Психическое здоровье и формирование профессиональной культуры врачей-онкологов и медицинского персонала онкологических лечебных учреждений

Автор: Шарова О.Н., Шадрина И.В., Важенин А.В., Логвиненко А.А.

Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj

Рубрика: Материалы конференции

Статья в выпуске: S1, 2009 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14055315

IDR: 14055315

Текст статьи Психическое здоровье и формирование профессиональной культуры врачей-онкологов и медицинского персонала онкологических лечебных учреждений

Цель исследования: определить целесообразность оказания психолого-психотерапевтической помощи врачам-онкологам и среднему медицинскому персоналу лечебных учреждений онкологического профиля.

Материал и методы. На базе Областного клинического онкологического диспансера г. Челябинска из 372 всех кадровых сотрудников было обследовано 35 медицинских работников (n=35) врачебного и среднего звена, имеющих стаж работы в сфере онкологии не менее 6 месяцев. Исследование носило «пилотный» характер. Основная группа респондентов включала лиц, добровольно согласившихся на данное обследование и коррекцию.

Основным методом обследования был клинико-анамнестический. В качестве экспериментально-психологических методов применялись: 1) Методика, разработанная американским психиатром K. Maslach – MBI, которая позволяет диагностировать и измерять эмоциональное выгорание; 2) методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, основанная на теории развития и формирования стресса по Г. Селье; 3) Миннесотский многопрофильный личностный опросник - MMPI. Данный опросник позволяет выявить личностные особенности индивида и его состояние в момент исследования. Опросник MBI нами был принят в качестве ведущего психометрического теста, позволившего обнаружить или исключить СПВ.

Результаты. По феноменологии психического состояния обследованные были разделены на пять групп. У 51,5% (n=18) диагностированы симптомы расстройства психического здоровья, которые были отнесены к следующим диагностическим рубрикам МКБ-10: 1) расстройство адаптации (F43.2) по типу расстройства поведения и эмоций – 20,0% (n=7); 2) посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1) – 11,5% (n=4); 3) специфические расстройства личности (F62.0, F62.8) – 14,3% (n=5); 4) соматоформная вегетативная дисфункция (F45.3) – 5,7% (n=2); 5) практически здоровые – 48,5% (n=17). Расстройства адаптации (F43.2) наблюдались у лиц, имеющих стаж работы в области онкологии от 6 мес до 2 лет. В рамках расстройства адаптации у 20,0% (n=7) выявлены аффективные нарушения в виде тревоги и депрессии, к которым присоединялись поведенческие расстройства по типу попытки некачественного выполнения своих должностных инструкций. Посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1) выявлено у 11,5% (n=4) обследуемых, с таким же, что и в предыдущей группе, стажем работы в онкологии - от 6 мес до 2 лет. По содержанию навязчивых воспоминаний и кошмарных сновидений посттравматическое расстройство сотрудников онкологической клиники имело прямое отношение к их профессиональной деятельности. Специфические расстройства личности (F62.0, F62.8) – «Хроническое изменение личности после переживания катастрофы» или «Хронический болевой личностный синдром» наблюдались у 14,3% (n=5) со стажем работы в онкологии от 2 лет и более. Соматоформная вегетативная дисфункция (F45.3) наблюдалась у 5,7% (n=2) со стажем работы в области онкологии от 5 лет и более.

Выводы. На основании изложенного, считаем целесообразным предложить внести в диагностические рубрики МКБ-11 «Расстройства, связанные со стрессом в профессиональной среде», имеющиех единые (с расстройством адаптации и посттравматическим стрессовым расстройством) механизмы развития. Изложенные факты говорят о том, что в обществе назрела необходимость создания психологических лабораторий и центров для проведения психолого-психотерапевтической работы с медицинскими работниками и создание специальных обучающих программ для медицинских работников. Деятельность таких учреждений должна быть направлена на оздоровление профессиональной среды медиков и формирование профессиональной (корпоративной, духовной) культуры врачей-онкологов, а также медицинского персонала онкологических учреждений.

Статья