Психологический конфликт в генезе пограничных состояний
Автор: Семке В.Я.
Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin
Рубрика: Трибуна редактора. Психическое здоровье
Статья в выпуске: 4 (55), 2009 года.
Бесплатный доступ
ID: 14295346 Короткий адрес: https://sciup.org/14295346
Текст ред. заметки Психологический конфликт в генезе пограничных состояний
В любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации.
В. А. Язов
В последние десятилетия состояние психологического здоровья населения страны приобрело пугающе негативную динамику, в первую очередь за счет нарастания непсихотических (пограничных) форм психической патологии (невротической, соматоформной, личностной), что непосредственно связано с непредсказуемыми социально-экономическими пертурбациями и трудно прогнозируемыми сдвигами в духовной жизни многочисленных слоев населения. Прессинг житейской неустроенности, обилие внутриличностных и межнациональных конфликтов, пагубное искажение межчеловеческих отношений вызывают духовную напряженность, тревогу за свое существование и благополучие, беспокойство за судьбу близких, а также обусловливают глубокую социальную дезадаптацию индивида. В основе катастрофического снижения уровня психического здоровья малочисленных коренных этносов восточного региона России лежит потрясающий своим драматизмом биопсихосоциальный конфликт : отрыв от ближайшего окружения, неопределенная система воспитания, забвение традиционных обычаев, профессий и промыслов, лавинообразное нарастание алкоголизма, наркомании, токсикомании и т. д.
Сложный мир внутри- и межличностных конфликтов таит в себе массу противоречий как в плане многообразия дефиниций, так и их феноменологической трактовки. Конфликтология определяет конфликт как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» (Психологический словарь. – М., 1983. – С. 161) с выделением трех его форм – внутриличностного, межличностного, межгруппового. Согласно высказыванию В. И. Даля, «борьба предполагает усилия одолеть противника, состязание двух сил, единоборство без оружия, без побоев и без драки, где противники только стараются преодолеть друг друга, свалить с ног, духовное усилие или состязание на одоление чего-то, внутреннее борение, разлад ума и сердца». По мнению Л. Козера, основоположника конфликтного функционализма, социально контролируемый конфликт «очищает воздух для его участников и позволяет продолжение их отношений».
В конфликте таятся риск разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, с одной стороны, однако имеется возможность конструктивного разрешения кризиса и выход на новый этап отношений – с другой стороны. По Э. Эриксону, конфликты определяют не угрозу катастрофы, а поворотный пункт и онтогенетический источник «как силы, так и недостаточной адаптации». Весьма важно, что конфликт управляем: его д е с т р у к т и в-н ы е последствия можно свести к минимуму, а к о н с т р у к т и в н ы е компоненты конфликта – к усилению и модифицированию реагирования. По утверждению R. May (1975), «в наше время человек, раздираемый психологическими страстями, несет в себе бремя сотрясающих его эпоху конфликтов». К. Хорни (1993) акцентирует внимание на стремлении невротической личности к «компромиссным решениям», которые менее удовлетворительны, чем решения здорового человека и достигаются слишком «дорогой ценой для личности в целом».
R. Lazarus (1991) связывает наличие конфликта с возникновением дистресса: «Тогда как интеграция равноценна психическому здоровью, рассогласование среди составляющих психики равносильно психопатологии, дисфункции и дистрессу. Три составляющих психики – когниция, эмоция и мотивация – должны в целом быть согласованы, в идеале – находиться в гармонии друг с другом; психика как система должна также быть в разумном соприкосновении с условиями окружения; и действия должны проистекать из этой гармонии».
Еще В. Н. Мясищев подчеркивал, что в основе неврозов лежат неудачно, нетрадиционно разрешаемые личностью противоречия между нею и значимыми для нее сторонами действительности. Участие в конфликтах подрывает здоровье, приводит к заболеваниям сердечнососудистой системы, пищеварительного тракта, расстройству нервной системы. Психический конфликт понимается как существование одновременно противоположно направленных и несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида или между людьми, в структуре межличностных отношений отдельных индивидов или групп; протекает с острыми отрицательно окрашенными эмоциональными переживаниями и может стать источником психической травматизации. Невротическое состояние развивается в ходе конфликта личности с собой (интрапсихический конфликт) или с другими людьми (интерпсихический конфликт), причем чем мощнее столкновение между желаемым и действительным, тем острее протекает болезнь. Неумение найти рациональный выход из психотравмирующей ситуации, перестроить отношения пациента с окружающим миром приводит к психической и физической дезорганизации личности. Поэтому в ходе терапии индивиду следует в первую очередь осознать связь психотравмирующей ситуации с системой значимых для него отношений и перестроить отношения с окружающими.
Длительный внутриличностный конфликт угрожает эффективности деятельности, тормозит развитие личности, приводит к утрате уверенности в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, деструкции существующих межличностных отношений в семье, на работе, становится причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении
Среди различных видов внутриличност- ных конфликтов наиболее частыми являются и с т е р и ч е с к и й (с завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой требований окружающих), п с и х а с т е н и-ч е с к и й (с противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желаниями и долгом, между моральными принципами и личным поведением), н е в р а с т е н и ч е с к и й (при наличии противоречий между возможностями личности и её завышенными требованиями к себе). В основе внутриличностного конфликта лежит переживание – форма активности индивида, в которой осознаются противоречия и происходит процесс их разрешения на субъективном уровне. Динамика формирования конфликта имеет довольно типичное развитие. На первом этапе усиливаются психологическая напряженность, вовлеченность в его орбиту новых действующих лиц, изучение опыта противостояния и борьбы. На втором – углубление привычной п р о б л е м н о й ситуации, её обрастание дополнительными сложностями и трудностями с причудливым переплетением душевных и соматических переживаний. На третьем – увеличение э м о ц и о н а л ь-н о й н а п р я ж е н н о с т и, симптомов личностной дезинтеграции, средовой дезадаптиро-ванности. Наконец, этап качественного изменения отношения индивида к конфликту и проблемной ситуации в целом с динамикой от «переходного» состояния (третьего) – с его клиникой предболезни – к устойчивой т р а н с-ф о р м а ц и и л и ч н о с т и по типу психологического (невротического) развития.
Современная жизнь представляет процесс преодоления большого числа конфликтов, избежать которых невозможно, однако можно смягчить негативные последствия имеющихся конституционально-биологических предрасположенностей в виде базовых особенностей конфликтной личности. Принято выделять пять основных вариантов такого личностного склада. Для ригидного типа свойственны некоторая подозрительность, негибкость, прямолинейность, болезненная обидчивость и чувствительность явной или мнимой несправедливости, малая критичность к своим поступкам, завышенная самооценка и требовательность в подтверждении собственной значимости. Демонстративному типологическому варианту присущи жгучее желание быть в центре внимания, выглядеть привлекательно в глазах других, яркий субъективизм в оценке конфликтных ситуаций, эмоциональное отношение к окружающим, ситуативное планирование, слабое воплощение в жизнь задуманного, хорошее приспособление к разнообразным ситуациям. Сверхточный тип характеризуется повышенной требовательностью к себе, тревожностью, сдержанностью в проявлении эмоций, склонностью придавать чрезмерное значение замечаниям близких, болезненно реагировать на свои неудачи и просчеты. Неуправляемый тип отличается импульсивностью, слабым контролем и малой предсказуемостью с высоким уровнем притязаний, но без должного извлечения пользы из жизненного опыта. Наконец, для бесконфликтного типа личности типичны легкая внушаемость, неустойчивость и противоречивость в своих выводах и мнениях, непоследовательность поведения с ориентацией на краткосрочный успех в конфликтных ситуациях, излишнее стремление к компромиссу. Знание и умение предсказать линию неправильного поведения «трудных» людей существенно облегчают разрешение конфликтной ситуации: диагностика существа столкновения, открытость и эффективность общения конфликтующих сторон, создание и закрепление атмосферы возможного сотрудничества и доверия, выработка взаимовыгодных решений в ходе деловых переговоров.
В целом психологический конфликт представляет собой неизбежный, а иногда и необходимый элемент взаимодействия личности в мик-росоциальной группе: «участвовать в выработке решений или оставить это другим» (Б. Вул) зависит от самого пациента, который должен осознавать значимость выбора в реальной жизненной борьбе между действующими лицами или группами, а значит, в предотвращении возможных социальных артефактов и недугов. Их эффективная превенция становится возможной на путях системного анализа «новых» форм психогенной патологии и учета современных достижений в клинической персонологии.
Главный редактор В. Я. Семке