Пути патристической философии в контексте арианских споров IV в

Автор: Гагинский Алексей Михайлович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 4 (93), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается триадологическая полемика IV в., которая привела к формированию двух теоретических парадигм, характерных для латинской и греческой патристики. Автор показывает, что взгляды Ария и Астерия, а также влиятельной в середине столетия омийской партии побудили Фебадия Агенского, Илария Пиктавийского и других представителей западного богословия постулировать тождество сущности и присущего в Боге. Однако последующее распространение идей Аэция и Евномия привело к тому, что каппадокийцы отвергли указанное тождество и стали настаивать на различии сущности и присущего, переосмыслив понятие Божественной простоты. Особую роль в этом процессе сыграл свт. Афанасий Великий, которого можно назвать невольным посредником при переходе от парадигмы тождества к парадигме различия. Как показывает автор, этот переход не просто отражает перемены в одном из разделов теологии, но выявляет специфику двух теоретических моделей, которые определяют структуру и основные элементы западной схоластики и византийской метафизики.

Еще

Патристика, парадигма тождества, парадигма различия, теология, метафизика, сущность, присущее, арианство

Короткий адрес: https://sciup.org/140250787

IDR: 140250787   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2020_4_109

Список литературы Пути патристической философии в контексте арианских споров IV в

  • Wickham L. R. The "Syntagmation" of Aetius the Anomean // The Journal of Theological Studies. Oxford, 1968. Vol. 19. No. 2. P. 532-569.
  • Asterius von Kappadokien. Die Theologischen Fragmente / Einleitung, kritischer Text, Übersetzung und Kommentar von M. Vinzent. Leiden, 1993.
  • Athanasius. Ad Afros episcopos // Patrologia graeca / Ed. par J. P. Migne. T. 26. Col. 1029-1048.
  • Athanasius Werke / Hrsg. K. Savvidis. Berlin, 2010. Vol. I.1. S. 449-600.
  • Athanasius Werke / Metzler K. Berlin, 1998-2000. Vol. I.1. S. 109-381.
  • Athanasius Werke / H.-G. Opitz. Berlin; Leipzig, 1940. Vol. II.1. S. 1-45.
  • Athanasius Werke / Hrsg. H. G. Opitz. Berlin, 1940. Vol. 2.1. S. 231-278.
  • Athanasius Werke / Hrsg. H. G. Opitz. Berlin, 1940. Vol. 2.1. S. 181-182.
  • Basile de Césarée. Contre Eunome I-III // Sources chrétiennes. 299, 305 / Ed. par B. Sesboüé. Paris, 1982-1983.
  • St. Basile. Lettres: in 3 vol. / Ed. par Y. Courtonne. Paris, 1957.
  • Epiphanius. Ancoratus und Panarion / Hrsg. K. Holl. Leipzig, 1915-1933. Bd. 1-3. (Die griechischen christlichen Schriftsteller 25, 31, 37).
  • Eunomius. The Extant Works: Text and Translation / Ed. by R. P. Vaggione. Oxford: Clarendon press, 1987.
  • Athanasius Werke / Hrsg. H. G. Opitz. Berlin, 1940. Vol. 2. S. 128-131.
  • Patrologia graeca / Ed. par J. P. Migne. T. 46. Col. 553-576.
  • Patrologia Latina / Ed. par J. P. Migne. T. 10. Col. 25-472.
  • Platonis opera / Ed. by J. Burnet. Oxford, 1900-1907. In 5 vols.
  • Patrologia Latina / Ed. par J. P. Migne. T. 20. Col. 13-30.
  • Socrates' ecclesiastical history / Ed. by W. Bright. Oxford: Clarendon Press, 1893. P. 1-330.
  • Patrologia graeca / Ed. par J. P. Migne. T. 83. Col. 336-556.
  • Theodoret. Kirchengeschichte / Hrsg. L. Parmentier, F. Scheidweiler. Berlin, 1954.
  • Бирюков Д. С. Рационализм и его пределы в арианском учении // Схолэ: Философское антиковедение и классическая традиция. Новосибирск, 2008. Т. 2. Вып. 2. С. 213-226.
  • Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира. М., 2012. 384 с.
  • Захаров Г. Е. Иллирийские церкви в эпоху арианских споров (IV - начало V в.). М., 2012. 377 с.
  • Захаров Г. Е. Послания Герминия Сирмийского: текст и историко-богословский комментарий // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Право- славной Церкви. М., 2012. Вып. 1 (44). С. 111-120.
  • Захаров Г. Е. Церковные течения эпохи арианских споров: проблемы типологизации // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2017. Вып. 77. С. 11-22.
  • Попов И. В. Святой Иларий, епископ Пиктавийский // Попов И. В. Труды по патрологии: Святые отцы II-IV вв. Сергиев Посад, 2004. Т. 1. 744 с.
  • Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина // Попов И. В. Труды по патрологии. Сергиев Посад, 2005. Т. 2. 776 с.
  • Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014. 785 с.
  • Фокин А. Р. Доктрина Божественной простоты: исторические формы и современные дискуссии // Труды кафедры богословия СПбДА. 2018. № 1 (2). С. 60-96.
  • Фокин А. Р. "Intellegentia simplicitatis": доктрина Божественной простоты у Мария Викторина, ее философские источники и богословское значение // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. Москва, 2018. Вып. 78. С. 28-46.
  • Anatolios K. Athanasius. The Coherence of His Thought. London, 2005. 257 p.
  • Ayres L. Nicaea and Its Legacy: An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology. Oxford University Press, 2004. 475 p.
  • Ayres L. Athanasius' Initial Defense of the Term homoousios: Rereading the De Decretis // Journal of Early Christian Studies. Baltimore, 2004. Vol. 12. No. 3. P. 337-359.
  • Barnes M. R. The Arians of Book V, and the Genre of De Trinitate // The Journal of Theological Studies. Oxford, 1993. Vol. 44. No. 1. P. 185-195.
  • Barnes M. R. Power of God. Δύναμις in Gregory of Nyssa's Trinitarian Theology. Washington, 2001. 352 p.
  • Boularand E. L'hérésie d'Arius et la "foi" de Nicée. Paris, 1972. 462 p.
  • Cary Ph. Augustine's Invention of the Inner Self: The Legacy of a Christian Platonist. Oxford, 2000. 240 p.
  • DelCogliano M. Basil of Caesarea's Anti-Eunomian Theory of Names: Christian Theology and Late-Antique Philosophy in the Fourth Century Trinitarian Controversy. Leiden; Boston, 2010. 300 p.
  • Gwynn D. M. The Eusebians: The Polemic of Athanasius of Alexandria and the Construction of the ‘Arian Controversy'. Oxford University Press, 2007. 294 p.
  • Heil U. The Homoians // Arianism: Roman Heresy and Barbarian Creed / Ed. by G. M. Berndt, R. Steinacher. Farnham, 2014. P. 85-116.
  • Kopecek Th. A History of Neo-Arianism. Philadelphia, 1979. Vol. 1. 553 p.
  • Larchet J.-C. La théologie des énergies divines. Des origines à saint Jean Damascène. Paris, 2010. 479 p.
  • Radde-Gallwitz A. Basil of Caesarea, Gregory of Nyssa, and the Transformation of Divine Simplicity. Oxford University Press, 2009. 272 p.
  • Toom T. Hilary of Poitiers' De Triniate and the Name(s) of God // Vigiliae Christianae. 2010. Vol. 64/5. P. 456-479.
  • Weedman M. The Trinitarian Theology of Hilary of Poitiers. Leiden, 2007. 236 p.
  • Williams D. H. Another Exception to Later Fourth-Century "Arian" Typologies: The Case of Germinius of Sirmium // Journal of Early Christian Studies. Baltimore, 1996. No. 4. P. 335-357.
Еще
Статья научная