Психофизиологические особенности лиц мужского и женского пола молодого возраста с малыми аномалиями сердца в зависимости от их степени выраженности

Автор: Курако М.М., Киричук В.Ф., Кодочигова А.И., Папшицкая Н.Ю., Оленко Е.с, Сулковская Л.С.

Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj

Рубрика: Физиология и патофизиология

Статья в выпуске: 2 т.8, 2012 года.

Бесплатный доступ

Цель: сравнительный анализ особенностей личностного реагирования у лиц молодого возраста с малыми аномалиями сердца (MAC) с учетом пола и степени выраженности MAC. Материалы и методы. С помощью Торонтской алекситимической шкалы, сокращенного многофакторного опросника для исследования личности, психогеометрического теста были обследованы 124 человека мужского и женского пола молодого возраста (средний возраст 22,16±2,42 года) с проявлениями дисплазии соединительной ткани сердца. Результаты. Выявлено, что и у женщин, и у мужчин с умеренной степенью выраженности MAC имеются полярные интрапсихические тенденции, более высокий уровень алекситимии, чем утех, у кого в меньшей степени проявляются признаки дисплазии соединительной ткани сердца. Заключение. Улиц с умеренной степенью выраженности MAC установлены наличие противоречивых внутриличностных тенденции и более высокий уровень алекситимии, чем у представителей с MAC минимальной степени выраженности, вне зависимости от их половой принадлежности. Пациенты мужского пола с различной степенью выраженности MAC были более алекситимичны, чем лица женского пола

Еще

Алекситимия, копинг-поведение, малые аномалии сердца

Короткий адрес: https://sciup.org/14917502

IDR: 14917502

Текст научной статьи Психофизиологические особенности лиц мужского и женского пола молодого возраста с малыми аномалиями сердца в зависимости от их степени выраженности

1Введение. Малые аномалии сердца (МАС) относятся к анатомическим и/или морфологическим изменениям архитектоники сердца и магистральных сосудов, которые сами по себе не являются заболеванием, симптомом или синдромом [1–3]. МАС присутствуют у большинства людей с соматическими заболеваниями, а также у многих здоровых лиц, не являются патогномоничными ни для одного из патологических состояний [4, 5]. В отличие от пороков развития они не нарушают функции организма и не требуют лечения, и многие авторы рассматривают их как вариант нормы [6, 7]. Этиологической причиной МАС является наследственно детерминированная соединительно-тканная дисплазия, имеющая различные клинические проявления, зависящие от степени пенетрантности гена [8–11].

Многие авторы определяют лиц с дисплазией соединительной ткани как пациентов, формирующих группу повышенного психологического риска, полученные данные о психологическом профиле пациентов с дисплазией соединительной ткани разрозненны и исследовались лишь у детей [12–14], а изучение психофизиологических особенностей лиц молодого возраста с МАС в зависимости от половой принадлежности ранее не проводилось.

Цель : провести сравнительный анализ особенностей личностного реагирования у лиц молодого возраста с МАС с учетом пола и степени выраженности МАС.

Методы. Работа выполнялась на базе МУЗ «2-ая Городская клиническая больница имени В. И. Разумовского», ГУЗ «Областной кардиохирургический центр г. Саратова» в период с 2009 по 2011 г. Было обследовано 124 человека мужского и женского пола в возрасте от 18 до 26 лет (средний возраст составил 22,16±2,42 года, по классификации ВОЗ — лица молодого возраста), обучающихся в средних и высших учебных заведениях Саратова. Для исследования психофизиологических характеристик использовались Торонтская алекситимическая шкала, модифицированная в НИИ им. В. М. Бехтерева; сокращенный многофакторный опросник для исследования личности — СМОЛ, психогеометрический тест (ПГ-тест). Все наблюдаемые лица были поделены на 2 группы: основная группа — 30 человек мужского пола и 31 человек женского пола с минимальными

Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112.

Тел.: 89173041090.

проявлениями синдрома дисплазии соединительной ткани сердца (пролапсом митрального клапана без митральной регургитации или пролапсом трикуспидального клапана без трикуспидальной регургитации и миксоматозной дегенерации, а также лица с изолированными малыми аномалиями сердца); группа сравнения — 30 лиц мужского пола и 33 человека женского пола с малыми аномалиями сердца умеренной степени выраженности (пролапс митрального клапана или пролапс трикуспидального клапана с признаками митральной регургитацией или трикуспидальной регургитацией в сочетании с 1 или 2 МАС). Для оценки состояния клапанно-хордального аппарата сердца у пациентов применялся метод одномерной и двухмерной эхокардиографии, а также допплерэхокардиография на аппаратах «PHILIPS iE 33» (Голландия), «VIVID 3» (США) по стандартной методике. При ультразвуковом исследовании сердца диагностировали МАС согласно классификации, разработанной С. Ф. Гнусаевым [15], к которым относились аномально расположенные трабекулы в левом желудочке, аномально расположенные хорды митрального клапана, пролапс митрального клапана, пролапс трикуспидального и аортального клапанов, дилатация ствола легочной артерии, погранично узкая и широкая аорта, дилатация синусов Вальсальвы аорты, увеличенный евстахиев клапан, открытое овальное окно, небольшая аневризма межпредсердной перегородки, пролабирующие гребенчатые мышцы в правом предсердии. Математическая обработка полученных результатов проводилась с помощью пакета прикладных программ Statistica 6, использовались параметрические и непараметрические методы. Были вычислены основные вероятностные характеристики случайных величин (среднее значение, стандартное отклонение, доверительный интервал), которые, согласно функции распределения погрешностей Стьюдента, имели достоверность не менее 95% (р<0,05). Для данных, закон распределения которых имеет отклонение от нормального, были использованы методы, нечувствительные к виду распределения. Для анализа данных были использованы следующие методы математической статистики: U-критерий метода Манна — Уитни, критерий согласия χ2, ANOVA по Фридмену.

Результаты. Как видно из данных, представленных на рис. 1А, визуально профили представителей мужского пола двух групп (основной и группы сравнения) имеют схожую конфигурацию, однако показатели шкал лиц группы сравнения по клиническим шкалам выше, чем у лиц представителей основной группы, за исключением более низких значений Т-баллов по шкале гипомании (9) СМОЛ. У мужчин с МАС умеренной степени выраженности наблюдается отчетливое формирование «конверсионной пятерки» из шкал «невротической триады» (ипохондрии (1), депрессии (2) и истерии (3) СМОЛ). Обращает на себя внимание то, что форма профиля шкал СМОЛ как в основной, так и в группе сравнения напоминает «зубчатую пилу».

На усредненном профиле шкал СМОЛ клинически здоровых лиц мужского пола с минимально выраженными проявлениями МАС самыми высокими (с формированием пиков по ним) являлись показатели по шкалам ипохондрии (1), паранойальности (6) и гипомании (9) с тенденцией к пикообразованию по шкале истерии (3) СМОЛ, а показатели по шкалам депрессии (2), психопатии (4) и психастении (7) СМОЛ — самые низкие точки профиля.

У мужчин из группы сравнения пикообразно были повышены показатели по шкалам ипохондрии (1), истерии (3), паранойальности (6), самыми же низкими были значения Т-баллов по шкалам коррекции (К), депрессии (2), психастении (7) СМОЛ (рис. 1А).

На усредненном профиле шкал СМОЛ у лиц женского пола с МАС минимальной степени выраженности самыми высокими точками профиля (с формированием пиков по ним) являлись показатели по шкалам ипохондрии (1), паранойальности (6), гипомании (9) и достоверности (F), а самыми низкими — значения Т-баллов по шкалам депрессии (2) и психастении (7) СМОЛ.

У лиц женского пола с МАС умеренной степени выраженности форма профиля шкал СМОЛ схожа с «зубчатой пилой». Пикообразно были повышены показатели по шкалам ипохондрии (1), истерии (3), паранойальности (6) и шизоидности (8) с тенденцией к пикообразованию по шкале СМОЛ, а показатели по шкалам депрессии (2), психопатии (4), психастении (7) и гипомании (9) СМОЛ — самые низкие точки профиля (рис. 1В).

По результатам психофизиологического обследования с помощью проективной методики (ПГ-теста) установлено, что лица мужского пола с минимальной степенью выраженности MAC выбирали преимущественно круг, треугольник, квадрат в равных долях. Среди фигур выбора у лиц мужского пола с умеренной степенью МАС преобладал прямоугольник.

В результате работы наблюдаемых лиц женского пола основной группы со стимульным материалом ПГ-теста установлено, что среди фигур выбора доминировал круг, на втором месте был треугольник. Лица женского пола из группы сравнения отдавали предпочтение одновременно кругу, зигзагу и квадрату.

При обследовании клинически здоровых лиц мужского и женского полов основной группы по Торонтской алекситимической шкале установлено, что

А

В

Рис. 1. Усредненные профили шкал СМОЛ лиц мужского и женского пола с МАС различной степени выраженности (в Т-баллах): А — лица мужского пола, В — лица женского пола. Обозначение шкалы СМОЛ: 1 — ипохондрии, 2 — депрессии, 3 — истерии, 4 — психопатии, 6 — паранойаль-ности, 7 — психастении, 8 — шизоидности, 9 — гипомании:

L — лжи, F — достоверности, K — коррекции усредненные показатели уровня алекситимии составили 52 и 59 баллов, у представителей группы сравнения мужского и женского пола — 68 и 69 баллов соответственно. При более подробном анализе алек-ситимичности установлено, что 53,4 и 64,5% у лиц основной группы мужского и женского пола, и 18,7 и 18,20% у представителей группы сравнения мужского и женского пола относились к неалекситимичному типу личности. Показатели, относящиеся к алекси-тимическому типу личности среди лиц мужского и женского пола с минимальными проявлениями МАС, составляли 13,4 и 19,4%, а среди лиц мужского и женского пола с умеренными проявлениями МАС — 37,6 и 30,0%. В основной группе 33,2% мужчин и 16,1% женщин, а в группе сравнения 43,7 и 51,5% соответственно составили группы повышенного риска (рис. 2, 3).

13,40%

А

53,40%

□ неалекситимичный тип

■ алекситимичный тип

В

□ группа риска

Рис. 2. Структура показателей алекситимии у лиц мужского пола с МАС различной степени выраженности: А — основная группа, В — группа сравнения

■ алекситимичный тип

□ группа риска

В

Рис. 3. Структура показателей алекситимии у лиц женского пола молодого возраста с МАС различной степени выраженности: А — основная группа, В — группа сравнения

А

Обсуждение. Полученные результаты психофизиологического обследования свидетельствует о таких личностных особенностях лиц мужского пола с минимальными проявлениями МАС, как доброжелательность, коммуникабельность, уверенность в себе, жизнерадостность, общительность, склонность к шуткам, активность, оптимистичность; упорство в достижении цели, склонность к возникновению неприятных соматических ощущений, гиперконтроль и высокое чувстве ответственности.

У представителей мужского пола группы сравнения наблюдаются противоречивость особенностей личностного реагирования. Возникающие у них неприятные соматические ощущения они не скрывают, охотно представляют их окружающим и используют их для ухода от ответственности и сохранения самооценки. Испытывают повышенную потребность в заботе, любви и внимании и затаивают обиду и враждебность к тем, кто отказывает им в удовлетворении этих потребностей. Это приводит у лиц группы сравнения к невротизации и снижению уверенности в собственных силах по сравнению с основной группой.

Клинически здоровые лица женского пола с МАС (из основной группы) доброжелательны, активны, целеустремленны, общительны, открыты, уверены в собственных силах и позитивном исходе текущих событий, стремятся к контролю над поведением и эмоциями, как у себя, так и у окружающих.

Молодым лицам женского пола с МАС умеренной степени выраженности из группы сравнения были свойственны противоречивость интрапсихических тенденций: с одной стороны, демонстративность и доброжелательность, общительность и зависимость от мнения окружающих; с другой — замкнутость, периодическое стремление к изоляции и преимущественный ориентир на внутренние критерии, некоторые подозрительность и скептицизм. Об этом свидетельствуют результаты их работы и с опросниками, и с проективной методикой, а также внетесто-вая информация о них.

Наличие полярных внутриличностных тенденций приводит к повышению уровней невротизации и тревожности, что было показано в ряде работ отечественных авторов [16, 17].

Подобные особенности личностного реагирования у женщин молодого возраста с МАС умеренной степени выраженности имели характер тенденций, так как у всех наблюдаемых лиц (как основной группы, так и группы сравнения) все показатели шкал СМОЛ не выходили за пределы «нормативного коридора» — от 40 до 60 Т-баллов.

По результатам психофизиологического обследования с помощью проективной методики (ПГ-теста) было установлено, что лица и мужского, и женского пола с минимальной степенью выраженности MAC были достоверно более коммуникабельны, целеустремленны, уверены в себе, гармоничны и уравно- вешенны, чем лица мужского и женского пола с МАС умеренной степени выраженности.

По данным теста Торонтской алекситимической шкалы, сложности, связанные с попыткой символизировать что-либо, затруднения в описании своих чувств, ощущений, эмоций, бедность фантазий и воображения, образности и стремления подменить эмоциональное восприятие событий или ситуаций логическими концепциями, испытывали в большей степени лица мужского и женского пола с проявлениями МАС умеренной степени выраженности, чем лица мужского и женского пола с МАС минимальной степени выраженности.

У мужчин по сравнению с женщинами показатели алекитимии были выше (и в основной группе, и в группе сравнения) (рис. 3), удельный вес неалекситими-ческого типа был выше (в основной группе), а неалек-ситимичный тип ниже (в группе сравнения) (рис. 2, 3).

В отечественной и зарубежной литературе клинические здоровые лица молодого возраста описываются как доброжелательные, коммуникабельные, оптимистичные, активные и неалекситимичные с отсутствием противоричивых тенденций в их личностном радикале [18, 19]. Аналогичные психологические характеристики установлены в нашем исследовании у лиц основной группы. Это согласуется с мнением ряда авторов о том, что минимально выраженные проявления МАС, без субъективных клинических симптомов и гемодинамических нарушений, могут считаться вариантом нормы, хотя подобные выводы были сделаны в отношении другой возрастной группы [2, 16]. Все полученные результаты были статистически достоверны (р≤0,05).

Заключение. У лиц с умеренной степенью выраженности МАС установлены наличие противоречивых внутриличностных тенденций и более высокий уровень алекситимии, чем у представителей с МАС минимальной степени выраженности, вне зависимости от их половой принадлежности.

Пациенты мужского пола были более алексити-мичны, чем лица женского пола, во всех группах обследованных лиц.

Список литературы Психофизиологические особенности лиц мужского и женского пола молодого возраста с малыми аномалиями сердца в зависимости от их степени выраженности

  • Гнусаев С. Ф. Значение малых аномалий сердца у здоровых детей и при сердечно-сосудистой патологии по данным эхокардиографии: дис.... д-ра. мед. наук. Тверь, 1995.
  • Гнусаев С. Ф. Белозеров Ю.М. Эхокардиографические критерии диагностики и классификации малых аномалий сердца у детей//Ультразвуковая диагностика. 1997. № 3. С. 21-27.
  • Predictive value of minor abnormalities: association with major malformations/K.A. Lippig, M.M. Werler, C.I. Caron [et al.]//J. Pediatr. 1987. Vol. 110. P. 530-537.
  • Нечаева Г. И. Кардиогемодинамические синдромы при дисплазии соединительной ткани (клиника, диагностика, прогноз): автореф. дис.... д-ра мед. наук. Томск, 1994.
  • Попов И. В. Малые аномалии развития: их место в системе современного врачевания (клинико-теоретическое исследование). СПб.: Виконт, 2004.
  • Барашнев Ю.И., Бахарев В. А., Новиков П. В. Диагностика и лечение врожденных и наследственных заболеваний у детей (путеводитель по клинической генетике). М.: Триада-Х, 2004.
  • Minor congenital malformations and mental characteristics during childhood: High-Riskand Normal-RiskGroups/T. F. McNeil, G. Blenow, E. Cantor-Graae [et al.]//Amer.J. Orthopsychiatr. 1993. Vol. 63, № 3. P. 472-480.
  • Земцовский Э. В. Диспластические синдромы и фенотипы: Диспластическое сердце. СПб.: Ольга, 2007. С. 80-82.
  • Есть ли смысл выделять самостоятельный синдром дисплазии соединительной ткани сердца?/Э. В. Земцовский, Э.Г. Малев, Н.Н. Парфенова [и др.]//Артериальная гипер-тензия. 2008. Т. 14, № 1. Прил. №2. С. 18-23.
  • Мутафъян О. А. Пороки и малые аномалии сердца у детей и подростков. СПб.: ИД «СПб. МАЛО», 2005.
  • Нечаева Г. И., Викторова И. А. Дисплазия соединительной ткани: терминология, диагностика, тактика ведения пациентов. Омск: Типография «БЛАНКОМ», 2007.
  • Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: рук-во для врачей. М.: Медицина. 1993.
  • Заведенко Н.Н. Неврологические основы дефицита внимания и гиперактивности у детей: автореф. дис... д-ра мед. наук. М., 1999.
  • Изменения нервной системы при пролапсе митрального клапана/Л. Г. Ерохина, Г. И. Сторожаков, Е.И. Сасси [и др.]//Сов. Медицина. 1989. № 2. С. 32-35.
  • Верещагина Г. Н., Лисиченко О. В. Сердечно-сосудистый синдром при системной дисплазии соединительной ткани у мужчин молодого возраста//Мед. вестн. Сев. Кавказа. 2008. № 2. С. 64-67.
  • Диагностика интрапсихических конфликтов у больных артериальной гипертензией молодого возраста/А. И. Кодо-чигова, В.Ф. Киричук, М.Г. Кучеров [и др.]//Артериальная гипертензия. 2005. № 1. С. 49-51.
  • Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, методы и практика. СПб.: ИД «Питер», 2009.
  • Состояние механизмов психологической адаптации у клинически здоровых лиц молодого возраста/Т. М. Демина, А. И. Кодочигова, В.Ф. Киричук [и др.]//Российский семейный врач. 2006. Т. 10, № 4. С. 21-25.
  • Сравнительный анализ психофизиологических особенностей клинически здоровых лиц со средней кариес-резистентностью гармоничного и тревожного типов личности/В.Г. Халтурина, В.Ф. Киричук, А.И. Кодочигова [и др.]//Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 2. С. 385-387.
Еще
Статья научная