Психокоррекционная программа для лиц с нарушениями пищевого поведения

Автор: Гаранина Е.В., Чупина В.Б.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 6-1 (22), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье представлено исследование проблемы образа тела у лиц имеющих нарушения пищевого поведения. В ходе экспериментального исследования установлено, что лицам с нарушениями пищевого поведения необходима коррекция телесного образа Я и формирование психологической устойчивости. Представлена психокоррекционная программа для лиц с нарушениями пищевого поведения.

Пищевое поведение, образ тела, нарушение пищевого поведения

Короткий адрес: https://sciup.org/140283296

IDR: 140283296

Текст научной статьи Психокоррекционная программа для лиц с нарушениями пищевого поведения

Изучение образа тела у лиц с нарушениями пищевого поведения является актуальным направлением современных исследований как в связи с принятием клиентом объективной картины его взаимоотношения с собственным телом и миром в целом, чтобы в дальнейшем осознавать и регулировать нежелательные формы собственного поведения. Так и в связи с уточнением патогенетических механизмов психотерапии нарушений пищевого поведения [2].

Наше исследование проводилось на базе Психологического центра Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (КрасГМУ).

Экспериментальную группу составили 12 женщин. Психологическая диагностика проводилось с помощью методики - шкала оценки пищевого поведения (ШОПП, русскоязычная адаптация Ильчик О.А., Сивуха С.В., Скугаревский О.А.).

В контрольную группу вошли 15 женщин. Исследование проводилось с помощью той же методики.

При сравнении результатов первичной диагностики в контрольной и экспериментальной группах мы сделали вывод, что женщины экспериментальной группы имеют нарушения пищевого поведения и корреляционные с ними личностные черты: неэффективность, перфекционизм, неудовлетворенность телом, недоверие в межличностных отношениях, интероцептивная некомпетентность. Эти данные можно интерпретировать как показатель высокого психического напряжения, вызываемый сниженной самооценкой, внешним локусом контроля, замкнутостью и закрепощенностью в межличностных отношениях.

Обследование женщин контрольной группы по методике ШОПП не выявило нарушений пищевого поведения. Однако у некоторых респондентов оказались повышенные показатели по всем субшкалам. Это может свидетельствовать о повышенном эмоциональном дискомфорте, который возможно вызван снижением эмоциональной саморегуляцией в стрессогенных условиях среды, что в будущем может повлиять на деструктивные копинг-стратегии и появление дезадаптивного пищевого поведения.

Согласно итогам диагностики, целью последующей психокоррекционной работы с лицами экспериментальной группы является коррекция телесного образа Я и формирование психологической устойчивости. В основу психокоррекционных занятий взяты упражнения из телесно-ориентированной психотерапии: Дэвида Боаделла, Александра и Лесли Лоуэн, а также Владимира Юрьевича Баскакова.

Задачи психокоррекционной работы:

  • -    развитие рефлексии, направленной на дифференциацию физиологических ощущений от эмоциональных переживаний;

  • -    развитие символического мышления посредством использования эмоциональных слов и фантазий, анализа различных эмоциональных ситуаций, перевода умозаключений на язык эмоций и телесных ощущений;

  • -    нахождение ресурсных состояний в стрессогенных ситуациях среды;

  • -    развитие коммуникативных навыков, способности устанавливать гармоничные взаимоотношения с окружающими.

Общее количество психокоррекционной работы составило – 30

астрономических часов, всего – 5 встреч по 6 часов один раз в неделю. Каждая встреча была структурирована.

Первый день был посвящен знакомству и повышению доверительного отношения в группе;

Работа второго дня направлена на осознание участницами группы собственной психологической устойчивости, которая является основой в работе со страхами;

Третий день психокоррекционной работы был посвящен дыхательным техникам. Здоровое дыхание задействует весь организм, привлекая к работе практически всю мышечную систему и помогает снять физическое и эмоциональное напряжение, почувствовать собственные ресурсы тела;

Четвертый день посвящен работе, направленной на безоценочное восприятию участницами своего тела и себя как личности в целом;

Пятый заключительный день психокоррекционной работы был посвящен работе с нарушениями принятия окружающего мира.

Данные повторного исследования по методике «Шкала оценки пищевого поведения» свидетельствуют о снижении стейнайнов по всем субшкалам у 100% женщин экспериментальной группы, что говорит о сглаживании характеристик дезадаптивного пищевого поведения.

Рассмотрим подробный анализ по каждой субшкале данной методики. Высокое стремление к худобе выявлено у 92% респондентов, что ниже по сравнению с первичной диагностикой на 8%, у остальных испытуемых результаты в пределах нормативных показателей. Это свидетельствует о том, что у 92% испытуемых осталось чрезмерное беспокойство о весе тела, однако наблюдается общее снижение стейнанов по шкале «Стремление к худобе» в сравнении с первичной диагностикой, данный факт может указывать на снижение общего уровня тревоги из-за веса тела. Согласно второй субшкале, у 75% испытуемых остались черты булимии, что ниже на 25% в сравнении с первичной диагностикой. У остальных обследованных женщин экспериментальной группы согласно результатам данной шкалы черты булимии не выявлены. Показатели по шкале «Неудовлетворенность телом» зафиксированы только у 41% женщин всей экспериментальной группы, что по сравнению с первичной диагностикой меньше на 59 %. Данные по третьей субшкале указывают на то, что у 59% женщин экспериментальной группы нормализовалась самооценка и собственное тело не воспринимается как чрезмерно толстое. Следующий фактор - это восприятие своей неэффективности (субъективное чувство личной несостоятельности, беспомощности и неспособности контролировать собственную жизнь). Высокие значения по данному фактору продемонстрировали только 33% испытуемых по сравнению со 100% обследованных в первичной диагностике. У остальных 66% женщин результаты субшкалы «Неэффективность» находятся в рамках нормативных значений. Следующий показатель для оценки пищевого поведения – перфекционизм, который в контексте нашего исследования понимается как стремление обладать идеальной фигурой и неспособность прощать себе недостатки. 75% испытуемых показали средние значения по данному фактору и только у 25% результаты по данной шкале выше нормативных значений, что в сравнении с первичным исследованием ниже на 8%. Еще один фактор - недоверие в межличностных отношениях, который понимается как чувство отстраненности от контактов с окружающими. Только 17% обследуемых свойственна высокая степень проявления этой характеристики, что ниже на 83% по сравнению с первичной диагностикой, у остальных женщин данная черта не выявлена. Следующий фактор – интероцептивная некомпетентность - определяется как дефицит уверенности в распознавании чувства голода и насыщения. Она в высокой степени присуща 17% респондентов, что ниже на 83% по сравнению с первичными данными, это может говорить о развитии способности к адекватному определению и регулированию своих физических и эмоциональных состояниях у 83% обследованных женщин. Таким образом, сравнивая результаты первичного и вторичного исследования по методике ШОПП у лиц экспериментальной группы, мы можем зафиксировать снижение стейнаной по всем субшкалам у 100% испытуемых, что указывает на общее снижение эмоционального напряжения. Однако черты пищевого дезадаптивного поведения по-прежнему наблюдаются у всех женщин экспериментальной группы.

В контрольной группе при повторной диагностике были замечены незначительные изменения показателей по субшкалам, как в сторону повышения, так и снижения уровня. Это объясняется тем, что во время промежутка между первичной и повторной диагностикой, испытуемые могли подвергаться различным воздействиям внешних факторов, которые могли повлиять на незначительные изменения показателей.

Список литературы Психокоррекционная программа для лиц с нарушениями пищевого поведения

  • Вознесенская Т.Г. Типология нарушений пищевого поведения // Ожирение: этиология. - М.: МИА, 2004. - 456 с.
  • Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья // Сибирский психологический журнал. - 2009. - № 33. - С. 99-103.
  • 3. Малкина-Пых И.Г. «Терапия пищевого поведения» // Справочник практического психолога // Litres - 2017. - С. 9-13.
  • Николаева Н.О. Нарушения пищевого поведения: социальные, семейные и биологические предпосылки // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2011. - № 1. - С. 56-68.
  • Савчикова Ю.Л. Психологические особенности женщин с проблемой веса: дис. … канд. психол. наук. - СПб.: Наука, 2005. - 208 с.
Статья научная