Психопрофилактика тревожности у женщин 20-40 лет во время беременности

Автор: Донгак У.Ш.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 1 (53), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты констатирующего и контрольного этапов психологического исследования по профилактике тревожности у беременных женщин. Результаты представлены по личностной и ситуативной тревожности по Шкале тревоги Спилбергера-Ханина (STAI), а также общий уровень тревожности по Шкале проявлений тревоги Тейлор (TMAS). Целью нашей работы является изучение проявления особенностей тревожности у беременных женщин в возрасте 20-40 лет. Данная проблема является актуальной, поскольку этот жизненный период характеризуется психоэмоциональной нестабильностью, которая связана прежде всего с гормональным сдвигом в организме женщины.

Еще

Тревожность, беременность, психологическое исследование, тревожность у беременных женщин

Короткий адрес: https://sciup.org/140288162

IDR: 140288162

Текст научной статьи Психопрофилактика тревожности у женщин 20-40 лет во время беременности

Ни для кого не секрет, что период вынашивания ребёнка занимает особо важную роль в жизни женщины. В этот период под влиянием гормональной перестройки, женщина испытывает различный спектр эмоций, начиная от радости материнства до тревоги и беспокойства за ребёнка.

Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Как показывают данные исследований, посвящённых тревожности и тревожным расстройствам, среди населения примерно 15-20% страдают повышенным уровнем тревожности [2].

Проблема переживания тревоги актуальна для беременных женщин, так как от эмоционального состояния беременной во многом зависит течение беременности и родов, состояние плода и дальнейшее развитие ребёнка. Проблема тревожности беременных женщин является острой, так как этот жизненный период характеризуется эмоциональной нестабильностью, связанной с гормональными изменениями в организме женщины. В связи с этим остается актуальным вопрос о психологической поддержке женщин на период беременности, о психопрофилактических мероприятиях, направленных на снижение у них высокой тревожности.

Беременность может быть рассмотрена как один из периодов, значительно влияющих на жизнь женщины, своеобразный критический момент [3]. О.С. Васильева делает акцент на том, что беременность «является, прежде всего, экзистенциальной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обусловливающей глубокие изменения самосознания, отношения к другим и миру». Многие авторы сходятся в едином мнении, что беременность оказывает определенное влияние на психику женщины. Однако верно и обратное, что психические, особенно эмоциональные состояния, которые испытывает сама беременная, могут оказывать большое влияние как на протекание самой беременности, так и на будущего ребенка [1, с. 221].

Исследование проводилось в октябре 2020 года, были сформированы экспериментальная и контрольная выборки из женщин в возрасте от 20 до 40 лет. В исследовании принимали участие 50 женщин, среди которых 25 беременных (экспериментальная группа) и 25 небеременных (контрольная группа). Базой исследования явилось Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва «Перинатальный центр Республики Тыва». В процессе работы была проведена первичная диагностика (констатирующий эксперимент), затем проводилась программа психопрофилактики на снижение тревожности, рассчитанная на месяц (формирующий эксперимент), в конце исследования была осуществлена повторная диагностика (контрольный эксперимент).

В качестве диагностического инструментария нами использовалась методика: Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (State-Trait Anxiety

Inventory, STAI), разработанная Ч. Д. Спилбергером и адаптированная Ю.Л. Ханиным. Также, помимо Шкалы тревоги Спилбергера-Ханина нами была использована Шкала проявлений тревоги Тейлор (TMAS), которая была адаптирована Немчиновым.

Выявление особенностей проявлений тревожности у женщин происходило путём определения наличного уровня у них различных видов тревожности, выраженности признаков тревожности в поведении. Для получения достоверных объективных результатов о наличии уровня тревожности, выраженности признаков тревожности женщин использовались две диагностических методики. Особенности проявления тревожности беременных женщин соотносились с особенностями проявления тревожности не беременных женщин.

Заключительной ступенью второго этапа являлось определение экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп исследования, в которые было отобрано по 25 беременных и 25 не беременных женщин (всего 50).

В ходе констатирующего эксперимента по Шкале тревоги Спилбергера-Ханина, нами были получены показатели, позволяющие охарактеризовать особенности проявления тревожности женщин. Наглядно результаты исследования представлены на рис. 1 и 2.

Ситуативная тревожность

Рис. 1. Показатели ситуативной тревожности у экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования

Согласно результатам, у беременных женщин преобладают средний и высокий уровни тревожности. 48% испытуемых имеют средний уровень ситуативной тревожности. Высокий уровень в данной выборке составил 44%, и лишь 8% беременных имеют низкий показатель ситуативной тревожности.

Рис. 2. Показатели личностной тревожности у экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования

Схожая ситуация наблюдается и по личностной тревожности. Почти в 2 раза больше беременных женщин испытывают высокий уровень личностной тревожности, в отличие от не беременных сверстниц. Средний уровень тревожности составил 44%. Низкий уровень набрали 4% из всей выборки.

Результаты по Шкале проявлений тревоги Тейлор представлены на рис. 3.

■ Беременные ■ Не беременные

Рис. 3. Показатели тревоги у экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования по методике Тейлор

По шкале Тейлор большая часть беременных имеют высокий уровень тревожности, который составил 64%. Средний уровень тревоги с тенденцией к высокому имеют 28%. Средний уровень тревоги с тенденцией к низкому составил 8%. Низкий показатель тревоги оказался 0%, также как и очень высокий уровень.

Полученные результаты по выявлению особенностей тревожности беременных и небеременных женщин в возрасте 20-40 лет показали, что у подавляющего большинства беременных женщин высокий и средний показатели тревожности, причём по обеим методикам. У не беременных женщин чаще встречается низкий и средний уровни тревожности, в отличие от беременных женщин. Также выяснилось, что у беременных женщин преобладает как ситуативная тревожность, так и личностная в высокой и средней степени.

Поскольку на этапе констатирующего эксперимента у экспериментальной группы наблюдались высокие уровни тревожности, нами была разработана и апробирована программа психологической профилактики, направленная на профилактику и снижение всех видов тревожности беременных женщин.

Цель психологической  программы заключается в снижении личностной и ситуативной тревожности у беременных женщин 20-40 лет.

После апробирования всех занятий психопрофилактической программы был осуществлён контрольный этап исследования, где использовались те же методики, что и на констатирующем этапе.

Результаты по Шкале тревоги Спилбергера-Ханина представлены на рис. 4 и 5.

Ситуативная тревожность

Низкая Средняя Высокая

Рис. 4. Сравнительный анализ ситуативной тревожности у экспериментальной и контрольной групп по Шкале тревоги Спилбергера-Ханина

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что уровень тревожности беременных женщин снизился до уровня не беременных женщин. Так, уровень высокой ситуативной тревожности снизился и составил 8%, средний уровень составил 64%, а низкий показатель повысился до 28%.

Личностная тревожность

Не беременные

Беременные

Низкая Средняя Высокая

Рис. 4. Сравнительный анализ личностной тревожности у экспериментальной и контрольной групп по Шкале тревоги Спилбергера-Ханина

Аналогичный результат наблюдается по личностной тревожности. Так, высокий уровень личностной тревожности снизился до 16%. Средний уровень тревожности составил 68%, низкий уровень составил 16% испытуемых.

Результаты по Шкале проявлений тревоги Тейлор представлены на рис. 6.

Шкала Тейлор

4 2 0

Беременные          Не беременные

Низкий Ср. (низ) Ср. (выс) Высокий Очень высокий

Рис. 6. Сравнительный анализ тревоги у экспериментальной и контрольной групп по Шкале проявлений тревоги Тейлор

По Шкале Тейлор также отмечается положительная динамика. Так, высокий уровень тревоги составил 8% из всей выборки. 20% испытуемых имеют средний уровень тревоги с тенденцией к высокому. По 36% составили средний уровень тревоги с тенденцией к низкому и собственно низкий уровни тревоги.

Исходя из результатов контрольного этапа, было определено, что процедура психопрофилактического воздействия была эффективной и способствовала снижению тревожности у беременных женщин.

Таким образом, специально организованная психопрофилактическая работа, направленная на снижение ситуативной и личностной тревожности у беременных женщин 20-40 лет, продемонстрировала положительное воздействие на тревожность испытуемых. Цель нашего исследования достигнута, задачи решены.

Список литературы Психопрофилактика тревожности у женщин 20-40 лет во время беременности

  • Грибанова Д.Я., Особенности эмоционального состояния беременных на разных сроках / Д.Я. Грибанова, С.С. Никонова // В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в современном обществе Материалы Международной научно-практической конференции. Посвящается 115-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева. Под редакцией Д.Я. Грибановой. 2018. С. 221-226.
  • Депрессия, тревога и нарушения сна среди населения 45-69 лет в России (Сибирь): эпидемиологическое исследование / В. В. Гафаров, И. В. Гагулин, Е. А. Громова [и др.] // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. - 2017. - №;9(4). - С. 31-37.
  • Кедярова Е.А., Характерологические особенности и типы отношения к беременностиу молодых женщин / Е.А. Кедярова, М.С. Рысятова, М.Ю. Уварова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 24. С. 45-57.
Статья научная