Психология смертников

Автор: Кутушева Сабина Илдаровна

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Конференции, семинары

Статья в выпуске: 4 (18), 2014 года.

Бесплатный доступ

Терроризм, террористы-смертники, экзистенция, мортидо

Короткий адрес: https://sciup.org/14114006

IDR: 14114006

Текст статьи Психология смертников

Что мы знаем о террористах-смертниках? Что такого вбивают им в сознание, что их мировоззрение резко изменяется? Что заставляет людей жертвовать собой, чтобы убивать?

Немногим известно, что существует множество классификаций видов террористов-смертников. Приведем одну из таких классификаций, где отражены все основные виды, а также рассмотрим, чем отличается каждый из них и какие меры воздействия оказываются на людей из той или иной категории.

Итак, первый вид смертников — это терро-ристы-экзистенциалы. Необходимо признать, что в основе производства самоубийц лежит не только искусство манипулирования сознанием потенциального террориста-смертника, но и феномен экзистенции, присущий всем людям, — скрытой способности людей жертвовать своей жизнью ради Великой Цели или Ценности (де- тей, Отечества, Бога и т. п.) и на этой основе ощущать свою уникальную сущность и ценность. Ради ощущения этой экзистенции многие искусственным образом подвергают себя различным рискам: играют в русскую рулетку, идут на войну, занимаются экстримом. Именно преодоление этого высшего барьера является источником эйфории, называемой ощущением экзистенции. Человек всегда душой открыт к тому, чтобы почувствовать свою экзистенцию, ощущение которой возможно только в пограничной ситуации между жизнью и смертью.

Второй тип смертников — это террористы-психопаты. Если террористы-экзистенциалы действуют на основании высшей формы инстинкта собственной смерти, то этот тип основывается на низшем уровне инстинкта собственной смерти. Он проявляется в виде садомазохизма, агрессии, маниакального синдрома и мании величия (прославиться на весь мир, стать Святым, Избранным и т. п.). Такой тип требует наименьшей обработки и манипуляции. Им достаточно указать на мишень воздействия и обосновать ценности, которые смертник «получит» после своей смерти.

Далее следуют террористы-суицидники. Они страдают сильными депрессиями, из-за которых у них отсутствуют ценности и смысл жизни. Этот тип желает избавиться от страданий, «выключив» собственную жизнь. Организаторы терроризма просят их о том, чтобы это «выключение» произошло с «пользой» не только для них, но и для других, т. е. в нужной для террористического акта ситуации. Организатор терроризма создает такие условия, чтобы усугубить суицидные желания своей жертвы и воспользоваться ими.

Следующий вид — террористы-инфантилы. Это часто безграмотные, инфантильные и неимущие фанатики, которые примитивно верят в существование «того света», где будет полное изобилие всяческих удовольствий и радостей. Их вера основана на нищете и голоде, которым они страдали в течение этой жизни. Организаторы терроризма всегда знают, что кормить таких смертников нельзя, чтобы они всегда имели желание «наесться» в раю.

Далее следует один из наиболее распространенных и известных видов — террористы-зомби. Технология манипулирования здесь основана на воздействии на психофизиологические структуры. В этом случае искусственно создается психологическая и физическая зависимость от психоактивных веществ. На этой основе развивается сильная депрессия, позволяющая «закачивать» в сознание информацию о враге, который является причиной всех страданий данной жертвы, хотя главным врагом оказывается наркотик, о котором жертва пока не догадывается. Чрезмерное периодическое употребление наркотика постепенно приводит к деградации сознания и потере психического контроля, что способствует более эффективному проведению внешних установок на осуществление конкретных террористических действий. В этом случае смертника всегда ведут и лишь на заключительной стадии оставляют одного.

Следующий, не менее распространенный тип — это террористки-вдовы. Социальнопсихологические исследования показывают, что многие вдовы после смерти супругов очень долго, вплоть до собственной смерти, страдают депрессией. И часто это бывает связано не с чувствами вдовы к умершему, а затяжной депрес- сией, вызванной ее алкоголизацией, которая началась со дня поминок. Иными словами, имеет место феномен вторичной депрессии, никоим образом не связанной со смертью супруга (первичная депрессия). Именно этот феномен используют организаторы терроризма.

Задача террористов — перехватить такую страдающую вдову из рук родственников и врачей и оказать «свою помощь». Ее подсаживают на наркотики, чтобы снять муки страдания. На этой основе внедряются установки «отомстить за смерть супруга». В качестве примера следует привести ту самую Джанет Абдурахманову — девушку, которая подорвала себя на станции метро «Парк Победы» в апреле 2010 года в Москве. Она была вдовой лидера дагестанских боевиков, за смерть которого и мстила.

Существует вид смертников, несколько схожий с предыдущим, — это террористы-солидарники. В этом случае чувство солидарности становится опасной психологической ловушкой для потенциального террориста-смертника. Он не должен подводить тех, кто уже ушел в рай. Он должен так же, как и они, уйти из этого мира и «встретиться с ними в раю», так как они его там ждут.

Последний вид — это террористы-экс-плуатируемые. До сих пор мы рассматривали потенциальных террористов-смертников, которые являлись жертвами манипуляции; для них была характерна иллюзия самостоятельности принятого решения, поэтому смертник шел на теракт благодаря «собственному согласию и желанию». В данном случае все делается в открытую. Жертва не желает погибать, но в силу определенных причин (насилия, финансовой зависимости, долга, дула пистолета за спиной и т. д.) вынуждена пойти на смерть.

Однако у всех видов террористов-смертников, за исключением разве что последнего, существует кое-что общее с точки зрения психического состояния. Благодаря З. Фрейду многие наши измышления были так или иначе завязаны на человеческом либидо. После того как началась Вторая мировая война, великий Фрейд забросил свой вымученный долгими годами психоанализ, разочаровавшись в культурной Германии, так красиво писавшей, говорившей, любившей классику и вдруг превратившейся в фашистскую. «О, Боже мой! — воскликнул Фрейд. — Я-то думал, что так интенсивно может выходить лишь либидо, но, оказывается, морти-до — энергия инстинкта смерти и агрессии — не дремлет...». Мортидо — это энергетические напряжения, снимаемые разрушением, нанесени- ем ущерба, устранением. Величайшее удовлетворение мортидо достигается путем убийства или самоубийства.

В нынешнем обществе человек находится в состоянии фрустрации, т. е. неспособности к снятию напряжения из-за трудностей, связанных с окружающей действительностью, или внутреннего психического конфликта. Его жизненные цели заблокированы, желания не совпадают с возможностями, а отсюда и растерянность. Коль энергия мортидо «сидит» в каждом из нас, то теоретически террористом может стать любой человек — все зависит от его ума, психологического здоровья, а также от ситуации в стране.

* * *

Таким образом, мы видим, что существует множество типов террористов-смертников, а также методов воздействия на их сознание. Эта информация могла бы стать своеобразным видом профилактики терроризма, если бы ее с бóльшим рвением доносили до человечества, ведь именно неосведомленность порождает огромное количество стереотипов и усыпляет бдительность, а кто владеет информацией, тот, как известно, владеет миром.

Список литературы Психология смертников

  • URL: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject &url=http%3A%2F%2Fwww.apn.ru%2Fpublications %2Farticle22556.htm&tld=ru&lang=ru&la
Статья