«Психическая» составляющая современной духовной культуры чеченцев

Автор: Абдулаева Элита Султановна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 12, 2012 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена изучению современного состояния духовной культуры чеченцев. Проведенный философский анализ позволяет отметить, что в современной духовной культуре чеченцев преобладает «психическая» составляющая. Современный процесс глобальной стандартизации затронул духовную культуру чеченцев, впрочем, как и духовную культуру других народов Северного Кавказа.

Духовная культура, традиции, современность, чеченцы, нормы, глобализация

Короткий адрес: https://sciup.org/14933991

IDR: 14933991

Текст научной статьи «Психическая» составляющая современной духовной культуры чеченцев

Сегодня практически все народы и государства втянуты в общую сеть контактов. Современная духовная культура чеченцев приобрела конфигуративный характер, как и предсказывала Маргарет Мид. Темп развития современного общества, становится настолько высоким и динамичным, что старшее поколение не успевает усвоить новые технологии. Наблюдается трансформация духовной культуры в чеченском обществе. «Насыщение» новейшими технологиями приводит к быстрому результату деятельности человека. Быстрая еда, срочная доставка, не выходя их дома и т.д. В подобных обстоятельствах поведение следующих поколений начинает отличаться от поведения предшествующих. В чеченском обществе начинает преобладать культ индивидуального успеха, который часто ассоциируется с материальным достатком.

Но вернемся к духовному «богатству». Духовная культура, как мы знаем, – одна из сторон общей культуры человечества, проявляющаяся посредством мировоззрения, системы знаний, убеждений, традиций, норм, эстетических вкусов. Если мы посмотрим на структуру духовной жизни общества или сознания отдельного человека, то наряду с различиями, мы можем обнаружить два уровня:

  • -    первый складывается из социально-психических компонентов - эмоций, чувств, переживаний, настроений, образующих чувственную сторону культуры;

  • -    второй уровень складывается из различного рода идей, идеалов, представлений, суждений, образующих рациональную сторону культуры.

В свое время известный философ Фридрих Ницше выделил «дионисийское» и «аполло-новское» начала в культуре. С известной долей упрощения мы можем их отождествить с чувствами и рациональными компонентами культуры. В любой культуре эти два компонента находятся в единстве. Отмечена исторически длительная тенденция возрастания роли рациональных компонентов в культуре и уменьшения психических, чувственных. Общественная жизнь усложняется, она требует своего регулирования, все более сложные механизмы обслуживает человек и т.п., все это требует рациональных, разумных действий. Мы можем отметить, что жизнь примитивного общества была более «психической», чем рациональной, в ней большую роль играли чувственные, эмоциональные моменты культуры. По мере же развития общества и человека над его чувственной стороной надстраивается рациональная культура, регулирующая, подчиняющая, контролирующая мир чувств.

Еще одна закономерность. В зависимости от состояния общества - находится ли оно на стадии подъема или упадка - в нем преобладает «аполлоновское» или «дионисийское» начало в культуре. В условиях распада устоявшихся связей, традиций, норм рациональные формы культуры перестают восприниматься. Чтобы привлечь внимание зрителя, художник, артист, пи- 33 - сатель вынужден прибегать к таким формам творчества, которые могли бы остановить прохожего, заинтересовать его, воздействовать на его чувственные компоненты, затронуть самые глубины его психики. И наоборот, преодолев спад, выйдя на линию подъема, культура начинает сторониться своих чувственных компонентов, прибегая к рациональным формам своего бытия.

Если следовать такому упрощению, то современная духовная культура в Чечне нам видится более насыщенной «психической» составляющей, нежели рациональной. Рассмотрим подробнее.

Современное чеченское общество характеризуется пробуждением этнонационального самосознания, стремлением подчеркивать и отстаивать самобытность своей культуры, то есть наблюдается «взрыв этничности» (пытаемся воздействовать на чувства). Однако такое «поведение» общества отчасти объяснимо страхом потери этнической идентификации в условиях постконфликтного возрождения, глобальной аккультурации и длительной социокультурной аномии, в которой оно существовало, то есть страх перед ассимиляцией и как следствие - консервация этноса. К.В. Чистов в своей работе «Народные традиции и фольклор» отметил: «Давно замечено, что иноэтническое окружение, особенно при наличии конфликтной ситуации, способствует консервации традиционных форм и духовной, и материальной культуры» [1, с. 21].

Мы наблюдаем в последнее время поток публикаций на Северном Кавказе (монографий, статей, публицистики) по проблемам истории отдельных народов, которые проявляют сходство в стремлении к чрезмерному приукрашиванию и преувеличению вопреки фактам былой исторической роли своих народов, внушая им чувства собственной национальной исключительности и превосходства, идеи этноцентризма. Культивирование национальных идеологем, нарциссизм в этнической культуре чеченцев следует рассматривать как некий условный барьер против глобализации, которая ассоциируется часто с негативными девиациями.

Во всех учебных заведениях республики проводится политика реидеологизации традиционных начал, рекультивирования «чеченского» среди молодежи. Так, в современном чеченском обществе актуализировались вопросы, касающиеся духовно-нравственного состояния молодого поколения, что во многом можно объяснить ухудшением нравов, негативным влиянием западной культуры, преобладанием в обществе милитаристского сознания, иррациональных поступков. Но, рассматривая подобные явления, нельзя забывать, что юношеская субкультура является производной от культуры взрослых и большей частью вторична по отношению к ней. С 2000 г. в республике функционирует большое число молодежных общественных организаций – явление позитивное, но не все из них преследуют сугубо молодежные и корпоративные интересы. Зачастую преследуя личные – в первую очередь это неплохая возможность под прикрытием высокопарных лозунгов пройти или максимально приблизиться в высшие эшелоны власти [2, с. 216].

Общество озабочено, прежде всего, созданием эпигонов, то есть наследников. Процесс морализирования в школах, вузах, в любых государственных учреждениях республики приобрел тотальный характер. Боязнь возвращения в состояние аномии, в которой длительное время находилась республика, приводит к делинквентным проявлениям людей, относящихся к силовым структурам. Человечество движется в сторону прогресса, но, чеченское общество, кажется, что находится на месте того самого Ахиллеса, который соревновался с черепахой. Безусловно, это апория. Противоречивость заключается в том, что традиция, закрепленная в этнической среде, антагонистически настроена против новаций и движения вперед. Наше общество не ищет талантов, новаторов, гениев, оно их «назначает».

В процессе исторического развития народов Северного Кавказа одни формы и элементы этнической культуры сменялись другими, влияя на ее содержание, но, не изменяя отношения к ее ценностному полю. Современный чеченец, ингуш или аварец представляют собой синкретическое единство разных культур: русской (образование), арабской (ислам) и этнической (семья), западно-европейской, проявляющейся в заимствовании предметов быта, техники, одежды и др.

При всех локальных особенностях культуры чеченцев их объединяет с другими этносами универсальная форма гуманистической составляющей, которая также находит свое проявление в архаических верованиях, эпосе, в общем укладе жизни, жизненных ценностях. Нормативноценностная практика чеченцев интересна по своему содержанию, и обладает такими характерными особенностями, как иррациональность, аполитичность, архаичность, мифологичность. В ней были закреплены культурные универсалии, общечеловеческие ценности и идеалы, которые и обеспечивали выживание и совершенствование человечества. Никакая духовная культура не была бы духовной культурой, если бы она не содержала в себе нормы, определяющие подлинно человеческие способы поведения.

Для любой национальной культуры знакомство с другими культурами открывает широкие возможности развития. Современный процесс глобальной стандартизации затронул духовную культуру чеченцев, впрочем, как и духовную культуру других народов Северного Кавказа.

Следует отметить, что «социальные и культурные изменения всегда составляли важнейшую часть человеческой эволюции, и было бы ошибкой рассматривать этносы как некие раз и навсегда сформировавшиеся общности» [3]. Безусловно, сохранение человеком своей этнической принадлежности является его родовой потребностью, поскольку помогает ему более четко определить свое место в окружающем мире, однако без заимствований ни одна культура не может долго существовать. В других случаях, как правило, это грозит стагнацией и упадком изолированной культуры.

Мы надеемся, что современная духовная культура в Чечне будет следовать рациональ ным формам своего существования. Передача ценностного содержания духовной культуры должна проходить, как и ранее, в процессе социализации и инкультурации индивида, а не насаждаться сверху. Получение быстрого результата деятельности человека не будет означать ухудшения его качества. Можно получить сертификат по Интернету о том, что вы окончили какие-то курсы, но не стать профессионалом.

В новейшем учебнике по культурологии под редакцией Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана излагается сходная с Ницше позиция, которая нам импонирует в качестве заключения. Мыслящий человек идет по пути формирования универсального мышления, ибо, будучи приверженцем своей культуры, оказывается способным понимать равноценные ценности иных культур. В основе такого понимания непременно лежат те универсалии культуры, которые являются общим связующим звеном для всего человечества и позволяют найти «единый язык» между культурами. Современному человеку необходимо обладать способностью преодолевать рамки сложившейся культуры, искать эффективные решения, отвечающие сложным вызовам меняющейся реальности [4].

Ссылки:

  • 1.    Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Ленинград, 1986.

  • 2.    Мукаева Т.Ш. Проблемы и перспективы современной чеченской молодежи (критическая оценка с позиции нравственности) // Материалы научно-практической конференции «Современные процессы в российской социологии, экономике, исторической науке». Кизляр, 2009.

  • 3.    Абдулаева Э.С. Синкретизм духовной культуры: взаимосвязь общего и особенного: автореф. дисс.... канд. филос. наук. Майкоп, 2007.

  • 4.    Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М., 2010.

Статья научная