Прототекстуальность как конструктивный принцип религиозного стиля

Бесплатный доступ

В России последних десятилетий XX в. парадигма функциональных стилей русского литературного языка дополняется религиозным стилем. Выделение конструктивного принципа религиозного стиля, описание его онтологических оснований до сих пор не становилось самостоятельной целью научного исследования. Конструктивный принцип религиозного функционального стиля обусловлен особенностями религиозного сознания и религиозной деятельности. Онтологические принципы двоемирия и спасения в проекции на текстосферу воплощаются в конструктивном принципе прототекстуальности, предполагающем обязательную для каждого из последующих религиозных текстов опору на религиозный прототекст. Под прототекстом понимается завершенный, закрытый канонический текст, передающий слова Бога или пророков и содержащий в концентрированном виде ценностно-смысловые установки определенной конфессии. В прототексте задаются установки и описываются образцы, которые формируют должное поведение человека. Прототекст является нерушимым идейным основанием и материально-языковым базисом всех производных текстов религиозного функционального стиля. Конструктивный принцип прототекстуальности позволяет проецировать религиозное мировоззрение на текст. Каждый новый религиозный текст создается с прямой опорой на канонический образец (прототекст). Каждый современный религиозный жанр имеет канонический прототип. Современная жанровая система религиозного функционального стиля сформировалась на основе триады протожанров (молитва, проповедь, житие), реализованных в религиозном прототексте Священного Писания, ядро которого в христианстве составляет Евангелие. Каждый протожанр религиозного стиля развивается в современный жанровый тип со своим набором жанров и субжанров.

Еще

Стиль, религиозный функциональный стиль, конструктивный принцип, стилевые черты, прототекст, прототекстуальность, двоемирие

Короткий адрес: https://sciup.org/14970365

IDR: 14970365   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2018.1.1

Список литературы Прототекстуальность как конструктивный принцип религиозного стиля

  • Бобырева Е. В., 2013. Сферы функционирования и особенности религиозного дискурса//Мир науки, культуры, образования. № 5 (42). С. 296-298.
  • Бугаева И. В., 2016. Лингвотеология как новое направление лингвистических исследований//Научное наследие Б.Н. Головина в свете актуальных проблем современного языкознания (к 100-летию со дня рождения Б.Н. Головина): сб. ст. по материалам Междунар. науч. конф. (28-30 сент. 2016 г.). Нижний Новгород: Деком. С. 87-92.
  • Гадомский А. К., 2009. О филологических и нефилологических направлениях изучения религиозного языка в русской и польской теолингвистике//Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Т. 22 (61), № 1. С. 204-214.
  • Гаузенблас К., 1967. К уточнению понятия «стиль» и к вопросу об объеме стилистического исследования//Вопросы языкознания. № 5. С. 69-75.
  • Кант И., 2015. Критика практического разума. М.: Эксмо. 92 с.
  • Кожина М. Н., 1977. Стилистика русского языка. М.: Просвещение. 223 с.
  • Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А., 2008. Стилистика русского языка. М.: Флинта: Наука. 464 с.
  • Костомаров В. Г., 1970. Тезисы возможной концепции функциональных стилей//Из опыта преподавания русского языка нерусским. Вып. 5. М.: Высшая школа. С. 116-132.
  • Костомаров В. Г., 1971. Русский язык на газетной полосе. М.: Изд-во МГУ. 267 с.
  • Краткий философский словарь, 2000. Под ред. А. П. Алексеева. М.: Проспект. 396 с.
  • Крылова О. А., 2001. Можно ли считать церковнорелигиозный стиль современного русского литературного языка разновидностью газетно-публицистического?//Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. научн. тр. Пермь: Перм. ун-т. С. 259-269.
  • Крылова О. А., 2003. Портрет речевого жанра церковно-религиозного послания//Русский язык в России на рубеже 20-21 вв.: материалы междунар. науч. конф. (5-6 мая 2003 г.). Самара: Изд-во СамГПУ. С. 63-65.
  • Крысин Л. П., 1996. Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме современного русского литературного языка//Поэтика. Стилистика. Язык и культура: памяти Т.Г. Винокур. М.: Наука. С. 135-138.
  • Купина Н. А., Матвеева Т. В., 2013. Стилистика современного русского языка. М.: Юрайт. 415 с.
  • Мейендорф И. (прот.), 1997. Православие в современном мире. М.: Свято-Тихон. богослов. ин-т. 230 с.
  • Мечковская Н. Б., 1998. Язык и религия. М.: Агентство ФАИР. 352 c.
  • Прохватилова О. А., 1999. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи. Волгоград: Изд-во ВолГУ. 364 с.
  • Салимовский В. А., Суслова К. С., 2005. Экспликация догмата как жанра догматической проповеди//Жанры речи. Вып. 4. Саратов: Колледж. С. 280-292.
  • Стилистический энциклопедический словарь русского языка, 2003. Под ред. М. Н. Кожиной. М.: Большая Российская энциклопедия. 696 с.
  • Философский энциклопедический словарь, 1983. Сост.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов М.: Советская энциклопедия. 840 с.
  • Франк С. Л., 1990. Сочинения. М.: Правда. 608 с
Еще
Статья научная