Птицы севера Прикаспийской низменности: некоторые аспекты состава фауны, редкие и новые элементы

Автор: Завьялов Е.В., Якушев Н.Н., Табачишин В.Г., Мосолова Е.Ю.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 182 т.11, 2002 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140149394

IDR: 140149394

Текст статьи Птицы севера Прикаспийской низменности: некоторые аспекты состава фауны, редкие и новые элементы

Прикаспийская низменность заходит на крайний юго-восток Саратовской обл. Она представляет собой низкую равнину (у г. Новоузенск абс. высота 30-32 м н.у.м), постепенно понижающуюся к югу. Равнина эта слабо расчленена и в недавнем геологическом прошлом представляла собой морское дно. Древними элементами рельефа (первичными неровностями морского дна) здесь являются блюдцеобразные понижения — падины, имеющие 1-2 км в длину и 100-200 м в ширину при глубине 50 см и более, молодыми элементами — микрозападины, образующиеся в ходе выщелачивания солей и просадки грунтов. Почвообразующими породами являются нижнехвалынские глины, что и стало одной из главных причин развития здесь зональной растительности полупустыни. Хвалынские отложения содержат значительное количество солей, вследствие чего происходит засоление почв и широкое распространение солонцов, солончаков и их разновидностей.

В геоботаническом отношении изучаемая территория относится к Большеузенскому району (Тарасов 1968), а в географическом — к Межу-зенскому ландшафтному району полупустынной зоны с общей площадью в пределах области 3783.2 км2, что составляет 3.78% её территории (Лазарева и др. 1996). Растительный покров комплексный. Микроповышения заселены чернополынной ассоциацией, микроплакоры — белополынной, ромаш-никовой, белополынно-сизотипчаковой, ромашниково-сизотипчаковой, а микрозападины — злаковой растительностью; по лиманам распространены острецовые, пырейные и осоковые луга (Тарасов 1977).

Высокая специфичность и разнообразие экологических условий севера Прикаспийской низменности определили богатство фауны птиц этой территории, к изучению формирования и динамики которой издавна было привлечено внимание нескольких поколений орнитологов. В результате этого фаунистические списки региона были пополнены за счёт регистрации на столь незначительном по площади участке целого спектра видов, в целом не свойственных северу Нижнего Поволжья. Уже к середине XX в. здесь в пойме р. Большой Узень отмечены встречи розового пеликана Pelecanus onocrotalus, кваквы Nycticorax nycticorax, малой белой цапли Egretta Рус. орнитол. журн. 2002 Экспресс-выпуск № 182

garzetta, фламинго Phoenicopterus ruber, савки Oxyura leucocephala и др. (Де-вишев 1975). На основе регистрации вблизи пос. Александров Гай лётных молодых птиц И.Б.Волчанецкий (1937) пишет о гнездовании здесь каменного воробья Petronia petronia, в окрестностях этого же посёлка позже отмечается белошапочная овсянка Emberiza leucocephala (Гаврилов и др. 1968). Приблизительно в это же время (1960-е) в агроценозах и степи найдены черноголовая овсянка Emberiza melanocephala и саджа Syrrhaptes paradoxus (Варшавский и др. 1994). В 1977 А.Л.Подольский зарегистрировал одиночного орлана-долгохвоста Haliaeetus leucoryphus на обрыве р. Большой Узень у южной границы Александрово-Гайского р-на (Хрустов и др. 1995) и т.д.

В последующие годы число новых для фауны Саратовской обл. птиц, регистрируемых в пределах Межузенского ландшафтного района, не только не уменьшается, а, напротив, увеличивается. Например, в 1989 появилось указание В.Н.Мосейкина (1992) на вероятное пребывание тонкоклювого кроншнепа Numenius tenuirostris на участке между Александровым Гаем и Казталовкой (на границе с Казахстаном). В литературе есть указания также на встречи пискульки Anser erythropus весной 1994 и 1997 в 15 км от г. Но-воузенска (Пискунов 1996) и на лиманах у с. Варфоломеевка (Пискунов и др. 1998). В последнем местообитании этими же исследователями в мае 1997 зарегистрированы также каравайка Plegadis falcinellus и египетская цапля Bubulcus ibis, что не могло не найти своего отражения при выделении ключевой орнитологической территории “Варфоломеевские лиманы” (Пискунов и др. 2000).

В междуречье Большого и Малого Узеней в 1991-1993 неоднократно отмечались кудрявые пеликаны Pelecanus crispus, в 1981 здесь найдено два гнезда колпицы Platalea leucorodia, а в 1983 на основе наблюдений нелётных молодых птиц зарегистрировано размножение лутка Mergus albellus (Мосейкин 2000). Этот же автор приводит данные о добыче в Александрово-Гайском р-не в 1987 двух молодых савок, встречах в 1998 нескольких стервятников Neophron percnopterus, гнездовании здесь в этом же году 7 пар степных пустельг Falco naumanni, а также пары серых журавлей Grus grus (1995) и пары каспийских зуйков Charadrius asiaticus (1980). Менее значимым в плане достоверности и достаточности представленных материалов кажется сообщение В.Н.Мосейкина (2000) о залётах на север Прикаспийской низменности стерха Grus leucogeranus в 1989, 1996 и 1998, а также мандаринки Aix galericulata в 1990.

Не менее “плодотворными” в плане орнитологических сенсаций и фаунистических открытий оказались последние несколько лет. В частности, на основе наблюдений, проведённых в мае 2000 в окрестностях с. Нива и долине Малого Узеня у хутора Дрямский, список птиц Саратовской обл. пополнился ещё двумя видами — черноголовой Larus melanocephalus и реликтовой L. relictus чайками (Пискунов и др. 2001). Осенью 1997 А.С.Усов (1998) вместе с егерями Областного общества охотников и рыболовов на лиманах севернее с. Варфоломеевка учёл 215 гуменников Anser fabalis, что составило около 15% от общего числа всех зарегистрированных здесь пролётных око-ловодных и водоплавающих птиц.

Статья