Психологическая теория макроэкономической нестабильности. Спекулятивный капитал как фактор кризиса

Автор: Красильников А.А.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-2 (15), 2015 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140112128

IDR: 140112128

Текст статьи Психологическая теория макроэкономической нестабильности. Спекулятивный капитал как фактор кризиса

Россия, г. Саратов ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ

НЕСТАБИЛЬНОСТИ. СПЕКУЛЯТИВНЫЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР КРИЗИСА

Финансовые спекуляции катализируют развитие финансовых рынков. На риски не обращают внимания до тех пор, пока рынки развиваются по нисходящей и их "перегрев" не вызывает кризис.

Влияние финансовых спекуляций на дестабилизацию макроэкономической системы изучалось еще в 19 веке. Данное направление получило название психологической теории цикличности.

Данное направление возникло на рубеже XIX-XX вв. К нему относятся концепции У. Джевонса и В.Парето(1848-1923), которые отводят главную роль в возникновении циклических колебаний спекулятивными мотивами предпринимателей на товарных рынках и фондовой бирже, то есть мотивам, связанным с ожиданиями дальнейшего роста цен и курса ценных бумаг.

В этом случае начальный импульс буму дает стихийно возникшее оптимистическое настроение, быстро распространяющееся среди всех предпринимателей по каналам социально-психологического воздействия (главную роль играет следование примеру других). Спекулятивное раздувание спроса, опирающееся на широкое использование банковского кредита, ведет к необоснованному увеличению производства, отклоняющему экономику от равновесной траектории. Конец бума наступает в результате повышения ставки ссудного процента и наметившегося перелома тенденции роста цен. Кризис оказывается результатом паники, развертывающейся цепной реакции банкротств. Разрушительный кризис приводит к затяжной депрессии, из которой экономику может вывести снижение процентной ставки в сочетании с возрождением оптимизма, которое связано, в частности, с появлением «нового поколения» предпринимателей.

Финансовая спекуляция - способ получения прибыли на разнице ценовых колебаний стоимости финансовых и материальных активов без образования новой (добавочной) стоимости в их кругообороте, когда формируется иллюзия стоимости в отрыве от действительной экономической реальности цен [5]. Финансовые спекуляции обуславливают циклические изменения состояния рынков (фазы "подъем-спад" или "быки-медведи") и проявляются в переоценке биржевых товаров, ценных бумаг, валюты, недвижимости. Спекулятивный капитал вкладывается в краткосрочные и портфельные активы, а его миграцию в виде так называемых "горячих денег" стимулирует соблазн получения более высокой прибыли на внешних рынках по сравнению с внутренним (то есть с рынком последнего пребывания).

Финансовые спекуляции имеют позитив в части расширения характеристик ликвидности рынков и переформатирования рисков. Но главной опасностью финансовых спекуляций, перекрывающей все позитивы, является превращение капитала в фикцию, то есть образование необеспеченного "макропузыря".

Инструментарий финансовых спекуляций раскрывается в том, что возможность непосредственно влиять на динамику рынков имеют крупные портфельные инвесторы. Инвесторы-спекулянты принимают на себя значительные короткие позиции (продажа активов) в ослабленной валюте, используя для этого специальные финансовые сделки (спот, форвард, опцион и пр.).

После "разогрева" рынка по окончании игры на повышение цен фиксируется полученная прибыль, а потом активная игра на понижение посредством миграции (утечки) капитала за пределы страны разрешает получить дополнительную прибыль от шоков, вызванных падением стоимости финансовых активов на нестабильном рынке. Уменьшение спроса на финансовые активы имеет место в разных сегментах: рынках акций, депозитарных расписок, государственных и корпоративных облигаций [3].

Пока превалирует тренд возрастания мировой экономики и рынков, спекулянты играют на повышение цен. Рост внутреннего рынка обусловлен преимущественно, а иногда и исключительно, за счет внешних ресурсов. В таких условиях рынок-мишень, атакуемый спекулянтами, испытывается на выносливость и сам по себе является макроактивом при наличии существенных рисков и ожидаемых сверхвысоких прибылей. Но когда проявляются и усиливаются негативные сигналы (рост инфляции, уровня процента и стоимости активов, задолженности, преобладания импорта над экспортом, дефицит бюджета и другие), нерезиденты фиксируют прибыль и начинают выводить капиталы с одновременным давлением на валютный курс. Спекулятивный характер поведения нерезидентов особенно опасен при переходе от политики фиксированного (или квазификсированного) валютного курса к либерализированному плавающему через возможность получения дополнительной "валютной премии". Ажиотаж спекуляций на повышении цен в кульминационной точке переходит в панику при их падении и такой, зачастую очень быстрый переход от возрастания рынков к их падению и есть началом финансового кризиса.

Выделяются три основные формы финансовых спекуляций [4]. Во-первых, это обособленное применение деривативов (сроковых производных финансовых инструментов - опционов, фьючерсов, форвардов, варантов) без учета стоимости соответственных базовых активов. Во-вторых, ажиотажное развитие кредита и долговых инструментов для финансирования экономических нужд на макро- и микроуровнях. В-третьих, фиктивная, искусственная капитализация рынка паевых ценных бумаг (в первую очередь акций) при преимуществе нерелевантной информации. Финансовые спекуляции в международной среде сопровождаются генерацией потоков евровалют и "долларизацией" региональных экономических систем, которые формируют общий "фон" валютной номинации спекулятивных сделок.

Кураж финансовых спекуляций предшествует финансовым кризисам. Но спекуляции никоим образом не являются причиной кризисов. Основная причина финансового кризиса всегда заключается в асинхронности развития финансового и реального секторов экономики, когда при спекулятивной эйфории в разных сегментах рынка финансовый капитал самовоспроизводится в собственном кругообороте и не используется для финансирования производственных проектов. Разбалансированность объемов товарной и денежной массы выступает первоосновой финансовых спекуляций и содержит проблемы для регулирования экономики. По экспертным оценкам, несколько лет тому назад наблюдался низкий коэффициент товарного покрытия эмитированной денежной массы даже в развитых странах: в США - 0,64; в странах ЕС - 0,34; в Японии - 0,27, что представляет непосредственную угрозу финансовой стабильности [2].

Последствия финансовых спекуляций и финансовых кризисов (сначала предполагаемые, а со временем и действительные) могут быть такими:

  • а)    экономическая рецессия - как в разных странах, так и в наиболее обремененных обязательствами отраслях экономики, банкротство предприятий и индивидуальных дебиторов;

  • б)    рост инфляции и новых "пожарных" заимствований;

  • в)    уменьшение международных резервов центрального банка;

  • г)    снижение внутреннего спроса на товары и услуги;

  • д)    падение суверенных и субсуверенных рейтингов и индексов;

  • е)    утечка капитала за пределы страны;

  • ж)    возрастание социального напряжения.

Весьма поучительны примеры финансовых спекуляций в банковской сфере. В частности, это повышенная рисковость в 1995 году при проведении биржевых манипуляций с деривативами старейшего на то время английского банка Barings, которая закончилась банкротством. Однако, как известно, историю, и в частности экономическую, не изучают, как следует. В 2007 году третий по размеру банк Франции Credit Agricole понес убытки на четверть миллиарда евро именно из-за рисковых и несанкционированных действий трейдеров. Также обанкротился американский инвестиционный банк Bear Stearns. В конце января 2008 года уже второй по размеру французский банк Societe Generale объявил об убытках в размере около 5 млрд. евро и также вследствие арбитражных мошеннических односторонних спекуляций. Новости о падении Lehman Brothers и Merrill Lynch акцентируют опасность куража финансовых спекуляций. ФРС США объявила о внедрении нового инструмента рефинансирования - в обмен на акции [2].

Долговой инструментарий спекуляций всегда достаточно видимый. Накануне последних кризисов - как в 90-е годы, так и в начале ХХІ века - на микроуровне резко возрастали объемы кредитования частного сектора. Например, в Таиланде и Малайзии в предкризисные 90-е годы этот показатель достигал 30%. Корпоративные структуры Южной Кореи имели рисковое преимущество заимствованных средств в структуре финансирования - соотношение долга и акционерного капитала в 1996 году составляло: для Daewoo 316%, LG - 378%, Hyundai - 453%, Samsung - 473%. В следующем 1997 году среднее значение этого показателя по выборке крупнейших южнокорейских структур уже составляло 593% [2].

С учетом государственных заимствований, на стабильность национальной валюты воздействует не столько общий объем долга, сколько наиболее ликвидная на данный момент его часть - та, что подлежит срочной оплате.

Главными условиями сдерживания финансовых спекуляций и предупреждения кризисов должны стать: а) поддержка и развитие национального реального сектора экономики; б) стимулирование внутреннего спроса на финансовые активы инвесторов-резидентов; в) развитие и реформирование регуляторной, торговой и инвестиционной инфраструктуры рынка для повышения доверия массовых участников рынка [1].

Актуализируются вопросы подготовки законодательно-нормативных актов по проблемам становления и регулирования института доверительного управления имуществом, в т. ч. и финансовыми активами, поскольку на сегодня такое важное поле деятельности фактически остается все еще невозделанным. Государственные регуляторы могут более активно использовать возможности участников рынка, а для сглаживания рыночной цикличности ориентироваться на мониторинг оценки и предупреждения рисков в деятельности финансовых учреждений.

Для обеспечения надлежащей стойкости отечественной финансовой системе необходимы: а) концентрация рынка по финансовым институтам и диверсификация по финансовым инструментам с одновременными рестрикциями к перемещению спекулятивного капитала; б) повышение уровня внутренней конкуренции между финансовыми институтами и их конкурентоспособности в международном сравнении; в) легитимизация сделок и расширение емкости организованного рынка, возрастание его капитализации; г) распространение традиционных (массовых) финансовых услуг и продуктов с единовременным внедрением новаций в сфере финансового сервиса.

Список литературы Психологическая теория макроэкономической нестабильности. Спекулятивный капитал как фактор кризиса

  • Бойкова Марина Васильевна, Крупникова Диана Борисовна Эффекты кризиса: предвосхищая будущее//Форсайт. 2014. №4. С 4 -15.
  • Газдиев Д.Ш. Этика в финансах как механизм защиты от кризиса//Экономика и предпринимательство. №1. 2013. С 56 -51.
  • Гарькуша М.С. Спекуляции на финансовом рынке//TERRA ECONOMICUS. №6. 2013. С 62-63.
  • Маганов В.А. Новая парадигма развития финансового сектора экономики//Вестник Российской академии естественных наук. №4. 2013. С 26 -28.
  • Пенюгалова А.В., Окунь С.А. Диалектика понятий «финансовые инвестиции» и «спекуляции» на финансовом рынке//Финансы и кредит. №23. 2014. С 2 -11.
Статья