Работа Г.П. Данилевского по изданию газеты "Правительственный вестник" (1869-1881 гг.)

Автор: Апон Марина Евгеньевна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Отечественный опыт

Статья в выпуске: 2, 2011 года.

Бесплатный доступ

В статье показана роль русских писателей-чиновников в развитии официальной печати во второй половине ХIХ в. Автор подробно рассматривает литературную и издательскую деятельность Г.П. Данилевского в газете «Правительственный вестник».

Официальная печать, газета "правительственный вестник", чиновник-литератор

Короткий адрес: https://sciup.org/170165716

IDR: 170165716

Текст научной статьи Работа Г.П. Данилевского по изданию газеты "Правительственный вестник" (1869-1881 гг.)

Г

осударственная политика в Российской империи во второй половине XIX в. включала тщательный отбор кадров для идеологических служб государства, в т.ч. для работы в органах пра- вительственной официальной печати. История деятельности такого официоза, как газета «Правительственный вестник», показательна как с точки зрения технологии подбора кадров сотрудников1, так и с позиций эффективности деятельности привлеченного персонала.

Одной из ярких и значительных фигур в истории расцвета и популярности газеты «Правительственный вестник» стал известный литератор Г.П. Данилевский2.

Писатель Григорий Петрович Данилевский пришел в газету «Правительственный вестник» с первых дней ее организации и не покидал до самой смерти. Двадцать один год работал он в правительственной газете и почти десять из них был ее главным редактором.

Г.П. Данилевский – человек-труженик, «обыкновенный талант», журналист, очеркист, публицист, общественный деятель, живший и творивший в один из самых интереснейших и сложнейших периодов русской истории и запечатлевший важные черты эпохи в своих самобытных художественных произведениях. Его литературная судьба, практика журналиста, нравственный облик многое проясняют в истории газеты «Правительственный вестник», в понимании той роли, которую играли русские писатели-чиновники в развитии официальной печати во второй половине ХIХ в.

В студенческие годы, совпавшие с нарастанием и разгулом николаевской реакции, произошло событие, омрачившее безоблачную петербургскую жизнь Данилевского. 22 апреля 1849 г. его арестовали по делу петрашевцев и заключили в Петропавловскую крепость, где он находился более 2 месяцев3. Освободили Г.П. Данилевского 10 июня за недостаточностью улик.

АПОН

Марина

Запись в деле канцелярии петербургского обер-полицмейстера (по описи 1866 г. № 69) свидетельствует: «Данилевский Григорий. Студент Петербургского Университета в царствование Императора Николая Па вловича был ошибочно посажен в крепость»4.

Конечно, можно предположить, что Г.П. Данилевский был арестован вместо автора работы «Россия и Европа» и что на выяснение этого недоразумения понадобилось более двух месяцев. Однако же Н.Я. Данилевский также был арестован! А если считать, что Г.П. Данилевский оказался в Петропавловской крепости не случайно, то в каких отношениях он был с петрашевцами? Е.В. Свиясов, упрекая Данилевского в аполитичности авторской позиции в 1850-е гг., пишет, что «после едва наметившегося контакта с петрашевцами, напуганный арестом и заключением в Петропавловскую крепость, он потерял какую-либо связь со средой передовых людей общества»1. Однако письма Данилевского не дают ни малейших намеков на то, что он увлекался вольнолюбивыми учениями или теориями, читал запрещенные книги или водил знакомство с петрашевцами2. Напротив, они свидетельствуют, что Григорий Петрович был «очень осторожным и благоразумным студентом, увлекающимся наукою и литературою, а в частности поэзией»3. Сам же писатель не любил вспоминать и рассказывать об аресте не только чужим, но и своим близким4.

Арест не повлиял ни на окончание университета, ни на будущую судьбу Григория Петровича. По окончании курса университета в 1850 г. он поступил на службу в министерство народного просвещения, где прослужил около семи лет. Творческая индивидуальность Данилевского как журналиста в полной мере проявляется вначале 1850-х гг., когда он становится активным сотрудником столичных газет и журналов. Начав свой путь журналиста на университетской скамье, впоследствии он активно сотрудничал с различными изданиями: его публикуют в «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомостях», «Библиотеке для чтения», «Журнале министерства народного просвещения» и др.

В конце 1853 г. выходит первое крупное прозаическое произведение Данилевского – сборник рассказов и повестей «Слобожане», названный крити- кой «лучшим из того, что когда-либо писал Данилевский»5.

Бурная литературная деятельность не мешала Григорию Петровичу добросовестно выполнять свои должностные обязанности в министерстве народного просвещения. И наоборот, должность чиновника особых поручений помогала творчеству молодого писателя. По долгу службы ему часто приходилось выезжать в длительные командировки, наблюдать жизнь и нравы различных людей, что позволяло ему черпать богатый материал для литературного творчества. Так, летом 1854–1855 гг. его посылают в командировки в Курскую, Харьковскую и Полтавскую губернии. Результаты этих командировок частью были изложены им в статьях, напечатанных в «Журнале министерства народного просвещения»: «Частные и общественные собрания старинных актов и исторических документов в Харьковской губернии» и «Полтавская старина в отношении ко времени Петра Великого»6. Весной–осенью 1856 г. от морского министерства он вместе с другими писателями посетил Украину, где записал слова и мелодии 80 украинских песен. Здесь необходимо отметить, что, выступив первым переводчиком украинских сказок7, Данилевский на протяжении всей своей жизни активно пропагандировал украинскую культуру и литературу, тем самым укрепляя и развивая русско-украинские культурные связи. И в этом его роль огромна.

Любовь к литературе, ее «зовущая, упоительная сила» заставляет Данилевского оставить государственную службу, светский Петербург и написать в письме к матери такие слова: «Литератор выше всякого чиновника, литератор тот же честный чиновник великого Божьего государства, но его поприще выше всякого другого»8.

Итак, чиновник-литератор выбрал литературу. В поисках своей музы, своего писательского «я» он отправляется на родину в провинцию. Данилевский считал, что в голосе настоящего литератора должен слышаться голос народа, голос Отечества, что истинным материалом для писателя является лишь пережитое и передуман- ное, что «необходимо изучение людей, сердец, страстей и помыслов современ-ности»1. С выходом Г.П. Данилевского в отставку в 1857 г. заканчивается начальный этап его творчества, который в письме к А.В. Дружинину от 22 ноября 1862 г. сам писатель охарактеризовал следующим образом: «Тут следует темная сторона: всякие литературные промахи, жалкие повес-тцы, писанные по памяти о крае, виденном в детстве, гадкие шатания по гадким литературным кружкам, продажа свежести и молодости в фельетонишках»2.

Его пребывание в Харьковской губернии продлилось целых двенадцать лет, но это был очень важный для него период – период расцвета его писательского таланта, пора создания лучших бытовых романов, составляющих известную трилогию – эпопею из быта Новороссии. Три бытовых романа, написанных им за время пребывания на родине, – «Беглые в Новороссии» (1862), «Воля» (1863) и «Новые места» (1867), в которых Данилевский отразил события, характерные для провинциальной России того времени, выявили в нем настоящего художника-реалиста.

В начале 1869 г. он вернулся в Петербург и поступил на службу в министерство внутренних дел. В приказе по министерству от 4 февраля 1869 г. значилось: «…отставной надворный советник Данилевский определяется на службу чиновником особых поручений VI класса при министерстве внутренних дел, сверх штата, прежним чином коллежского асессора, с 25-го ян-варя»3. Одновременно с приказом он был командирован в распоряжение главного редактора правительственной газеты4. Так началась его работа в этом издании, которая продолжалась 21 год. В газету пришел уже не литературный поденщик, а писатель, нашедший в себе силы преодолеть эпигонский характер своих ранних произведений, обратиться к наиболее жгучим темам, волновавшим русское общество в середине XIX в., поставить вопросы, связанные с освобождением крестьян от крепостной зависимости. Выполняя в течение одиннадцати месяцев обязан ности, кото рые по установленным для

«Правительственного вестника» правилам возлагались на помощника главного редактора, Данилевский сразу же стал одним из основных сотрудников газеты. Его способности и усердие по достоинству были оценены главным редактором В.В. Григорьевым и министром внутренних дел А.Е. Тимашевым. В январе 1870 г. Григорьев написал Тимашеву докладную записку, в которой, в частности, говорилось: «По поручению моему он [Г.П. Данилевский. – А.М.] устроил и вел почти все те личные сношения редакции с представителями различных министерств и главных высших ведомств, посредством которых ныне организовалась и почти обеспечена для редакции непрерывная доставка официальных сведений по отделу “Сообщений” – как о более любопытных работах министерских департаментов и отделений, так и о занятиях различных проектных комиссий и комитетов. Сверх того, по моим указаниям он исполнил, на основании официальных материалов некоторых ведомств, несколько самостоятельных работ, обративших на себя внимание периодической печати, а с конца июня до конца июля исправлял должность редактора официального отдела с ночной работою»5. Далее В.В. Григорьев просил министра назначить Данилевского на должность помощника главного редактора. Он был помощником у В.В. Григорьева, у П.И. Капниста, у С.П. Сушкова и только с августа 1881 г. сам возглавил газету. Наряду с организацией двухсторонней связи газеты и правительства, помощник главного редактора, согласно положению редакции «Правительственного вестника», был обязан «в случае болезни и отсут-ствия»6 главного редактора заступать на его место. Исполнять обязанности главного редактора Данилевскому приходилось весьма часто, особенно при не отличавшихся богатырским здоровьем Григорьеве и Капнисте7. Так, например, случилось и в июле 1871 г., когда начался судебный процесс над нечаевцами. Предыстория этого дела, получившего название нечаевского, общеизвестна8. Нечаевское дело было предметом оживленной дискуссии в печа- ти. Начиная с января 1870 г., в газетах систематически публиковались сообщения, корреспонденции, заметки о Нечаеве, его сообщниках, об обстоятельствах убийства Ивана Иванова. Это был первый гласный политический процесс, привлекший к себе пристальное общественное внимание в России и за границей. В освещении первого политического процесса ведущая роль отводилась официальной правительственной газете. Материалы процесса (в т.ч. программные документы, прокламации и др. материалы Нечаева, речи адвокатов и т.п.) широко публиковались в газете «Правительственный вестник», которую в то время редактировал Г.П. Данилевский. Об этом свидетельствуют его многочисленные записки в Главное управление по делам печати, где он сообщает о мерах, принимаемых редакцией для исправного помещения отчетов о политическом процессе Санкт-Петербургской судебной па-латы1.

С марта 1872 г., после окончательной реорганизации редакции «Правительственного вестника», помимо выполнения обязанностей помощника главного редактора, он начал вести правительственный отдел газеты.

В августе 1881 г. Данилевский, который за время работы в «Правительственном вестнике» проявил себя исключительно разносторонним журналистом, становится его главным редактором. С этого момента он – не только активнейший сотрудник и руководитель газеты, но и в какой-то мере идейный вдохновитель, определяющий ее направление. Он стремится расширить содержание ее отдела внутренних известий, старается придать официальной газете литературный характер. При нем в газете заметно усилился интерес к провинциальной жизни, особенно южнорусской. В ней помещались сообщения о различных научных достижениях в России и за границей, а также фельетоны по разным отраслям знаний, литературе и искусству, главным образом по театру и живописи. В 1882 г. Григорий Петрович становится членом совета Главного управления по делам печати с оставлением в должности главного редактора «Правительственного вестника»2. Новое назначение было про- диктовано необходимостью ближе знакомиться с планами правительства по различным вопросам общественной жизни, а также чтобы облегчить главному редактору официальной газеты постоянное личное общение с представителями высших государственных учреждений при опубликовании различных правительственных материалов.

Отражая, в целом, правительственные взгляды на внутреннюю и внешнюю политику, вместе с тем газета «Правительственный вестник» при главном редакторе Данилевском нередко помещает «заметки, статьи и рецензии, превозносит книги, которые с правительственной точки зрения вряд ли этого заслу-живают»3. Так, например, Данилевский опубликовал в газете две свои статьи о Л.Н. Толстом с высокой оценкой его романа «Война и мир» и опровержением обвинений в нарушении автором исторической правды4.

В свободное от службы время он продолжал заниматься литературой. С середины 70-х гг. Г.П. Данилевский сосредоточивается на исторической теме. Пользуясь своим положением, он добивается доступа к секретным архивным документам XVIII в., которые, наряду с семейными преданиями и тщательно изученной им специальной литературой, явились источниками для исторических романов «Мирович», «Княжна Тараканова», «Сожженная Москва», «Черный год». В 1886 г. Г.П. Данилевский был произведен в тайные советники, а в январе 1890 г. его сорокалетняя служебная карьера увенчалась высочайшей наградой – звездой Владимира 2-й степени. 6 декабря 1890 г. Данилевского не стало.

Г.П. Данилевский прошел путь от подмастерья до мастера, от литературного поденщика до большого русского бытописателя и, наконец, перенес свое возросшее искусство в область исторического романа. К этому необходимо добавить, что он был чиновником-литератором – неотъемлемой частью породившей его политической системы. И видел в своем занятии служение на пользу Отечеству.

Статья научная