.В.
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Статья в выпуске: S1, 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14054956
IDR: 14054956
Текст статьи Противоопухолевое и иммунотропное действие ксено- и аутовакцинотерапии у мышей
Актуальность. Вакцинотерапия опухолевых заболеваний является относительно новым, динамично развивающимся направлением. В настоящее время предложены различные виды вакцин, основанные на опухольспецифических и опухольассоциированных антигенах. Среди них особое внимание заслуживают ксеновак-цины, получаемые из опухоли животных, так так выявлена высокая степень гомологии их антигенного состава с опухолями человека. Ксеногенная природа вакцины повышает ее иммуногенность и вызывает более выраженный специфический иммунный ответ.
Целью исследования явилось противоопухолевое и иммунотропное действие ауто- и ксе-новакцинотерапии у мышей-опухоленосителей с меланомой B16
Материал и методы. Мышам линии C57Bl/6 c меланомой В16 трехкратно с интервалом 5 дней вводили лизат клеток мышиной меланомы В16 (аутовакцина) либо лизат клеток человеческой меланомной линии Bro (ксеновакцина). Вакцинацию начинали на 3-и сут после трансплантации опухоли, лизат 5х106 клеток опухоли вводили подкожно. Оценивали выживаемость мышей, гистологическую картину опухоли, реакцию бласттрансформации спленоцитов на меланомный антиген (В16), содержание в периферической крови INF-γ, IL-4.
Результаты. Отмечено статистически значимое увеличение средней продолжительности жизни в 1,2 раза в группе животных с ксеновакциной по сравнению группами, получавшими аутовакцину, и контролем (введение физиологического раствора). Между двумя последними группами не отмечено различий в медиане выживаемости.
При гистологическом исследовании в контрольной группе отмечена слабо выраженная лейкоцитарная инфильтрация опухоли и I–II сте- пень патоморфоза (апоптоз и некроз). В обеих опытных группах инфильтрация и степень пато-морфоза были резко выражены. Однако в группе ксеновакцинированных животных большая часть инфильтрирующих клеток представлена нейтрофилами, а в группе мышей, получавших аутовакцину, отмечено одинаковое соотношение нейтрофилов и лимфоцитов.
При оценке пролиферативного ответа на антигены меланомы В16 отмечено достоверное увеличение индекса пролиферации (отношение стимулированной антигеном B16 пролиферации спленоцитов к спонтанной пролиферации спленоцитов) в группе мышей, вакцинированных аутологичной вакциной, и уменьшение в группе мышей, вакцинированных ксеновак-циной (соответственно 4,6 ± 0,3 и 1,3 ± 0,3 по сравнению с контрольной группой 2,8 ± 0,4 (р=0,002 и р=0,001)). В сыворотке крови мышей контрольной группы содержание INF-γ и IL-4 не превышало минимальной определяемой концентрации (1пг/мл и 5 пг/мл соответственно). В группе мышей, получавших аутовакцину, содержание INF-γ составило 6,5 ± 2,1 пг/мл. В то же время в группе ксеновакцинированных животных определялся IL-4 в концентрации 6,2 ± 0,8 пг/мл.
Вывод. Ксеновакцинотерапия позволяет увеличить продолжительность жизни мышей-опухоленосителей с меланомой В16, стимулируя иммунный ответ преимущественно по гуморальному типу. Однако требуются дальнейшие исследования по изучению тонких механизмов действия ксено- и аутовакцин.