Психологические факторы трудовой активности пожилого человека

Автор: Люсова Оксана Валерьевна

Журнал: Природные системы и ресурсы @ns-jvolsu

Рубрика: Психология и психофизиология

Статья в выпуске: 1 (15), 2016 года.

Бесплатный доступ

В современном российском обществе произошла деформация традиций уважения и поддержания авторитета пожилых людей, а социально-экономическое положение стало незавидным. Важным условием для характеристики пожилого возраста является отношение к трудовой активности. Со стороны окружающих высказываются сомнения в их профессионализме и должном образовании. Проведенное эмпирическое исследование позволило выделить факторы трудовой активности в пожилом возрасте: возраст и состояние здоровья; стремление повысить уровень материального благополучия, потребность трудиться, увлеченность процессом труда, мотивация достижения, потребность в общении с коллективом; стремление к самоактуализации, позитивная самооценка, внутренний локус контроля.

Еще

Пожилой возраст, трудовая активность, трудовая социализация, социальная активность, субъектность, ценностно-смысловая сфера, социализация, личность

Короткий адрес: https://sciup.org/149131385

IDR: 149131385   |   DOI: 10.15688/jvolsu11.2016.1.9

Текст научной статьи Психологические факторы трудовой активности пожилого человека

DOI:

Социальный статус россиянина в пожилом возрасте совсем не однозначен. Неустойчивое экономическое положение в нашей стране, низкий уровень заработной платы и пенсии, явления эйджизма (дискриминации по старости), кризис пожилого возраста являются важными условиями, которые необходимо учитывать при характеристике пожилого возраста. Резкую смену привычного образа жизни многие не переносят, и смерть вскоре после выхода на пенсию – достаточно распространенное явление, особенно среди мужчин. Именно поэтому многие ориентированы на продолжение активности: 40 % мужчин и 25 % женщин в возрасте 60–69 лет заявляют, что у них есть желание и силы трудиться. Таким образом, важнейшим условием для характеристики пожилого возраста является наличие/ отсутствие работы и отношение к трудовой активности. Но это не единственное условие для социальной активности человека. Други- ми важными условиями является физическое здоровье (и сопровождающая его активность), а также семейное положение пожилого человека (наличие супруга, детей и опыта брачных отношений, состав семьи и особенности коммуникации). З.М. Саралиева и С.С. Балобанов (1999) выделяют пять типов пожилых людей (причем три четверти всех опрошенных пожилых людей – женщины): умиротворенные верующие; обеспокоенная интеллигенция; депривированные и больные; благополучные пожилые; одинокие люди.

Однако пожилой возраст воспринимается даже самими пенсионерами, прежде всего, как возраст утрат, сужается круг их социальных контактов, появляется социальная изоляция, значимые межличностные контакты становятся напряженными, часто проявляется страх (и небезосновательный) стать жертвами преступления, что также негативно сказывается не только на социальном са- мочувствии этой группы, но и ограничивает их деятельность.

Со стороны окружающих высказываются сомнения в их профессионализме и должном образовании. Среди негативных стереотипов, касающихся пожилых людей, встречаются и обвинения в консерватизме, неспособности рисковать, нетерпимость к молодым и т. д.

В старости не происходит какого-либо изменения личностных характеристик, не утрачиваются нравственные, социальные качества личности. Как следствие, пожилые люди выступают своего рода интерпретаторами и гарантами существующего социального порядка. В современном российском обществе произошла деформация традиций уважения и поддержания авторитета пожилых людей, а социально-экономическое положение стало незавидным.

В психологической диагностике трудовой социализации пожилых сотрудников приняли участие 40 человек (мужчины и женщины в возрасте от 56 до 72 лет) (табл. 1).

При помощи теоретического анализа особенностей трудовой активности людей пожилого возраста мы очертили круг факторов, влияющих на субъектность человека «третьего возраста» в трудовой деятельности: возраст и состояние здоровья; стремление повысить уровень материального благополучия, потребность трудиться, увлеченность процессом труда, мотивация достижения, потребность в общении с коллективом; стремление к самоактуализации, позитивная самооценка, внутренний локус контроля.

Для определения этих факторов в качестве психодиагностических методик мы выбрали следующие: методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спил-бергера и Ю.Л. Ханина (тест на тревожность Спилбергера – Ханина); опросник EPQ (методика Г. Айзенка); диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев); методика «Индекс жизненной удовлетворенности» (Н.В. Панина); методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова); методика «Склонность к одиночеству» (А.Е. Личко).

По методике субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина мы получили следующие результаты (табл. 2).

Результаты изучения тревожности в нашей выборке говорят о том, что работающим женщинам и мужчинам пожилого возраста характерна высокая ситуативная тревожность, которая возникает как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического плана (ожидание агрессивной реакции, угроза самоуважению и т. д.). Личностная тревожность в целом находится на среднем уровне, что позволяет предположить о подверженности личности воздействию тех или иных стрессоров на работе в связи со своими индивидуальными особенностями.

По методике «Индекс жизненной удовлетворенности» ( Н.В. Панина ) нами были получены следующие результаты (представлены и на рисунке 1).

Таблица 1

Состав выборки (чел.)

Характеристики выборки

Мужчины ( n = 20)

Женщины ( n = 20)

1

Возраст

56–65 лет

10

10

66–72 года

10

10

2

Социальное положение

рабочий

10

10

служащий

10

10

Таблица 2

Результаты измерения ситуативной и личностной тревожности с помощью методики Спилбергера – Ханина

«Шкала ситуативной и личностной тревожности» на констатирующем этапе

Уровень

Ситуативная тревожность (кол-во человек в %)

Личностная тревожность (кол-во человек в %)

Низкий уровень

26

13

Умеренный уровень

13

52

Высокий уровень

61

35

Выборка, подвергнутая психодиагностическому обследованию, характеризуется следующими особенностями. Интерес к жизни представлен на среднем уровне, что говорит о средней степени энтузиазма, увлеченного отношения к обычной повседневной жизни. Результаты по шкале «Последовательность в достижении целей» отражают такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, направленные на достижение целей. Эта шкала представлена также в средних значениях. Для выборки характерно: адекватное отношение к своей способности достичь тех целей, которые человек считает для себя важными; люди, умудренные опытом, понимают, что события жизни в равной мере могут быть вызваны как своей активностью, так и дейст б О их внешних и внутренних качеств адекватна. Общий фон настроения – средний, что включает в себя как некоторую степень оптимизма, удовольствия от жизни, бодрости духа, так и грусть, горечь и разочарование. В целом жизненная удовлетворенность находится на уровне выше среднего, что говорит о том, что многое в жизни получается, хочется продолжать жить и радовать себя.

Согласно методике СЖО Д.А. Леонтьева (результаты на гистограмме на рисунке 2) наша выборка имеет небольшой разброс значений по шкалам методики. Практически всех испытуемых можно охарактеризовать как людей думающих, рефлексивных (чему способствует профессиональная деятельность), нацеленных как на процесс, так и на резуль- б щающих

Рис. 1. Средние значения удовлетворенности по выборке

низкий средний высокий жизнь шкалы методики СЖО

Рис. 2. Распределение испытуемых по уровням выраженности шкал СЖО Д.А. Лентьева

себя хозяином собственной жизни (высокие значения по шкале «Локус контроля – Я» имеют 8 человек, что составляет 20 % всей выборки), однако и признающих главенствующую роль жизни как экзистенции.

Методика «Диагностика мотивов аффилиации ( А. Мехрабиан ) (результаты представлены на гистограмме на рисунке 3) показывает: выборка характеризуется средними значениями мотивации к принятию окружающими людьми и не имеет высоковыраженно-го страха быть отвергнутыми.

Опросник EPQ (методика Г. Айзенка) также дал средние значения по своим шкалам, наглядно средние значения представлены на гистограмме на рисунке 4. Результаты опросника показали, что опрашиваемые нами мужчины и женщины пожилого возраста, работающие в сети аптек, обладают средними значениями интроверсии, нейротизма, психо-тизма, что позволяет говорить о хорошей адаптации в обществе, отсутствии выраженных отклонений и акцентуаций.

Методика «Склонность к одиночеству» ( А.Е. Личко ) также продемонстрировала средние значения по методике (24,5 баллов), что говорит об адекватном отношении к одиночеству, умении пользоваться его достоинствами.

Методика «Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах» ( Е.Б. Фанталова ) позволила проанализировать расхождения между значимостью, ценностью для работающих пожилых людей и их доступностью, мы разделили всех испытуемых на две группы: 1 – испытуемые, испытывающие внутриличностный конфликт; 2 – обследуемые без внутриличностного конфликта (табл. 3).

■ низкий уровень

■ высокий уровень

Рис. 3. Представленность мотивации аффилиации в выборке

Рис. 4. Показатели по шкалам опросника EPQ (методика Г. Айзенка)

Таблица 3

Группы испытуемых по результатам методики Е.Б. Фанталова

Группы испытуемых

Процентное соотношение

Испытуемые, испытывающие внутриличност-ный конфликт

40

Испытуемые без внутриличностного конфликта

60

Исходя из представленных результатов, мы видим, что часть выборки работающих пожилых людей испытывают внутриличност-ный конфликт (40 %). Это говорит о том, что данная категория обследуемых часто переживает противоречие, борьбу между внутренними тенденциями личности и возможностями их удовлетворения. Среднее значение индекса R у этих испытуемых равно 44,7, что указывает на высокий уровень рассогласования в мотивационно-личностной сфере. Минимальное значение индекса в этой группе равно 34 баллам, а максимальное – 67. Для этих испытуемых характерно расхождение между «желаемым» и «реальным», между «хочу» и «могу» в ценностно-смысловой сфере. Процентная составляющая второй группы испытуемых равна 60 %. Это говорит о том, что в этой категории пожилых людей тенденции личности реже вступают в борьбу и не приносят огромного ущерба в процессе социально-психологического развития человека. В этой ситуации он чаще выступает как источник становления личности.

Таким образом, характеризуя работающих пожилых людей после проведенного психодиагностического обследования, можно отметить: испытуемые, участвующие в эксперименте, имеют достаточно высокую ситуативную тревожность, личностная же тревожность находится на среднем уровне, что говорит о развитой способности к стрессоустой-чивости. Для выборки характерно: адекватное отношение к своей способности достичь тех целей, которые человек считает для себя важными; оценка своих внешних и внутренних качеств адекватна, общий фон настроения – средний, в целом жизненная удовлетворенность находится на уровне выше среднего. Практически всех испытуемых можно охарактеризовать как людей думающих, рефлексивных (чему способствует работа), нацеленных как на процесс, так и на результат, достаточно субъектных, ощущающих себя хозяи- ном собственной жизни. Испытуемые выборки характеризуются средними значениями мотивации к принятию окружающими людьми и не имеют высоковыраженного страха быть отвергнутыми. Опрашиваемые нами люди пожилого возраста, работающие в организации, обладают средними значениями интроверсии, нейротизма, психотизма, что позволяет говорить о хорошей адаптации в обществе, отсутствии выраженных отклонений и акцентуаций. Подытоживая результаты психодиагностики на констатирующем этапе эксперимента, отметим, что трудовая активность людей пожилого возраста имеет в общем средний уровень. В целом трудовую активность можно характеризовать как «теплая осень» (Л.И. Анцы-ферова) со средним уровнем самоактуализации. Такой тип трудовой активности характеризуется поиском новых путей включения и удовлетворенностью жизнью с высоким уровнем самоактуализации.

Список литературы Психологические факторы трудовой активности пожилого человека

  • Беззубик, К. В. Объективные и субъективные факторы поддержания активного образа жизни в пожилом возрасте/К. В. Беззубик, М. А. Тимонов//Сервис в России и за рубежом. -2012. -Т. 28, № 1. -С. 12-19.
  • Бойкова, Е. В. Трудовая активность как индикатор социального самочувствия пожилого человека/Е. В. Бойкова, Л. К. Золотарева//Власть и управление на Востоке России. -2011. -№ 4. -С. 125-131.
  • Высоцкая, И. В. Самостоятельная организация как образовательное учреждение в сфере образования пожилых людей в Германии/И. В. Высоцкая//Сибирский педагогический журнал. -2012. -№ 6. -С. 159-162.
  • Жаркова, С. Л. Социально-экономические проблемы труда лиц пожилого возраста: автореф. дис.. канд. экон. наук/Жаркова Светлана Леонидовна. -Омск, 2010.
  • Корнилова, М. В. Качество жизни и социальные риски пожилых/М. В. Корнилова//СИСП. -2011. -№ 3. -С. 76.
Статья научная