Публицистическая деятельность революционерки Серафимы Ивановны Дерябиной в начале XX века и её участие в организации партийной печати большевиков
Автор: Горшенин А.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Исторические науки и археология
Статья в выпуске: 7 (58), 2021 года.
Бесплатный доступ
В публикации рассматривается участие революционерки С.И. Дерябиной в организации партийной печати большевиков, как подпольно в царский период на Урале, так и вполне легально в первые годы после Октябрьской революции в Самаре и Екатеринбурге. Анализируется её участие в становлении региональной партийной журналистики и организации комиссариата печати в Самаре накануне и после Октябрьской революции.
Революционное движение, история, революционерка, самара, екатеринбург, урал, серафима дерябина, партийная печать, газета
Короткий адрес: https://sciup.org/170191006
IDR: 170191006 | DOI: 10.24412/2500-1000-2021-7-162-165
Текст научной статьи Публицистическая деятельность революционерки Серафимы Ивановны Дерябиной в начале XX века и её участие в организации партийной печати большевиков
С.И. Дерябина (1888-1920) – революционерка-подпольщица, после революции 1917 г. – на ответственной партийной и советской работе. Начав свой революционный путь ещё юной девушкой в период обучения в старших классах гимназии Екатеринбурга, она вступает в ряды РСДРП и всю свою жизнь будет активным членом большевистского крыла этой партии. Ареал деятельности С.И. Дерябиной в дореволюционный период довольно широк: Екатеринбург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Тула, Калуга, Москва, Петербург и Самара [1, л. 2]. Чтобы понимать довольно высокое положение в региональных партийных организациях большевиков, которое занимала Серафима Ивановна, необходимо отметить, что в 1913 г. она принимала участие в Поронинском совещании ЦК РСДРП, где была представительницей Уральского комитета [2].
В 1907 г. в Екатеринбурге С.И. Дерябину арестовали. Она была выслана в Вологодскую губернию на несколько лет. По окончании ссылки, Дерябина вернулась в Екатеринбург, где собирает в единый костяк поредевшие от репрессий периода столыпинской реакции ряды партийной организации. И тогда в 1911 г. она впервые попробовала себя в публицистической деятельности. Под литературным псевдонимом «Правдин» Серафима Ивановна печатала свои статьи в местной газете
«Уральский край» [3, с. 170]. Это была леволиберальная газета, в основном выражала интересы партии кадетов, но при этом довольно критично относилась к третьеи-юньской политической системе и осознавала необходимость изменений в аграрной и рабочей сферах [4, с. 367]. Этот опыт позволил ей оттачивать своё публицистическое мастерство так, что её статьи всё-таки публиковали в далеко не самом большевистском издании.
Также она сотрудничала с челябинской газетой «Голос Приуралья», которая неоднократно публиковала материалы Дерябиной.
Полиция и шпики, следившие за каждым шагом, заставили её уехать в Ростов-на-Дону. В 1913 г. Серафима Ивановна вернулась в Екатеринбург, где продолжила свою революционную работу. Увы, газета «Уральский край» уже закрылась к этому времени, но Дерябина смогла направить свой публицистический талант в другое русло. Она устанавливает контакт с редакцией центральной большевистской газеты «Правда», посылая туда свои корреспонденции, а также активно распространяет полученные газеты [5, с. 41].
Но довольно быстро полиция арестовала её и выслала в Челябинск. Здесь она не теряла времени и обучилась типографскому и наборному делу [6, с. 278]. В этом преследовалось две цели: она планировала бежать и жить по чужим документам в качестве типографской работницы, а во-вторых, ей, как уже имеющей дело с публикациями в газетах, было весьма полезно научиться технологии организации печатного дела для партийных нужд.
Осенью 1915 г. Серафима Ивановна приезжает в Самару вместе со своим мужем – большевиком Ф.И. Венцеком. Здесь они начинают подпольную работу по восстановлению разгромленной местной партийной организации.
В конце 1916 г. Дерябина становится фактическим редактором местного журнала «Известия Самарского потребительского общества «Самопомощь» [3, с. 173]. В некоторых номерах данного журнала публиковались и статьи Серафимы Ивановны. Крайне интересна её заметка, опубликованная в номере этого журнала за март 1917 г. Публикация посвящена повествованию о том, как праздновали международный женский день трудящиеся женщины Самары в феврале 1917 г. И хотя вроде бы это обычная новостная заметка, но Дерябиной удалось передать не только фактуру, но и атмосферу, царившую в цирке-театре «Олимп», где прошло это женское собрание работниц. «… Они жадно шли из этой темноты на робкий огонёк «Женского дня», ища ответа на то, что так наболело, ища выхода из того страшного тупика, в который попала страна. С праздничными лицами они напряжённо ждали «нового слова» от докладчицы, читавшей лекцию «Женщина и труд». Желанное слово было сказано, но так робко, неясно, почти намёком… «Закроют собрание, закроют», висело в воздухе… Эти слова стояли в мыслях лекторши, сковывая её язык, передавались лёгким шёпотом среди устроителей и слушателей…» [7, с. 5].
После Февральской революции С.И. Дерябина вошла в Самарский Совет рабочих и солдатских депутатов. Отныне её деятельность носит сугубо открытый и официальный характер. В марте 1917 г. у большевиков Самары появляется свой печатный орган – газета «Приволжская правда». Главным редактором был назначен большевик А.Х. Митрофанов. Но он также был одним из секретарей губкома партии и занимал ещё ряд ответственных должностей. Поэтому фактически обязанности редактора выполняла Серафима Ивановна. Вместе с тем она совмещала в себе и ряд других функций: корректора, хроникёра, нередко и посыльной. Также часто она публиковала редакционные статьи и передовицы [8, с. 58].
Многие публикации С.И. Дерябиной были в газете редакционными, т.е. размещались без подписи. Поэтому большинство заметок Серафимы Ивановны крайне сложно верифицировать. Лишь немногие статьи публиковались с указанием авторства. Это, например, публикации о международном положении. Так, в статье, размещённой в конце апреля 1917 г. ею анализировался рост революционного движения в Германии и влияние этого явления на немецкую армию, в частности на начавшиеся на фронте «братания», в том числе и с русскими солдатами.
Серафима Ивановна, как и всегда, излагает материал не сухо, а очень живо и образно. Приведём небольшой фрагмент из этой статьи: «Революционная буря, разразившаяся в России, докатилась и до Германии, породив могучий размах революционного рабочего движения. Организующим центром его явилась «Независимая германская социал-демократическая рабочая партия», родившаяся из этого революционного движения рабочих масс 8 апреля нового стиля и охватившая сразу более половины организованных рабочих Германии…» [9, с. 2]. Дерябина старается в своих публикациях красной линией проводить большевистскую идею о мировой революции. Данная статья не исключение: «…Чувствуется лишь, как могучая грозная лавина мировой революции, родившаяся в Петрограде, снёсшая корону с венценосного «жандарма Европы» и сорвавшая вековые цепи крепостничества с могучего русского народа, – катится по Европе, потрясая троны буржуазных монархов и срывая оковы с демократии европейских стран» [9, с. 2].
Большой проблемой было то, что у газеты не было своей типографии, она набиралась и печаталась в частной типографии Петрова, где также издавались и периоди- ческие издания оппонентов большевиков. Особенно ситуация обострилась осенью 1917 г. накануне Октябрьской революции. Однажды Дерябина дала материал для набора и ушла в штаб боевой дружины, которой она руководила. Противники большевиков воспользовались этим, сняли весь материал и дали в набор материал меньшевистской газеты «Вечерняя Заря».
Вернувшись в типографию и увидев это, Серафима Ивановна всё же смогла добиться, чтобы один станок и часть наборщиков занимались газетой «Приволжская Правда». Наведя порядок, она ненадолго покинула типографию, но вернувшись, увидела, что оригиналы набора для большевистской газеты валяются на полу. Когда она попыталась заставить заняться работой, ей было оказано активное сопротивление. Тогда Дерябина решила вызвать по телефону боевую дружину рабочих с завода № 42 (будущий завод им. Масленникова), но её не подпустили к телефону. Тогда она достала револьвер и предложила не мешать ей. На что её противник вытащил браунинг и наган, начав угрожать. Благо, через некоторое время прибыли вооружённые рабочие, которых незаметно успел вызвать корректор, и работа была возобновлена [10, с. 3]. Этот эпизод демонстрирует в каких непростых условиях Серафиме Ивановне приходилось заниматься выпуском газеты.
После Октябрьской революции в Самаре создаётся комиссариат по делам печати, и С.И. Дерябина становится одним из первых его комиссаров. Ей вместе с товарищами пришлось проводить в жизнь Декрет о печати, принятый СНК, согласно которому подлежали закрытию все контрреволюционные органы печати, выступавшие против советской власти. Параллельно с этим она вошла в редколлегию ещё одной газеты – «Солдат, рабочий и крестьянин», являвшейся печатным органом Советов.
Редакция обеих газет, которыми занималась Дерябина, размещалась в одной маленькой комнатке, а по соседству находилась контора, экспедиция и типография. Сохранились воспоминания современника Серафимы Ивановны, который встретил её на рабочем месте в этот период: «Большой стол, заваленный рукописями и гранками корректуры: на нём неизменные ножницы и баночка с клеем. И буквально зарывшаяся в эту кипу бумаг худощавая, сутуловатая фигура Дерябиной, пожирающей сквозь очки близорукими глазами рукописи» [11, с. 15].
Серафима Ивановна успевала публиковать свои заметки не только в «Приволжской правде», но и в газете «Солдат, рабочий и крестьянин». Так, в заметке от марта 1918 г. Дерябина выступает с разбором необоснованной критики самарских большевиков, которой их подвергли правые эсеры в своей газете «Земля и воля». Серафима Ивановна в своей статье показывает, что их политические противники умело пользуются трудностями внутренней жизни Советской России для проведения своей манипуляторной агитации [12, с. 2].
В июне 1918 г. для Самары наступил тяжёлый период – город захвачен чехословацкими легионерами и на их штыках была провозглашена власть Комуча. Мужа Дерябиной, Ф.И. Венцека, растерзали прямо в первый день на улице, а после, начались аресты большевиков и сочувствующих. Серафима Ивановна, несмотря на её обострившийся туберкулёз, была посажена в тюрьму, где провела 4 месяца, а после была вывезена в знаменитом «поезде смерти» в Сибирь. Под Иркутском ей удалось бежать, и она вернулась в родной Екатеринбург, где почти сразу же была арестована колчаковскими войсками. И вновь тюрьма на несколько месяцев. Лишь в июле 1919 г., когда Екатеринбург был освобождён Красной армией, Серафима Ивановна вновь оказалась на свободе. Последний период её жизни будет связан с родным городом.
С.И. Дерябина стала членом губкома партии, вела активную деятельность в женотделе местного комитета РКП(б). Проводя работу среди женщин, она осознавала, что очень не хватает печатного рупора, через который девушки и женщины могли бы делиться своими проблемами и получать поддержку, какие-то советы и рекомендации. Она организует на страницах газеты «Уральский рабочий» печать специального приложения «Страничка работ- ницы» именно для этих целей. Почти в каждом номере этого газетного специального приложения были заметки и статьи Дерябиной на актуальные темы [3, с. 176].
Увы, публицистическая деятельность Дерябиной рано прервалась. Туберкулёз лёгких, усугубившийся тюрьмами и поездом смерти, раньше времени свёл молодую большевичку в могилу. В апреле 1920 г. 31-летняя Серафима Ивановна Дерябина скончалась.
Анализ её революционной деятельности показал, что она сумела обрести опыт партийной публицистики и стать не только отличным журналистом, но и хорошим организатором типографского дела, что объясняется её практической вовлечённостью в эту деятельность. Не случайно, С.И. Дерябина была комиссаром печати Самары, а также стояла у истоков первых советских газет.
Список литературы Публицистическая деятельность революционерки Серафимы Ивановны Дерябиной в начале XX века и её участие в организации партийной печати большевиков
- Самарский областной государственный архив социально-политической истории. Ф. 651. Оп. 6. Д. 82.
- Горшенин А.В. Участие революционерки С.И. Дерябиной в Поронинском совещании ЦК РСДРП с партийными работниками в 1913 г. // Кубанские исторические чтения. Краснодар, 2020. С. 62-65.
- Яковлев Н.Н. Серафима Ивановна Дерябина // Борцы революции. Куйбышев, 1956. С. 168-177.
- Пухов Д.Ю. Леволиберальная екатеринбургская газета "Уральский край" (1906-1911 гг.) // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: материалы V региональной научной конференции. Екатеринбург, 2003. С. 366-369.
- Бегиян С.Д. Ленинская "Правда" на Урале. Свердловск, 1960. 96 с.