Пути типизации земель на примере Красноярского геоморфологического округа

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены вопросы районирования Средней Сибири на примере Красноярского геоморфологического округа. Показана его актуальность как в свете глобальных проблем экологии, так и в решении задач типизации земель и разработки адаптивно-ландшафтных систем земледелья.

Адаптивно-ландшафтное земледелие, типизация земли, геоморфологический округ, природное районирование

Короткий адрес: https://sciup.org/14083738

IDR: 14083738

Текст научной статьи Пути типизации земель на примере Красноярского геоморфологического округа

Итоги международных конференций по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г. показали крайне кризисное состояние взаимоотношений между цивилизацией и природной средой. Сейчас в мире, как никогда, стоит вопрос собственно жизни людей на планете, для решения которого необходимы наиболее рациональные подходы к воздействию на природную среду, где основным инструментом в этом становится адаптивно-ландшафтное планирование. Повышение конкурентоспособности и устойчивости агропроизводства в условиях рыночной экономики непосредственно связано с формированием новой агротехнической политики, основанной на эколого-ландшафтной организации территории, специализации земель, адаптации культур и сортов к природным и антропогенным ресурсам. Именно агротехнологии как интегрированные системы возделывания сельскохозяйственных культур должны стать фундаментом адаптивно-ландшафтных систем земледелия применительно к различным агроэкологическим условиям.

Во второй половине ХХ века рост производства сельскохозяйственной продукции в России решался в основном за счет расширения площади пашни. При этом внедрение различных систем земледелия (зернопаровой, травопольной, пропашной, зональной, интенсивной) не всегда и не везде было обосновано результатами научных исследований, а часто проводилось административными мерами. Высокая консервативность существующих систем земледелия сопровождается высокой затратностью, деградацией почв и слабой устойчивостью земледелия. Однако ни одна из этих систем не решила в полной мере продовольственную проблему страны. Основной причиной такого положения, кроме администрирования, является слабый учет затрат и экологических условий территорий и прямоугольная нарезка полей независимо от характера рельефа [3, 5].

Положение дел в земледелии обострилось в начале XXI века в связи с многообразием форм собственности, переходом к рыночной экономике, вынужденным сокращением площади пашни, нарушением севооборотов, минимализацией использования органических и минеральных удобрений. Многие хозяйства перешли на двуполку – пар-пшеница – или, в лучшем случае, трёхполку. Эти нововведения даже повысили уровень урожайности с гектара посевной площади, но при этом производство валовой сельскохозяйственной продукции с гектара пашни существенно снизилось.

Переход к новым системам земледелия и технологиям неизбежен, особенно с вступлением России в ВТО. Поэтому технологии должны быть конкурентоспособными на мировом рынке, а для этого нужно создать условия, обеспечивающие сохранение и воспроизводство плодородия почв и экономическую эффективность производства.

Новый этап развития почвоведения и земледелия базируется как раз на эколого-ландшафтном подходе, что подразумевает достаточно гармоничное включение землеустройства и земледелия в природную систему. Это положение диктуется экономией затраты труда и средств производства, а также сохранением и воспроизводством плодородия почв [2, 4].

Отделением земледелия Россельхозакадемии положительно воспринята парадигма ландшафтного планирования, согласно которой необходимо конструировать экологически и экономически сбалансированные высокопродуктивные и устойчивые агроландшафты и проектировать агротехнологии, максимально адаптированные к местным условиям [1].

Конструирование агроландшафтов подразумевает создание специальных тематических карт (функциональное зонирование аграрных территорий) для применения подсистем земледелия и кормопроизводства – почвообработки, севооборотов, удобрений, средств защиты растений, машин, орудий и уборки урожая. Таким образом, конструирование предусматривает организацию системы земель для агропроизводства и управление продукционным процессом.

Под проектированием понимается выделение на сельскохозяйственной территории по аэрокосмическим снимкам, топографическим, геологическим и почвенным картам участков с различным потенциалом плодородия и разными возможностями их использования, т.е. выделение разных типов земель, для каждого из которых разрабатывается оригинальная система земледелия [1, 9]. Важнейшие принципы проектирования агротехнологий включают:

  •    адаптивность к агроэкологическим типам земель;

  •    выбор оригинального оптимально-правильного агротехнического решения с учетом погодных условий и производственных ситуаций;

  •    формирование пакетов агротехнологий;

  •    управление продуктивными процессами в течение всей вегетации.

Такое природное агроэкологическое (природное) районирование позволяет определить специализацию земель агроландшафтов по их плодородию и рекомендовать экономически выгодную специализацию агропроизводства для геоморфологического округа [4, 5].

Подходы к разработке и внедрению адаптивно-ландшафтных систем земледелия в разных регионах имеют свои особенности и различия в зависимости от экологических особенностей того или иного субъекта России, но в то же время все они базируются на основе районирования территорий, от мелкомасштабного до крупномасштабного, и типизации различных массивов.

Эти работы должны быть основаны на материалах природного районирования территорий. В условиях Красноярского края имеются результаты мелко-, средне- и крупномасштабных работ районирования, но типизация различных земельных массивов не проводилась. Было проведено среднемасштабное природное районирование земледельческой части края (1:500000) с выделением природных (геоморфологических) округов, зон, подзон [7, 10]. Но более дробное районирование, которое необходимо для разработки адаптивно-ландшафтных систем земледелия, проведено только по одному хозяйству [8].

Для совершенствования сельскохозяйственного производства необходимы более дробное районирование и оценка каждого участка земли. Только на этой основе можно разработать адаптивно-ландшафтную систему земледелия. Данную задачу в настоящее время мы решаем для одного такого природного округа – Красноярского. В нашем сообщении освещается первый этап решения этой сложной проблемы.

Для её решения необходимо наличие топографической, геологической и почвенных карт, а также плана землеустройства хозяйства в масштабах 1:200 000 – 1:25000, данных по характеру климата, растительности и других экологических факторов, результатов хозяйственной деятельности и основных агротехнических показателей за последние годы.

По картографическим материалам и результатам визуальных наблюдений (объезд территории) намечаются почвенно-геоморфологические профили для дополнительных исследований структуры почвенного покрова. На этих полях открываются почвенные разрезы полного профиля на разных элементах мезо- и микрорельефа, уточняются почвенные контуры, выделенные на почвенной карте, отбираются и анализируются почвенные образцы.

При полевых исследованиях предварительно намечаются границы рабочих участков, которые окончательно определяются в камеральных условиях с учетом рельефа, крутизны склонов, плодородия почв, наличия дорог и других местных предметов. Рассчитываются площади каждого рабочего участка.

Бонитировка почв проводится по экспериментально обоснованной методике, позволяющей оценить каждый участок земли [6]. При этом однотипные рабочие участки, расположенные вблизи друг друга, с близкими свойствами почв и одинаковыми условиями залегания по рельефу, равнозначными негативными свойствами и процессами, объединяются в группы рабочих участков (типы земель), для каждого из которых разрабатывается своеобразный комплекс агротехнических мероприятий, своя система земледелия для успешного ведения сельскохозяйственного производства.

На основе перечисленных работ составляется схема размещения рабочих участков с указанием номеров и группы рабочих участков. Эти материалы являются основой для нарезки полей, ландшафтного землеустройства и разработки адаптивных систем земледелия для каждой группы рабочих участков.

Красноярский геоморфологический округ является одним из шести сельскохозяйственных геоморфологических округов Красноярского края и представляет собой холмисто-увалистую, местами денудационноаккумулятивную равнину с большим количеством склонов разной крутизны и экспозиции. Наибольшие высотные отметки (более 400 м) преобладают в южной и западной частях равнины. Здесь возможности земледелия ограничиваются только глубокими межувальными понижениями и имеющими место крутыми склонами [7, 10].

Среди материнских пород преобладают желто-бурые облессованные карбонатные тяжёлые суглинки и глины, относительно широко распространены маломощные бурые и коричнево-бурые слитные глины с включениями гальки на поверхности дочетвертичного пениплена. В предгорных частях округа на покатых и крутых склонах холмов материнскими породами являются красноцветные элювиально-делювиальные щебнистые суглинки и глины. В долинах рек на средних террасах залегают лессовидные делювиальноаллювиальные суглинки на песчано-галечниковых аллювиальных отложениях. На низких террасах и в поймах материнские породы представлены аллювиальными отложениями разного гранулометрического состава, вплоть до тяжёлых суглинков на песчано-галечниковых породах.

В Красноярском геоморфологическом округе по характеру рельефа, почвенного покрова, растительности и водотоков выделены две зоны – подтайга и лесостепь. В последней три подзоны – южная, типичная и северная лесостепи. На территории округа нами выделено 18 ландшафтов, в том числе в зоне подтайги – 4 ландшафта, в северной лесостепи – 5, в типичной лесостепи – 6, в южной – 3 (табл.).

Природное районирование ландшафтов Красноярского геоморфологического округа

Зона

Подзона

Номер п/п

Номер п/п внутри подзоны (по карте)

Ландшафт

Описание

Географическое местоположение

1

2

3

4

5

6

Подтайга

Не имеется

1

1

Южная горно-холмистая равнина

От п. Памяти 13 Борцов на западе до п. Вознесенское на востоке

2

2

Западная слабоволнистая равнина

От п. Памяти 13 Борцов на юге до п. Верхняя Казанка на севере

3

3

Северная слабоволнистая равнина

От п. Верхняя Казанка на западе до п. Язевка и п. Куратово на востоке

4

4

Восточная холмистоувалистая равнина

От п. Муратово на севере до о. Вавалихин на р. Енисей на юге

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Лесостепь

Северная лесостепь

5

1

Западная низкая и высокая увалистая равнина

От п. Минино на юге до п. Гаревое на севере

6

2

Северная низкая и высокая увалистая равнина

Южная граница: от п. Го-ревое на западе до п. Ма-ло-Нахвальское на востоке.

Западная граница: от п. Горевое на юге до п. Верхне-Казанка на севере. Северная граница: по реке Бобровка до п. Заплывная; Восточная граница: от п. Заплывная через п. Большая Мурта до п. Мало-Нахвальское

7

3

Северо-восточная слабоволнистая равнина

От п. Большая Мурта на юге до п. Таловка на севере.

Западная граница : от п. Большой Мурты, через Российку, Минск на п. Муратово

8

4

Восточная слабоволнистая приенисейская равнина

Между п. Комарово на севере     и     Мало-

Нахвальское на юге

9

5

Восточное низкогорье

Окрестности п. Атаманово

Типичная лесостепь

10

1

Южная     холмисто

увалистая равнина

От жд. ст. Минино на западе до п. Березовка на востоке

11

2

Западная волнистая равнина

От жд. ст. Минино на юге до п. Никольское на севере

12

3

Северная увалистая равнина

От п. Никольское на западе до п. Высотино на востоке; от п. Шила на севере до окрестностей п. Красный Пахарь на юге

13

4

Северная высокоувалистая равнина

Имеет форму треугольника, углами: п. Атаманово на юге, п. Высотино на западе и п. Кегур на севере

14

5

Восточная выровненная Приенисейская долина

От п. Павловщина на севере до п. Атаманово на юге и занимает пойму реки Енисей

15

6

Юго-восточная   часть

Приенисейской долины

От п. Шувера на северо-востоке до п. Березовка на юго-западе

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

Южная лесостепь

16

1

Западная увалистая равнина

От п. Еловая на западе до п. Солнечный (примыкающий к г. Красноярск) на востоке, от п. Мужичкино на севере до п. Минино на юге

17

2

Восточная     холми

стоувалистая равнина

От п. Солнечный на западе до п. Серебряково на востоке, юго-западной частью примыкает к г. Красноярск, далее на северо-восток границей идет р. Енисей, за исключением петли окрестностей п. Коркино и п. Ермолаево

18

3

Южная Приенисейская долина

В полпетли поймы р. Енисей, между п. Коркино на западе и до п. Ермолаево на северо-востоке

В дальнейшем на крупномасштабных картах будут выделены в пределах каждого ландшафта местности, урочища, подурочища и фации (рабочие участки) как основа типизации земель и разработки систем адаптивно-ландшафтного земледелия.

Таким образом, на основе среднемасштабных материалов (космоснимки, топокарты – М.: 200 000) закончился проводимый нами первый этап природного районирования Красноярского геоморфологического округа. В пределах выделенных зон и подзон выделены ландшафты. Начался второй этап природного районирования округа – крупномасштабного (М.: 100 000), в котором в пределах ландшафтов в настоящее время выделяются местности и урочища. В заключение на третьем этапе на примере выбранного хозяйства будут выделены подурочища и фации, которые объединятся в типы земель в пределах выбранного хозяйства. На этом основании по картам лесостепи других регионов можно будет определить тип земель этих регионов как основу для разработки адаптивных систем земледелия и экологической целесообразности их использования.

Статья научная