"Пусть лежит, где нашли": об одном мотиве британской готической новеллистики

Бесплатный доступ

Британская готическая новелла была чутким барометром эпохи. В ее специфической разновидности, т. н. антикварной готике, встречается парадоксальный мотив отказа от музеефикации - во времена повышенного интереса к истории и формирования значительных музейных собраний авторы новелл показывают, как персонажи возвращают на место или уничтожают найденные ими артефакты. Такие находки, согласно логике жанра, представляют собой порталы в прошлое, возвращение которого считается пугающим и нежелательным. В ряде случаев артефакт - это мертвое тело (мумия или скелет), и тогда работает заимствованная поздней готикой фольклорная логика: тело перестает быть исторической ценностью и рассматривается как мертвец, лишенный должного погребения и представляющий опасность для живых, следовательно, его необходимо оставить в покое или уничтожить. Размещение в музейной экспозиции само по себе может выступать как недолжное посмертие - травестия настоящего погребения: стеклянная витрина, публичное пространство музея вместо непотревоженной могилы. Подобные сюжетные ходы не следует воспринимать как прямое отражение взглядов авторов, среди которых были профессиональные историки и антиквары-любители, - это лишь символически проработанные и обыгранные, иной раз в комедийном ключе, витавшие в воздухе идеи. В этом смысле антикварная готика представляет собой интересный материал для изучения истории идей, отношения викторианцев и эдвардианцев к прошлому, ко всему необычному, чужому и непонятному.

Еще

Готическая новелла, антикварная готика, фольклор, музей, артефакт

Короткий адрес: https://sciup.org/147226993

IDR: 147226993   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2019-4-92-98

Список литературы "Пусть лежит, где нашли": об одном мотиве британской готической новеллистики

  • Водолажченко Н. В. Становление и развитие английской готической новеллы в XIX веке // Вестник Новгородского государственного университета. 2014. № 83, ч. 1. С. 60-64.
  • Соловьева Н. А. У истоков английского романтизма. М.: МГУ, 1988. 232 с.
  • Baring-Gould S. A Book of Ghosts. New York: G. P. Putnam's Sons, London: Methuen, 1904. IV, 383 p.
  • Baring-Gould S. Strange Survivals. Some Chapters in the History of Man. London: Methuen & Co., 1892. 287 p.
  • Bennett G. Alas, Poor Ghost! Traditions of Belief in Story and Discourse. Logan: Utah State University Press, 1999. VII, 223 p.
  • Brewster S. Casting an Eye: M. R. James at the Edge of the Frame // Gothic Studies. 2012. Vol. 14(2). P. 40-54.
  • Buchan J. The Runagates Club. London: Hodder and Stoughton Limited, 1928. 331 p.
  • Conan Doyle A. The Great Keinplatz Experiment and other Tales of Twilight and the Unseen. New York: George H. Doran Company, 1925. 254 p.
  • Haverfield R. The Romanization of Roman Britain. Westport, Connecticut: Greenwood Press, 1979. 91 p.
  • Heron E. and H. Flaxman Low, Occult Psychologist. Collected Stories. URL: http://gutenberg.net.au/ebooks06/0605811h.html (дата обращения: 01.10.2019).
  • Hughes W. Historical Dictionary of Gothic Literature. Lanham, Toronto, Plymouth, UK: The Scarecrow Press, 2013. XXIV. 318 p.
  • Hurley K. The Gothic Body. Sexuality, Materialism and Degeneration of the Fin de Siecle. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. XII. 202 p.
  • James M.R. Ghost Stories. London: Penguin Books, 1994. 362 p.
  • Kedra-Kardela A., Kowalczyk A. S. The Gothic Canon: Contexts, Features, Relationships, Perspectives // Expanding the Gothic Canon: Studies in Literature, Film and New Media. Frankfurt am Main: Peter Lang AG, 2014. P. 13-49.
  • Killeen J. The Emergence of Irish Gothic Fiction. History, Origins, Theories. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014. VIII. 240 p.
  • McClelland B. A. Slayers and their Vampires. A Cultural History of Killing the Dead. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2006. XVIII. 260 p.
  • Mighall R. A Geography of Victorian Gothic Fiction. Mapping History's Nightmares. Oxford: Oxford University Press, 1999. XXV. 312 p.
  • Senf C. A. Dracula and The Lair of the White Worm. Bram Stoker's Commentary on the Victorian Science // Gothic Studies. 2000. Vol. 2(2). P. 218-231.
  • Stoker B. The Lair of the White Worm. Ontario: Devoted Publishing, 2016. 78 p.
  • Tylor E. B. Primitive Culture: Researches into the Development of Mythology, Philosophy, Religion, Language, Art, and Custom: in two Volumes. Vol. 1. London: John Murray, Albemarle Street, 1891. 502 p.
  • Youngs T. Beastly Journeys. Travel and Transformation at the fin de siècle. Liverpool: Liverpool University Press, 2013. X. 225 p.
Еще
Статья научная