Психологические возможности восприятия и передачи информации малолетними

Автор: Гильманова Р.Р.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 5 (46), 2020 года.

Бесплатный доступ

В данной статье исследуются вопросы научного обоснования возможности участия детей в допросе. Также приводятся сведения о психологических особенностях детей, которые сформулированы, исходя из исследований в области детской психологии, и свидетельствуют о недоказанности существующего на сегодняшний день несправедливого отношения к показаниям указанных лиц.

Малолетний, допрос, несовершеннолетний, психологические особенности, информация

Короткий адрес: https://sciup.org/140287804

IDR: 140287804

Текст научной статьи Психологические возможности восприятия и передачи информации малолетними

Малолетний участник судопроизводства в уголовно-процессуальном законе не фиксируется, но всё же частое употребление термина «малолетний» в законодательстве отраслевом, на практике и, конечно же, в научной литературе, по мнению многих исследователей, разрешает выделить отдельную группу малолетних субъектов в целях полного рассмотрения их правового статуса в уголовном процессе и дальнейшего усовершенствования законодательства в данной сфере.

То, что уголовно-процессуальный закон не определяет конкретный возраст, с которого можно допрашивать несовершеннолетних и малолетних, привело к наличию многих различных суждений по данному вопросу. Хотелось бы проанализировать некоторые из них. Так, Ф. В. Глазырин говорит о том, что «в каждом конкретном случае возможность допроса будет зависеть от уровня развития ребенка и от характера тех фактов, по поводу которых он должен быть опрошен»1.

Н. И. Порубов же конкретизирует, соединяя допустимость допроса несовершеннолетнего в качестве свидетеля или потерпевшего с доходчивостью ему по возрасту предмета допроса, если же ребенок не является умственно отсталым 2. На мой взгляд, более правильным является суждение А. А. Закатова, который считает, что малолетнего полагается допрашивать только в том случае, если по утверждению специалиста-психолога уровень его умственного развития способен подхватить, запомнить и изложить следователю конкретную информацию, которая является существенной для расследования3.

Анализируя все точки зрения по проблеме минимального возраста детей, с которого допускается их допрашивать, можно сделать вывод о том, что в данном случае единого правила нет и быть не может. Поскольку в каждом определенном случае допустимость допроса несовершеннолетнего будет устанавливаться исходя из уровня его развития, и который будет позволять по оценке специалиста-психолога воспринять, зафиксировать и изложить следователю или же суду определенные сведения.

Свойственные для «малолетних» особенности психики не являются недостатками ни психическими, ни физическими. Однако они, безусловно, оказывают влияние в ходе формирования и дачи показаний. В науке в течение долгого времени господствовало мнение о ненадежности показаний детей. Несомненно, при оценке показаний малолетних нужно проявлять некоторую осторожность, но на практике же последняя очень часто перерастает в чрезмерную недоверчивость.

Как утверждают многие психологи, в дошкольном возрасте у детей уже появляется представление на общие особенности отношения людей, на объективные признаки предметного мира. В действиях взрослых это сопряжено с расхождением слова и дела, что, в свою очередь, нередко является для ребенка источником эмоциональных потрясений.

У младшего школьника формируются общие способы ориентировки в существенных свойствах вещей и явлений. Обычно школьники младшего возраста лишь учатся различать случайное от обоснованного во всех сферах жизни человека. Но все же наглядная недоработка некоторых процессов и свойств восприятия у ребенка, в отличие от взрослого, не может вытеснять тот факт, что уже в дошкольном возрасте многие значительные стороны действительности оцениваются детьми абсолютно разумно.

К пяти годам многие дети с точностью различают основные геометрические фигуры. Но все же словесно обозначить данные формы они затрудняются и очень часто обращаются к сравнениям при помощи хорошо известных им предметов (например, круг «как мячик»).

При соотнесении же отношения людей относительно друг друга и окружающих предметов ребенок испытывает значительные трудности. Даже младшие школьники нередко ошибаются при определении «левого» и «правого». По этой причине их описания местонахождения предметов в пространстве оказываются ошибочными. Так, попытки получить от ребенка оценку расстояния, как правило, остаются безуспешными. Лишь к девяти-десяти годам он начинает оценивать пространство в принятых единицах измерения, однако и тогда может определить неточно

В связи с этим, на мой взгляд, достаточно интересны особенности, которые отмечены Н. М. Яковлевой исходя из результатов проведенного ею исследования пространственных представлений у детей:

  • 1)    первоначально дети характеризуют расстояния и величины, значительно уменьшая эти предметы и расстояния;

  • 2)    в основном мнения всегда непостоянны. Так, одни и те же предметы получает различную качественную оценку4.

Оценка ребенком внешности человека весьма неидеальна и неточна. Если у человека отсутствуют «особые приметы», которые бросаются в глаза, то ребенок часто ничего не может изложить о его внешности, так как дети, как правило, обращают внимание больше на одежду человека, чем на лицо. Что касается определения лица, то дети запоминают эмоционально-экспрессивные признаки. Так, если спросить у дошкольников какое лицо было у человека, то они нередко отвечают: «доброе», «злое», «страшное» и т. п. Также следует отметить, что в младшем школьном возрасте дети начинают замечать форму телосложения и цвет волос.

При допросе от свидетеля требуется не только формирование мысленных образов предметов или событий, которые ему известны, но и наиболее правильное их словесное описание, то есть точное внешнее выражение.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что психологические возможности детей не только меньше, по сравнению с взрослыми, но и другие по качеству, что требует особого внимания к организации и проведению допросов малолетних.

Несовершеннолетний - это совершенно другой субъект допроса. Существование своеобразных возрастных особенностей психологии не достигших восемнадцатилетнего возраста ни в коем случае не свидетельствуют о том, что их показания неверные, по сравнению с показаниями взрослых. Процессуальный порядок и особые психологические приемы допроса несовершеннолетних обеспечивают «уничтожение» тех психологических характеристик, которые могут воспрепятствовать получению наиболее точных показаний от допрашиваемых. Но все же, благополучное «уничтожение» возможно только в том случае, если лицо, производящее допрос малолетнего знает и учитывает рассмотренные в данной статье положения.

Список литературы Психологические возможности восприятия и передачи информации малолетними

  • "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 24 марта 2020 г. № 6-П) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 13.05.2020).
  • Глазырин Ф. В. Конспект лекций по судебной психологии. Свердловск, Ур. ГУ, 1999. 44 с.
  • Закатов А. А. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних: Учеб.пособие. Волгоград, 1979. 52 с.
  • Порубов Н. И. Информационная сущность допроса / Н.И. Порубов // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2015. - № 4. - С. 153-156.
  • Яковлева H.M. Развитие пространственных представлений в процессе усвоения мер длины у учащихся I-II классов: Автореферат дис. на соискание учен.степени кандидата пед. Наук. СПб.
Статья научная