Провластные и оппозиционные символы в современной российской музыке
Бесплатный доступ
В статье выявлены закономерности использования политических символов в провластных и оппозиционных музыкальных композициях современной России. В результате проведенного исследования на конкретных примерах был выявлен ряд закономерностей, объединяющих политические символы в тематико-смысловые группы, а также рассмотрено противостояние оппозиционных и провластных политических символов.
Власть, музыка, оппозиция, песня, политическая символика, символ
Короткий адрес: https://sciup.org/147250090
IDR: 147250090
Текст научной статьи Провластные и оппозиционные символы в современной российской музыке
Политическая сфера жизни давно проникла почти во все проявления культуры общества. В большинстве случае политическое воздействие на сознание происходит на визуальном уровне: на улицах люди видят плакаты и билборды, дома смотрят телевизионные программы и видеоролики. Но кроме визуальной информации существует и аудиальная. Музыкальные композиции используются в современном мире не только в качестве легкого досуга, дающего возможность отвлечься от дел либо наоборот настроиться на нужный лад, но и зачастую несут в себе конкретный политический подтекст. Одни из песен скрывают его под художественными образами, а другие, напротив, ярко выражают объектами, непосредственно связанными с политикой. Политико-музыкальные символы, объединяющие большие группы людей, со временем начинают встречаться в произведениях все чаще и чаще. Это связано с тем, что определенные образы сильнее, чем другие, воздействуют на политическое сознание людей и, в конечном счете, имеют больший политический эффект. В настоящее время без исполнения разнообразных песен не обходятся ни разнообразные официальные мероприятия государственного масштаба, ни оппозиционные митинги и акции протеста.
Тема политико-музыкальных символов является относительно новой в отечественной политической науке. Теоретические аспекты данной проблемы раскрываются в работах В. Э. Багдасаряна [5] и Д. А. Мисюрова [14]. Достаточно подробно изучены взаимосвязь политики и музыкальной культуры в советский период: исследования на эту тему принадлежат А. Ганже [7] и М. Калужскому [10]. В последние годы также появляются труды, изучающие влияние политической сферы на современную музыкальную культуру: их авторами являются К. П. Африкантов и Л. В. Рогова [4], а также В. А. Луков [12], В. В. Суханов [21] и другие.
В отечественной музыке XXI века можно обнаружить особенно много разнообразных политических символов. Это связано как с развитием политических свобод, так и с возникновением новых жанров и стилей, предполагающих обилие множества уникальных лексических единиц: особенно обширное поле для исследования представляет собой русский рэп. Если в начале века композиции, затрагивающие политическую тематику, были резкими, бунтарскими, но порой очень поверхностными, то постепенно появляются серьезные музыкальные работы, для полного понимания которых необходим глубокий политологический и культурно-семантический анализ.
Основная задача данной статьи состоит в выявлении закономерностей использования политических символов в отечественных музыкальных композициях XXI века. Для решения этой задачи потребовалось объединить музыкальные символы в тематико-смысловые группы. Новизна исследования заключается в подходе к изучению музыкальных политических символов с точки зрения их смыслового противостояния.
В данной работе мы использовали оригинальную политико-смысловую классификацию, главным критерием которой стала характеристика политической действительности с точки зрения отношении к действующей власти. К провластным песням мы относим музыкальные произведения, которые с положительной стороны характеризуют политическую ситуацию в современной России. Они могут как призывать к конкретным действиям, так и пассивно хвалить происходящее. К оппозиционным песням мы отнесем все музыкальные произведения, которые с отрицательной стороны характеризуют описываемую картину политической реальности в нашей стране. В этом случае также следует пренебречь разделением на активные и пассивные призывы и проанализировать общий смысл текстов, уделяя внимание особо ярким или наиболее часто повторяющимся образам. Это разделение в итоге поможет нам определить закономерности, по которым музыканты отбирают тот или иной символ и придают ему политическое значение.
Наиболее очевидным выбором объекта для политико-семиотического исследования являются элементы официальной символики государства. К примеру, существуют песни, 2
посвященные российскому флагу. Среди них выделяется выпущенная в 2015 году композиция Дениса Майданова «Флаг моего государства»: количество упоминаний самого флага и прочих синонимичных слов в ней доходит до 12 [8]. В то же время в рэп-композициях (большинство из которых бросают вызов сложившейся системе) флаг не входит в число наиболее часто упоминаемых понятий: это, в частности, показало исследование, проведенное порталом «Яндекс.Музыка» в 2018 году [18]. Впрочем, отдельные упоминания встречаются, но, как правило, в негативном контексте. Так, например, в тексте одного из треков известного своими оппозиционными взглядами рэпера Oxxxymiron’а встречается такая строчка « Мне 23, но я развиваюсь с трудом, будто заштопанный флаг » [3]. Также довольно показательной является песня «No Flag» отечественного рэпера Boulevard Depo (настоящее имя – Артем Шатохин), которую можно считать политическим манифестом благодаря таким словам как «Я кладу слова слоями, экспертиза не врубается» [24].
Еще одним интересным аспектом для сравнения является восприятие различными исполнителями концепта «Родина». Например, трудно найти музыкальную группу, чаще уделяющую внимание патриотическим мотивам, чем «Любэ». В своих интервью президент РФ В. В. Путин неоднократно говорил, что ему очень нравится творчество данного коллектива, из чего можно сделать вывод, что власть поддерживает и разделяет используемые «Любэ» символы. Вот отрывок из композиции «За тебя, Родина-мать!» 2014 года: «...Головы вверх гордо поднять... За тебя, Родина-мать ! / Мы до конца будем стоять... За тебя, Родина-мать ! /Мы будем петь, будем гулять. За тебя, Родина-мать ! / И за страну трижды ура! За тебя, Родина-мать ...» [13]. В данном случае мы наблюдаем повторение традиционного для российской культуры образа «Родины-матери», история которого начинается еще в Древней Руси [19, с. 34]. Несмотря на древность происхождения, он по-прежнему используется в проправительственных патриотических песнях как социально-эмпатический образ. Его особенностями являются естественное происхождение, врожденность и неотчуждаемость.
При этом оппозиционно настроенные музыканты порой напрямую покушаются на этот один из самых сильных проправительственных образов. Группа «Anacondaz» в композиции 2019 года «Пусть они умрут» упоминает такие понятия как «Родина-мать» и «Вождь-отец», причем слово «мать» рифмуется с обсценным глаголом, которым обозначается деятельность Родины и Вождя по отношению к лирическому герою. Такое положение дел описывается как «Самый что ни на есть абьюзивный инцест» [1]. Подобное заявление по своему смыслу не просто отрицает ценность проправительственного образа «семьи», но и указывает на угнетение, проводимое с помощью этих символов. Та же группа «Anacondaz» насыщает политическими символами не только тексты песен. На обложке ее 3
мини-альбома «Мои дети не будут скучать» изображение скульптуры «Родина-мать зовет!» скрещено со средневековой скульптурой «La Mort Saint-Innocent», олицетворяющей «святую невинную смерть». Это привело к обращению в прокуратуру, составленному директором музея-панорамы «Сталинградская битва» А. Дементьевым [9].
Наблюдается еще одна заметная тенденция. Если провластные музыканты предпочитают упоминать объекты природного происхождения, то оппозиционные исполнители часто описывают урбанистические символы и придают им негативную окраску. Эта традиция идет еще со времен песни «Перемен» группы «Кино». Несмотря на то, что сама композиция была написана в 1985 году, ее можно услышать практически во время любого русскоязычного протестного митинга или шествия. Текст песни богат на символы и противопоставления, большинство из которых носят явный политический подтекст: « вместо тепла – зелень стекла ». В данном случае традиционные патриотические естественные природные символы открыто заменяются на антропогенный, синтетически окрашенный зеленый цвет стекла. Подобное можно наблюдать и далее: «Красное солнце сгорает дотла», « Электрический свет продолжает наш день» [15]. Опять естественный природный символ традиционно относящийся к патриотизму заменяется на протестный антропогенноурбанистический.
Подобные мотивы можно обнаружить и в более современных произведениях. Вот цитата из песни рэпера Хаски «Панелька» 2017 года: «… Пообветрилась свадебная мимоза, / Все панельные драмы как трафарет, / И улыбка – лишь ссадина ниже носа, / На фотографии семьи, которой нет ... » [23]. В данном случае мы говорим не просто о замещении одного символа на другой, а о буквальном отрицании. Семья как социальноэмпирический символ, свойственный провластным сюжетам, демонстративно оставляется в прошлом и отрицается в настоящем. Для этого используется образ семьи через «фотографию», что вновь является антропогенно-урбанистическим символом и продолжает подобную линию оппозиционных песен. Исполнитель FACE в произведении 2018 года «Четвертый всадник» обещает : «Я покажу тебе весь спектр запахов асфальта , накормлю твою печень сталью районов спальных » [2]. Автор, давая негативную оценку происходящего в стране, предлагает ознакомиться с проблемами, обращаясь к жизни не элиты, а небогатых слоев населения. Этой же логике следует композиция Noize MC «Все как у людей» 2019 года: «Мир однокомнатных квартир с совмещённым санузлом / Микрофон за сто рублей , самопальное музло…» [6]. Вновь появляется образ города с негативной оценкой и его обесценивание за счет перечисления дешевого бытового имущества.
Как видно из текстов, превалирует образ города, причем провинциального серого города без каких-либо ярких фрагментов. Упаднических настроений добавляют и 4
описываемые элементы скудного быта. Нет упоминания солнечного света, пения птиц, зелени и цветов: все искусственное и дешевое.
Наблюдаемые тенденции проявляются и при анализе музыкальных композиций, посвященных событиям 2020-2021 годов. На массовые протесты в соседней Беларуси откликнулись многие российские исполнители. Широкую известность приобрел клип под названием «Артисты за мир - Любимую не отдают», в записи которого участвовали около 20 исполнителей: среди них Филипп Киркоров, Николай Басков, Александр Буйнов, Диана Гурцкая. Песня была выпущена в поддержку президента А. Г. Лукашенко, хотя сама фамилия лидера в тексте не упоминается. Уже первые строки содержат упоминание «природной риторики»: « Здесь мое небо , мой дом , мое сердце / Здесь все родное и близкое с детства » [11].
Впрочем, откликнулись на белорусские события и оппозиционно настроенные исполнители. Российская рок-группа «Ногу свело!» отреагировала на них клипом «Молчание ягнят». В видео появляются кадры с демонстраций в Беларуси и России за последние несколько лет, которые то показываются на экране, то при помощи проектора выводятся на лица играющих музыкантов. Звучат слова: «Нашей кровью тротуары мыли / Нам в сердца прикладами стучали / Мы слова любви давно забыли / Потому что столько лет молчали» [15]. И вновь четко прослеживается противостояние природных и антропогенных образов через отношение к ним действующей власти. Демонстрируется как проправительственная ценность «кровь» становится средством для мытья оппозиционных «тротуаров».
Существует и еще один политический символ, употребление которого резко выделяется. Речь идет об образе В. В. Путина. Конечно, можно спорить с тем, что Владимир Путин является политическим символом в прямом смысле этого слова, однако тот бесспорен факт, что образ президента используется как в песнях, положительно оценивающих настоящее и прошлое, так и в песнях, где оппозиция косвенно высмеивают, гиперболизируя образ главы государства.
Возник даже особый термин «Путиниана», подразумевающий совокупность произведений, в которых упоминание Владимира Путина как политического символа значительно подавляет прочие образы [17]. Традиционно Путиниана содержит положительную характеристику действующего президента, а в его лице и всей власти и ее действий. Эта особенность присуща подобным произведениям со времен выпущенной в 2004 году коллективом «Поющие вместе» песни «Такого, как Путин». Пожалуй, не существует других достаточно значимых политических символов, которым посвящался бы ряд композиций различных авторов, где так часто упоминается один и тот же образ. Слово «Путин» встречается в соответствующих композициях в среднем 15-20 раз. На данный 5
момент зафиксированное лидерство принадлежит треку 2017 года Славы КПСС «Владимир Путин». Количество упоминаний лидера государства в нем - 33 раза [20].
Таким образом, символическое противостояние может быть представлено в виде следующей таблицы.
Таблица
Противопоставление политических символов в современной российской музыке
Провластные символы |
Оппозиционные символы |
Позитивно-государственнические символы (флаг, гимн, Родина-мать, победа) |
Негативно-государственнические символы (заштопанный флаг, вождь, война, насилие) |
Природные символы (река, поле, дерево, небо) |
Урбанистические символы (город, стена, улица, кирпич, панельный дом) |
Социально-эмпатические символы (мать, семья, друг, любовь) |
Антропогенно-бытовые символы (электрический свет, стеклянная бутылка, фотография) |
Позитивно-персонифицированные символы (В. В. Путин как лидер великого государства) |
Негативно-персонифицированные символы (В. В. Путин как лидер государства, в котором все неблагополучно) |
Подводя итог, еще раз подчеркнем, что в настоящее время большинство музыкальных произведений провластного характера используют те символы, которые изначально имели естественное, природное происхождение. Идея предельно понятна: все, что было еще до нашего появления, хорошо работает и находится в гармонии. Оппозиция также довольно последовательна в своих символах. Используя в первую очередь урбанистические символы и символы декадентского быта, исполнители заявляют, что все вокруг нас сделано человеком и что в силах человека все изменить.
Также стоит отметить, что политические символы используют в своих произведениях музыканты, придерживающиеся различных политических взглядов, но противопоставляют и сталкивают символы друг с другом, в основном, оппозиционеры. Это вполне объяснимо, если учесть, что оппозиционные исполнители не централизованы: трудно выделить какую-то главную песню или какого-то главного исполнителя. В то же время такое разнообразие позволяет произведениям контркультуры находить больший спектр целей для политикосимволических атак.
Говоря о других аспектах изучения данной тематики, хотелось бы привлечь внимание к проблеме эффективности использования тех или иных символов на практике. Символы могут иметь различное по эффективности влияние: некоторые могут оказывать более 6
серьезное мобилизационное влияние, а некоторые, наоборот, будут успокаивать человека и сдерживать его на пути к проявлению чрезмерной политической активности. Следовательно, возможности политического воздействия через музыкальную культуру далеко не исчерпаны.
К. П. Африкантов и Л. В. Рогова отмечают, что для решения проблем в сфере развития музыкальной культуры молодежи необходимо решение следующих задач: переосмысление государственной культурной политики органами государственной власти, ее соединение с молодежной политикой государства; пропаганда национальных культурных ценностей в молодежной среде [4, с. 321]. Исходя из данного тезиса, можно прийти к выводу о том, что лучшее понимание противоборствующих символов и их грамотное использование каждой из сторон может привести если не к культурному единству общества, то к прекращению противостояния, что безусловно будет иметь стабилизирующий эффект на реальную политическую обстановку в современной России.