"Путешествие по Алтайским горам и джунгарской Киргизской степи" (К.Ф. Ледебур, А.А. Бунге, К.А. Мейер): новое прочтение источника

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются результаты критического обзора представленного труда как научного источника XIXв. по религиозным практикам южных алтайцев. Показано, что этот труд ценен материалами этнографического характера, и на него опираются многие современные исследователи. Представлена полемика исследователей по вопросу признания бурханизма локальным вариантом северного буддизма (ламаизма). Показано обращение исследователей к научному источнику за подтверждением факта бытования ламаизма в среде южных алтайцев в начале XIX в. Выявлено, что в работах исследователей имеются проблемы с использованием данных научного источника -недостоверное цитирование текста источника; нарушение правил цитирования; приписывание авторам научного источника ложного утверждения; осознанный ввод читателей в заблуждение. Выяснено, что исследователи не имели прямого доступа к научному источнику, и цитировали данные из вторичного текста. Искажение фактической информации в работах исследователей было вызвано заблуждением либо осознанным намерением подогнать информацию под определенную концепцию. Для устранения искажений в истолковании научного источника и для раскрытия реальных исторических данных о религиозных практиках алтайцев осуществлен анализ содержания научного источника. Выявлено, что практически все описанные формы религиозной жизни алтайцев относились к шаманизму. Установлено, что шаманские практики и шаманские жертвенные сооружения были зафиксированы учеными на всем пути их следования по Алтаю. Сведения о том, что значительная часть алтайского населения в долине реки Чуи во главе с зайсанами придерживалась ламаистского культа, не подтвердились.

Еще

Южные алтайцы, теленгиты, шаманизм, бурханизм, буддизм, ламаизм, алтай

Короткий адрес: https://sciup.org/145146388

IDR: 145146388   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2022.28.0962-0967

Список литературы "Путешествие по Алтайским горам и джунгарской Киргизской степи" (К.Ф. Ледебур, А.А. Бунге, К.А. Мейер): новое прочтение источника

  • Бедюров Б.Я. Мой Алтай - это вся Россия [Электронный ресурс] // Информационное агентство "Банк-факс": сайт. - 9 февраля 2004. - URL: https://www.bankfax.ru/news/22855/(дата обращения 01.10.2022).
  • Клешев В.А. Народная религия алтайцев: вчера, сегодня. - Горно-Алтайск: Высоцкая Г.Г., 2011. - 246 с.
  • Ледебур К.Ф., Бунге А. А., Мейер К. А. Путешествие по Алтайским горам и джунгарской Киргизской степи -Новосибирск: Наука, 1993. - 415 с.
  • Муйтуева В.А. Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев. - Горно-Алтайск: Высоцкая Г.Г., 2004. - 166 с.
  • Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. - 445 с.
  • Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. - Новосибирск: Наука, 1984. - 121 с.
  • Тадыев П.Е. Реакционная сущность шаманизма и бурханизма. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайское кн. изд-во, 1955. - 46 с.
  • Тобоева Е.Н. Учение из глубины веков - Горно-Алтайск: Высоцкая Г.Г., 2014. - 226 с.
  • Ямаева Е. Кайыш курлу кайран калыгым (Кожаным ремнем опоясанный мой родной народ) // Алтайдын Чолмоны. - 1991. - 29 марта. (На алт. яз.).
Статья научная