Психолого-политическая стабильность молодежи - гарант защиты от экстремизма

Автор: Белый Олег Игоревич

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Психологические науки

Статья в выпуске: 3, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрена актуальность проблематики преступлений экстремистской направленности. Приведен перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи. В статье представлены результаты проведенного автором исследования в виде анкетного опроса. Основной целью исследования являлось измерение психолого-политической стабильности среди молодежи города Краснодара.

Экстремизм, психолого-политическая стабильность, молодежь, национализм, терроризм

Короткий адрес: https://sciup.org/14934269

IDR: 14934269

Текст научной статьи Психолого-политическая стабильность молодежи - гарант защиты от экстремизма

Все чаще мы можем слышать с экрана телевизора такие слова, как экстремизм, терроризм, расизм. Все чаще политические деятели и представители силовых структур выражают озабоченность ростом преступлений на национальной и религиозной почвах, преступлений экстремистской и террористической направленностей. И их обеспокоенность не случайна. Экстремизм и терроризм на сегодняшний день являются одними из острейших проблем современной России.

28 апреля 2010 г. генпрокурор РФ Юрий Чайка выступил с докладом о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению за 2009 г. перед Советом Федерации. В докладе говорилось, что число преступлений экстремистской направленности в 2009 г. продолжало расти, было зарегистрировано 548 преступлений, что на 19 % больше, чем в 2008 г., 484 преступления раскрыто. Генпрокурор отметил, что современный экстремизм имеет организованную основу, в прошлом году в составе организованных групп или преступных сообществ по экстремистским мотивам было совершено 122 преступления, что на 28 % больше, чем в 2008 г. В 2009 г. в России было зарегистрировано 654 преступления террористического характера, что на 2 % больше, чем в 2008 г. В структуре таких преступлений произошло увеличение терактов - с 10 до 15, фактов содействия террористической деятельности - также с 10 до 15 [1].

Как видно из этого доклада, рост преступлений такого характера продолжает идти вверх. Безусловно, терроризм - одно из самых бесчеловечных и жестоких преступлений современности, не имеющее границ на географической карте мира. Хотим обратить особое внимание на экстремизм.

Экстремизм (от латинского - крайний) - это приверженность крайним взглядам и мерам, преимущественно в политике; это всегда противопоставление, размежевание и даже борьба [2, с. 617].

Чаще всего экстремизм проявляется в отрицании существующих политических норм, ценностей, процедур, основополагающих принципов организации политических систем, стремление к подрыву политической стабильности и низвержению существующей власти. Для экстремизма характерны нетерпимость к инакомыслию, плюрализму, поиску консенсуса. Различают экстремизм: политический, этнический и религиозный. Политический экстремизм стремится к радикальному изменению государственного строя и существующего политического режима. Этнический экстремизм ориентирован на защиту интересов определенной нации, на утверждение ее привилегированного положения и превосходства. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других религий и конфессий. Экстремизм присущ маргинальным слоям, для которых характерно преобладание норм контркультуры над нормами политической культуры.

Особенно актуальна проблема экстремизма в нашей стране, так как Российская Федерация - одна из самых многонациональных стран. Согласно данным переписи населения 2002 г., в России проживают представители более 180 национальностей [3]. Основными религиями, представленными в России, являются христианство (главным образом, православие, есть также католики и протестанты), а также ислам, иудаизм и буддизм.

Особое место в проблеме экстремизма занимает молодежный экстремизм. В ситуации социальной неопределенности, нестабильности и социальной напряженности экстремальность молодежи может приобретать крайние, главным образом спонтанные черты, которые нередко перерастают в экстремистские настроения. Преимущественно групповой характер молодежного экстремизма, спонтанность и непредсказуемость придают данному явлению особую общественную опасность.

Сегодня молодежь РФ - это 39,6 миллиона молодых граждан - 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р [4] к категории молодежи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет, а это почти треть от всего населения нашей страны!

Элементы экстремистского поведения молодежи формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых и недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а следовательно, и сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус.

В настоящее время в сознании молодежи преобладают негативные оценки в отношении нынешнего состояния России и ее будущего. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.

Молодежный экстремизм как явление последних десятилетий, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций.

Молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям. В силу возрастных ее свойств даже в спокойные в социальном и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодежи всегда выше, чем среди остального населения.

Понятно, что любой экстремизм появляется на фоне критической массы психологополитической нестабильности. И для того чтобы его предсказать и минимизировать на начальных стадиях, надо использовать методы измерения психолого-политической стабильности.

Системность психолого-политической стабильности во всех случаях (трудовые споры, межнациональные конфликты, идеологические революции и пр.) имеет естественную психологическую природу, она существует и может быть выражена в количественных отношениях.

Поэтому с целью измерить психолого-политическую стабильность среди молодежи города Краснодара, а также получения количественных характеристик информированности респондентов об экстремизме как общественном явлении, о существовании и деятельности организаций экстремистского толка и выявить их отношение к экстремизму, нами было проведено исследование в виде анкетного опроса.

Анкета включает в себя социально-демографический блок, а также содержательную часть, состоящую из вопросов открытого и закрытого типа. Объем выборки составил 150 человек. Все они учащиеся средних школ и вузов города Краснодара.

Первая часть анкеты включала блок вопросов, касающихся микросоциальных связей (семья, друзья, коллеги). В рамках этого блока вопросов респонденты рассказали о материальном положении семьи, о внутрисемейном психологическом климате, о друзьях, о проводимом досуге. По итогам анализа данного блока ответов можно сделать вывод, что даже при ухудшении социального фона вероятность возможности роста радикальных взглядов остается достаточно низкой. Респондентов спрашивали о том, хотят ли они что-то поменять в своей жизни. Подавляющее число анкетируемых не желают значительных изменений в жизни.

Далее, для проверки гипотезы о возможности взаимосвязи роста патриотических и радикальных настроений в молодежной среде, а также возможной подмены этих понятий, были заданы вопросы о патриотичности респондента, его желании что-то сделать для своей страны. В силу «особости» данной социальной группы, наделенной такими классическими психокачествами, как максимализм и повышенная эмоциональность, можно предполагать, что патриотичность молодежи может иметь националистические черты. Анализ ответов показывает, что большинство ре- спондентов считают себя патриотами своей страны, но в то же время самым приемлемым путем выражения патриотичности полагают профессиональную карьеру в своей стране. Но были и ответы с расистским подтекстом: «выгнал гастробайтеров»; «сделал бы Россию для русских».

Так как экстремизм противозаконен, далее шел блок вопросов о возможности совершения респондентом и его окружением противоправных действий. При анализе результатов анкет, было выявлено, что чуть более половины респондентов противоправные действия совершали сами, либо кто-то из их друзей. Необходимо уточнить, что в понятие «противоправные действия» респонденты вкладывали свой смыл, вот несколько примеров: «Наверное, совершал. В детстве»; «Я сталкивался. Во дворе, на улице. Когда толпа налетает на одного человека и избивает»; «Совершал и сам сталкивался, потому, что у нас такая страна»; «Конечно, совершала. Думаю, что каждый из нас переходил дорогу на “красный свет”». Затем шли вопросы, непосредственно касающиеся отношения к экстремизму. Респондентам было предложено дать собственное определение экстремизму, привести возникающие ассоциации. Мы ставили перед собой задачу определить степень информированности респондентов о данной проблематике.

Исследование показало, что значительное большинство респондентов утверждают, что знают значение слова «экстремизм» (74,3 %), заметно меньшее количество респондентов только слышали это слово (17,5 %), и, наконец, слышали слово «экстремизм» впервые всего 8,2 % опрошенных. Эти данные говорят о высоком уровне информированности студентов в области, поставленной проблемы. Но на вопрос о том, обсуждали ли респонденты проблемы экстремизма в кругу своих знакомых, только 58,3 % ответили утвердительно.

Далее респондентам было предложено ответить на открытый вопрос о том, что такое, по их мнению, экстремизм. Были получены следующие результаты:

«Экстремизм – это насилие на основе неприязни к другой национальности,

  • -    нетерпимость во всех ее проявлениях,

  • -    достижение цели радикальными методами,

  • -    пропаганда насилия,

  • -    проявление крайних, радикальных настроений людей, выражающихся в открытых протестах, в выступлениях и в нарушении прав и свобод индивидов,

  • -    общественно опасное явление,

  • -    угроза человечеству,

  • -    проявление национальной и религиозной неприязни в крайних формах,

  • -    угроза стабильности в обществе,

  • -    деятельность, с помощью которой достигаются законные и незаконные цели силовых структур,

  • -    насильственная деятельность людей, опасная для общества,

  • -    нарушение прав человека,

  • -    социально опасная деятельность людей и организаций, направленная на разобщение общества.

Даже поверхностный анализ ответов позволяет делать выводы о том, что для молодежи экстремизм является негативным, противозаконным, недопустимым и осуждаемым явлением.

Выше приведенные данные указывают на возможность того, что респонденты могли сталкиваться в обыденной жизни с какими-либо проявлениями экстремизма. Ответы респондентов на поставленный вопрос о формах экстремизма в обычной жизни выявили следующую картину:

  • 1.    Сталкивались с пропагандой: видели листовки, газеты, журналы экстремистского содержания 57,5 %.

  • 2.    Были свидетелями унижений, оскорблений из-за национальности или вероисповедания 31,8 %.

  • 3.    Видели в общественных местах людей, одетых в форму, напоминающую военную, и не являющихся военнослужащими 24,4 %.

  • 4.    Слышали призывы к насильственному свержению президента, правительства 8,2 %.

  • 5.    Были свидетелями осквернения, разрушения памятников, храмов, могил 9,1 %.

  • 6.    Были жертвами унижений, оскорблений из-за национальности или вероисповедания 13,4 %.

  • 7.    Были свидетелем акций протеста с применением насилия: поджоги, взрывы, уличные беспорядки 2 %.

И напротив, 16 % респондентов за последний год не сталкивались с проявлениями экстремизма.

На вопрос о том, какие проявления экстремизма кажутся респондентам наиболее опасными, были получены следующие ответы:

  • 1)    захват заложников для достижения своих политических целей 76,2 %;

  • 2)    акции протеста с применением насилия: поджоги, взрывы, уличные беспорядки 58,3 %;

  • 3)    политические убийства, физические расправы 45,1 %;

  • 4)    осквернение, разрушение памятников, храмов, могил 44,8 %;

  • 5)    унижения, оскорбления, угрозы в адрес людей иных национальностей, вероисповеданий 40,1 %;

  • 6)    пропаганда фашизма, включая использование фашистской символики, одежды, приветствий 39,5 %;

  • 7)    провозглашение преимущественных прав одной нации над другими 32,4 %;

  • 8)    провозглашение преимущественных прав одной религии над другими 28,0 %;

  • 9)    призывы к насильственному свержению президента и правительства 18,3 %;

  • 10)    запугивание, преследование политических противников 18,0 %;

  • 11)    призывы к запрету существующих партий и движений 16,2 %;

  • 12)    призывы к ликвидации свободы печати 14,0 %.

Не опасным экстремизм считает только 5 % опрошенных.

Далее было изучено мнение респондентов на тот счет, кого можно назвать экстремистами в России и в Краснодарском крае. Сразу надо оговорить тот момент, что 18 % затруднились дать какой-либо ответ. Узость вариантов указывает на неосведомленность респондентов о деятельности конкретных экстремистских акторов на политическом и социальном пространстве страны в целом и крае в частности.

Россия

Варианты ответов:

Организация

  • 1.    РНЕ

  • 2.    Скинхеды

  • 3.    «Национал-большевистская партия»

  • 4.    «Имарат Кавказ»

  • 5.    «Наши»

А также: Талибан, Аль-Каида, чеченские сепаратисты менее 20 упоминаний в совокупности Политик, общественный деятель

  • 1.    Жириновский В.В.

  • 2.    Дудаев

  • 3.    Усама Бен Ладен

  • 4.    Мушарраф Усманова

А также: Руслан Мельник, Летов, Хаттаб менее 15 упоминаний в совокупности Краснодарский край

Организация

  • 1.    РНЕ

  • 2.    Скинхеды

  • 3.    Краснодарская Православная Славянская община «ВЕК РА»

  • 4.    «Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь»

  • 5.    «Имарат Кавказ»

Респондентами не был назван ни один общественный или политический деятель края, причисляемый ими к экстремистам.

Можно сделать следующие выводы: респонденты индифферентны к программам различных политических движений, в том числе и радикального толка. О том, чтобы сравнить их между собой, естественно, уже и речи быть не может. Большинство респондентов ориентируется на мнение авторитетных для них лиц, или классифицируют политических деятелей на основе устоявшихся стереотипов.

Возвращаясь к анкетному опросу, стоит упомянуть то, что, отвечая на вопрос анкеты больше половины опрошенных респондентов (55,7 %) заявили о том, что среди знакомых нет людей придерживающихся экстремистских взглядов или состоящих в организациях экстремистского толка. Практически каждый третий респондент (30,1 %) утверждает, что среди его знакомых такие люди есть. На этот же вопрос затруднились ответить 14,2 %.

Анализ мнений респондентов по поводу запрещения государством деятельности экстремистских группировок указал на то, что большинство (58,1 %) респондентов поддерживают эту инициативу.

Чтобы эффективно оценить агитационные возможности организаций экстремистского толка, в анкете для студентов был задан следующий вопрос:

«Знаете ли Вы что-нибудь о сайтах экстремистских организаций?»

  • 1.    Ничего не знаю - 65,9 %.

  • 2.    Слышал - 30,5 %.

  • 3.    Постоянно посещаю сайты подобной направленности - 3,6 %.

В целом же, делая выводы по результатам анализа ответов по данному блоку анкеты, можно говорить о том, что существует неопределенность, размытость представлений респондентов о том, что такое «экстремизм». Такая ситуация, может способствовать порождению самых разнообразных, как частных, так и всеобщих, негативных ассоциаций. Экстремистами респонденты называет тех, кто причислен к таковым общественным мнением. Экстремизм является общим словом для обозначения негативных явлений.

В следующем смысловом блоке анкеты, посвященном изучению толерантных установок, было получено следующее распределение ответов на вопросы анкеты.

«Испытывали ли Вы неприязнь к людям других национальностей?»

  • 1.    Да - 34,3 %.

  • 2.    Нет - 59,5 %.

  • 3.    Затрудняюсь ответить - 6,2 %.

«Испытывали ли Вы неприязнь к людям других вероисповеданий?»

  • 1.    Да - 7,8 %.

  • 2.    Нет - 87,6 %.

  • 3.    Затрудняюсь ответить - 4,6 %.

«Ваше отношение к мигрантам и вынужденным переселенцам в Краснодарского края».

  • 1.    Я сочувствую - 43,1 %.

  • 2.    Я равнодушен - 28,3 %.

  • 3.    Я испытываю неприязнь - 6,4 %.

  • 4.    Затрудняюсь ответить - 22,2 %.

Таким образом, в целом экстремистские настроения в молодежной среде Краснодара незначительны даже в латентной форме, как и влияние немногочисленных мелких экстремистских групп и их лидеров, которые практически неизвестны среднестатистическому студенту. Тем не менее факторы, влияющие на формирование экстремистских установок у молодежи города, существуют, что может приводить к ситуативным вспышкам экстремизма.

Что касается психолого-политической стабильности среди молодежи города Краснодара, то можно сделать вывод, что она находится на довольно высоком уровне и условий для разжигания национальной розни нет. Отдельные случаи эксцессов в межнациональных отношениях носят бытовой характер, и они не более часты, чем аналогичные бытовые столкновения между лицами одной национальности, или одного вероисповедания.

В связи с этим можно высказать следующие рекомендации.

Проведение регулярных полугодовых мониторингов в виде анкетных опросов, для того, чтобы не пропустить возможный всплеск экстремистских настроений.

Проведение панельных исследований. Суть панельного исследования состоит в том, чтобы непрерывно получать в течение некоторого периода времени информацию от каждого из членов панели.

В то же время пропаганда толерантности и критика экстремизма не должны быть массированными, так как могут создать последнему притягательность «запретного плода». Особенно опасно подменять профилактику репрессиями в отношении радикальных молодежных групп, не удовлетворенных социальной действительностью, но не прибегающих к насилию или к призывам к насильственному разрешению противоречий. Это может привести к противоположному результату – переходу на экстремистские позиции и росту симпатии, сочувствия к ним со стороны молодежи.

Ссылки:

Список литературы Психолого-политическая стабильность молодежи - гарант защиты от экстремизма

  • URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_165/
  • Краткий словарь иностранных слов/авт.-сост. Е.А. Гришина. М., 2002.
  • URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17
  • URL: http://youth.minstm.gov.ru/32/816.shtml
Статья научная