Псы бога грома (еще раз о значении каменных собак лэйчжоу, Китай)
Автор: Комиссаров Сергей Александрович, Кудинова Мария Андреевна
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Археология Азии и Африки
Статья в выпуске: 10 т.16, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье представлена краткая характеристика новых данных по уникальному культурному феномену Южного Китая - скульптурам каменных собак, сосредоточенных в основном на п-ове Лэйчжоу (пров. Гуандун). Показана взаимосвязь этих изображений с тотемическими мифами некитайских народов (яо, шэ и др.): о пятицветном псе Паньху, с одной стороны, и Богом грома Лэй-гуном, с другой. Вероятно, в древности оба эти образы были объединены в единую мифологическую систему. Собака мыслилась как ближайший помощник (если не алломорф) Бога грома, считалось, что она может управлять погодой. Поэтому ее каменное изображение использовалось в местных ритуалах по вызыванию дождя. В качестве тотемного предка собака также отвечала за рождение потомства, особенно мужского пола (продолжателей рода). В заключении авторы намечают пути дальнейшего исследования и подчеркивают необходимость использования мультидисциплинарного подхода для изучения такого сложного источника, каковым являются лэйчжоуские каменные статуи.
Мифы южного китая, бог грома, каменные собаки, тотемизм, лэйчжоу
Короткий адрес: https://sciup.org/147219711
IDR: 147219711 | DOI: 10.25205/1818-7919-2017-16-10-25-31
Текст научной статьи Псы бога грома (еще раз о значении каменных собак лэйчжоу, Китай)
Образ собаки играл важную роль в мировоззрении народов Южного Китая с древности и вплоть до этнографической современности. Примером может служить традиция изготовления каменных скульптур собак, распространенная в основном на п-ове Лэйчжоу (пров. Гуандун), а также на территории Гуанси-Чжуанского авт. района, пров. Хайнань и в Северном Вьетнаме. Скопление на сравнительно ограниченном пространстве разнообразных и разновременных фигур из камня привлекало внимание многих исследователей 1. По примерным подсчетам, только в Лэйчжоу насчитывается ок. 10 тыс. статуй 2, что дает возможность применения
* Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (проект № 14-50-00036).
мультидисциплинарного подхода на статистически значимых выборках. Некоторые аспекты такого исследования уже были представлены авторами [Кудинова, 2014; Kudinova, Komissarov, 2017], однако привлечение новых методик и материалов позволяет уточнить и дополнить, казалось бы, хорошо знакомый сюжет.
Его истоки восходят к тотемическим верованиям, о чем свидетельствуют следы почитания собаки у народов мяо, яо, шэ, чжуан, ли [Му Е, 2008. С. 73; Цю Чжэньшэн, 1996. С. 341-354]. Большинство авторов, исследовавших эту тему по данным письменных источников, отмечают преобладание в регионе неханьских народов, которые вели свой род от пятицветного пса Паньху. С эпохи Сун начинается активное проникновение на крайний Юг страны ханьского этноса, который частично выселяет, частично ассимилирует туземцев (прежде всего, в культурном плане). Как отмечал Су Ши в «Записках о Храме Фу-бо», в период с конца Хань до Пяти династий из-за смуты на Центральной равнине множество семей переселилось сюда [в Гуанси], что отчетливо видно на примере одежды, ритуалов и музыки (см.: [Чэнь Чжицзянь, 2011. С. 256]). Именно тогда вместо пищевого табу в местной кухне появляются блюда из собачьего мяса.
Почитание собаки сочеталось с поклонением грому как тотему, что нашло отражение как в облике статуй (их поверхность часто покрыта узором в виде волют, называемым «орнаментом облаков и молнии» 云雷纹 юнь-лэй вэнь ), так и в местном фольклоре. Аборигены убеждены, что само название их местности Лэйчжоу (Область грома) связано с особым отношением к ним Бога грома, непременным помощником которого была каменная собака; на основании этого выделяется особая (лэйская) громовая культура [Чэнь Бо, 2011]. Записанные в регионе легенды указывают на активное участие собаки в появлении на свет божества грома Лэй-гуна (Лэй-цзу). Основа сюжета - рассказ о том, как собака находит яйцо, из которого появляется ребенок; повзрослев, он становится правителем, а затем обожествляется как дух грома [Цзюй Юньхэ, 2011. С. 263–264].
Прототипом героя этих преданий был реальный исторический деятель Чэнь Вэньюй ( ^^5 ), управляющий ( цыши ) округа Лэйчжоу в VI в. Он остался в народной памяти как добродетельный чиновник, а впоследствии был обожествлен и почитался как дух грома под именами Тяньшэнь, Лэйшэнь, Лэй-гун, Лэй-ван, Лэй-цзу [Ульянов, 2003. С. 141–142]. В 642 г. Лэй-цзу был пожалован титул Лэйчжэнь-вана ( 5ЖЖ , «Ван громовых раскатов»), тогда же в его честь построена кумирня, перед входом в которую установлена пара статуй собак из базальта [Лю Лань, Ли Сюнфэй. 2011. С. 376–377]. В древнекитайском языке понятие «удар грома» ( чжэнь ) этимологически связано с понятием «забеременеть», что отражает реликты древних представлений о происхождении первопредков от грома или громовика [Рифтин, 1980. С. 654].
Похожий династийный миф зафиксирован у народа тай в районе Лайтяу (на севере Вьетнама): девятиухая собака нашла яйцо, хозяин-охотник принес его домой, молния разбила яйцо, и из него вышел мальчик, который стал впоследствии местным правителем [Чеснов, 1976. С. 163].
На основе почитания собаки как тотемного предка развилось представление о ней как о божестве плодородия, приносящем сыновей. Обычно просили пожилых людей поднести скульптуре собаки чай и благовония, сжечь перед ней жертвенные деньги и обратиться с молитвой о даровании детей. Через год после рождения ребенка каменную собаку благодарили и просили, чтобы малыш рос здоровым и умным. Для защиты ребенка от злых сил и болезней, каменных собак нарекали его родителями. Во время церемонии даосский монах читал заклинание, а ребенок совершал три земных поклона перед изваянием. Чтобы выразить почтение к собаке и защитить детей, им давали имена Гоу-цзы 狗子 (Собачий сын), Гоу-гэ ^Ж (Брат собаки), Гоуцзай ^ff (Щенок), Гоу-дань ^Ж (Собачье яйцо), Гоу-ва ^^ (Собачья кукла), Гоу-шэн 狗生 (Рожденный собакой), Гоу-бао 狗保 (Вскормленный собакой),

Рис. 1. Каменные собаки в Музее Лэйчжоу. Фото М. А. Кудиновой (ноябрь 2013 г.)
Ни-гоу 昵狗 (Любимая собака) и т. д. 3 Этот обычай известен с древности и распространен до сих пор. Кроме того, раньше в пров. Чжэцзян существовал обычай «сидения в собачьей конуре», связанный с защитой детей от злых сил. Родственники надевали на ребенка старую одежду и клали в собачью будку. С этой же целью в настоящее время на юге Китая малышам надевают особые «щенячьи шапочки» в форме собачьей головы ( 狗仔帽 гоуцзай мао или 狗子 帽 гоуцзы мао ) и «собачьи рубашки» ( 狗弄衫 гоу нун шань , вид безрукавки) [Му Е, 2008. С. 76; Няньлуньдэ…, 2006. С. 95, 99, 125].
В качестве чудесного помощника Бога грома собака могла определять погоду. В центральных районах Китая подателями дождя часто выступали драконы, в Лэйчжоу же часть их функций возлагали на каменных собак 4. Еще в первой половине ХХ в. для борьбы с засухой проводили шествия со статуями собак, призывая дождь. Мальчики в возрасте 8–12 лет, вымазав лицо грязью, носили вокруг деревни кресло, в котором сидела каменная собака, били ее молодым бамбуком и требовали вызвать дождь. Шествие могло продолжаться много часов, пока дождь действительно не начинался [Zhou, 2012]. Подобные церемонии, хотя и с меньшим размахом, проводятся в сельской местности в наши дни. Сначала статуям подносят чай и благовония, перед ними сжигают жертвенные деньги. После этого одну из них водружают на деревянные носилки, с которыми обходят деревенские улицы и поля 5. Во время шествия участники бьют в барабаны и секут розгами изображение собаки, выкрикивая: «Господин Каменная собака, скорее поднимись на небо и попроси о дожде! В полях и садах нет воды, все растения засохли» [Му Е, 2008. С. 76].
Пес Паньху и Бог грома Лэй-гун могут замещать друг друга в космо- и антропогонических мифах, записанных у народов Южного Китая. Так, у народности шэ зафиксировано предание (еще в Средние века попавшее в китайскую литературу) о происхождении людей от брака принцессы и пса. А у проживающих в Гуанси яо записано сказание о том, что люди вновь появились на Земле благодаря браку между братом и сестрой, которых спас от потопа Бог грома, сам, впрочем, этот потоп и устроивший. При всех различиях в этих мифах совпадает основная тема: возрождение человеческого рода через неправедный брак. Она дополняется перекличкой многих важных деталей (тыква-горлянка, которая порождает как минимум одного из супругов; сам Бог грома, его голос, который в первом случае, по сути, благословляет инцестуальный союз, а во втором – дает свое имя одному из вновь рожденных кланов; пятицветная шерсть Панху, возможно, соответствует пяти цветам радуги 6, тесно связанной с громом) [Юань Кэ, 1987. С. 31–33, 39–43, 261].
В статье приведены лишь некоторые из наиболее релевантных интерпретаций уникального «парка каменных скульптур» в Лэйчжоу, посвященного «громовым собакам». Его дальнейшее изучение в контексте этнической истории региона предполагает использование мультидисциплинарного подхода (с привлечением методов зоологии, археологии, этнографии, фольклористики, искусствознания и др.).
Список литературы Псы бога грома (еще раз о значении каменных собак лэйчжоу, Китай)
- Кравцова М. Е. У сэ // Духовная культура Китая: энцикл. М.: Вост. лит., 2007. Т. 2: Мифология. Религия. С. 627-629.
- Кудинова М. А. Ритуально-мифологическая семантика каменных изваяний собак в традиционной культуре юга Китая (на материалах полуострова Лэйчжоу) // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2014. Т. 13, вып. 4: Востоковедение. С. 60-69.
- Рифтин Б. Л. Китайская мифология // Мифы народов мира: энцикл. М.: Сов. энцикл., 1980. Т. 1. С. 652-662.
- Симић Б. Компаративна анализа пословица о животињама у кинеском и српском језику (на примеру пословица о псу) // Модерна Кина и њена традиција. Београд: Филолошки факултет у Београду, 2009. С. 276-295. (на серб. яз.)
- Ульянов М. Ю. Сообщения о культах, магии, магических и мантических практиках в провинции Гуанси в эпоху Южная Сун в труде Чжоу Цюйфэя «Лин вай дай да» («За хребтами. Вместо ответов») // Религиозный мир Китая. М.: Муравей, 2003. С. 137-164.
- Чеснов Я. В. Историческая этнография стран Индокитая. М.: Наука, 1976. 298 с.
- Юань Кэ. Мифы древнего Китая / Пер. с кит.; под ред. Б. Л. Рифтина: Изд-е 2-е., испр. и доп. М.: ГРВЛ, 1987. 527 с.
- Kudinova M. A., Komissarov S. A. Stone Sculptures of Dogs in South China: Origin and Semantics // Second Conference of the European Association for Asian Art and Archaeology: Program and Abstracts / University of Zurich, Switzerland. Zurich, 2017. P. 74.
- Zheng Shanshan. Religion diversity and patrimonialization: A case study of the Nianli Festival in Leizhou Peninsula, China // Approaching Religion. 2017. Vol. 7, no. 1. P. 21-31. Zhou R. Stone dogs of Leizhou Peninsula // China Daily. 22.06.2012. P. 6.
- Лю Лань, Ли Сюнфэй. Лунь лэйчжоу шигоу чунбай бяньи юй миньцзу гэцзюйчжи гуаньси // Лэйчжоу баньдаодэ лэй вэньхуа [刘岚、李雄飞。论雷州石狗崇拜变迁与民族格局之关系 // 雷州半岛的雷文化]. Об изменениях в культе лэйчжоуских каменных собак в связи с этнической картиной // Громовая [лэйская] культура п-ова Лэйчжоу. Пекин: Чжунго вэньши чубаньшэ, 2011. С. 348-354. (на кит. яз.)
- Му Е. Тань Лэйчжоу дицюй шигоу чунбай миньсу [牧野。谈雷州地区石狗崇拜民俗 // 广东史志:视窗]. О народных обычаях, связанных с почитанием каменных собак в районе Лэйчжоу // Гуандун шичжи: шичуан. 2008. № 2. С. 73-77. (на кит. яз.)
- Няньлуньдэ цзии: Цзеду шэнсяо вэньхуа. Сюй гоу [年轮的记忆:解读生肖文化。戌狗 // 舒大丰主编]. Память годовых колец: разъяснение культуры зодиакального цикла. Собака / Гл. ред. Шу Дафэн. Наньчан: Байхуачжоу вэньи чубаньшэ, 2006. 152 с. (на кит. яз.)
- Цзюй Юньхэ. Лэйчжоу шигоу дяокэдэ вэньхуа тэчжи юй цзаосин фанфа // Лэйчжоу баньдаодэ лэй вэньхуа [巨云和。雷州石狗雕刻的文化特质与造型方法 // 雷州半岛的雷文化]. Культурные качества и способы формовки резных скульптур лэйчжоуских каменных собак // Громовая [лэйская] культура п-ова Лэйчжоу. Пекин: Чжунго вэньши чубаньшэ, 2011. С. 261-268. (на кит. яз.)
- Цю Чжэньшэн. Чжуанцзу тутэн као [丘振声。壮族图腾考]. Исследование тотемизма у чжуанов. Наньнин: Гуанси цзяоюй чубаньшэ, 1996. 450 с. (на кит. яз.)
- Чэнь Бо. Лэйчжоу паньдаодэ шигоу дяокэ ишу // Лэйчжоу баньдаодэ лэй вэньхуа [陈波。雷州半岛的石狗雕刻艺术 // 雷州半岛的雷文化]. Искусство резной скульптуры каменных собак п-ова Лэйчжоу // Громовая [лэйская] культура п-ова Лэйчжоу. Пекин: Чжунго вэньши чубаньшэ, 2011. С. 269-273. (на кит. яз.)
- Чэнь Чжицзянь. Лэйчжоу шигоу вэньхуа чутань // Лэйчжоу баньдаодэ лэй вэньхуа [陈志坚。雷州石狗文化初探 // 雷州半岛的雷文化]. Начальная дискуссия о культуре лэйчжоуских каменных собак // Громовая [лэйская] культура п-ова Лэйчжоу. Пекин: Чжунго вэньши чубаньшэ, 2011. С. 252-260. (на кит. яз.)