Рак ротоглотки, хирургическое лечение. Способ реконструкции
Автор: Письменный В.И., Письменный И.В.
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Хроника. Информация
Статья в выпуске: 1 (73), 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14056654
IDR: 14056654
Текст статьи Рак ротоглотки, хирургическое лечение. Способ реконструкции
раК ротоГЛотКИ, хИрУрГИЧесКое ЛеЧенИе. сПосоБ реКонстрУКЦИИ в.И. Письменный, И.в. Письменный
Самарский государственный медицинский университет, г. Самара
Самарский областной клинический онкологический диспансер, г. Самара
Основной из причин, влияющих на результаты лечения больных раком ротоглотки, является поздняя диагностика. Более 70 % больных обращаются к онкологу с поздними стадиями заболевания. Широкое внедрение в онкологическую практику лекарственных методов лечения, новых лучевых технологий и их комбинаций незначительно изменило удельный вес консервативно пролеченных пациентов.
Цель исследования – оптимизировать способы реконструкции при хирургическом лечении злокачественных опухолей слизистой оболочки ротоглотки.
Материал и методы
При хирургическом лечении опухолей ротоглотки для одномоментного восстановления дефектов после удаления опухолей широко применяются кожно-мышечные лоскуты на питающей ножке, с использованием дельтопекторальной мышцы, подкожной, трапециевидной мышцы и их вариации, включая свободную пластику с микрохирургической техникой. Использование для реконструкции дефекта тканей слизистой оболочки ротоглотки дельтопекторального трансплантата как «золотого правила», на наш взгляд, является дискутабель-ным. После многочисленных клинических исследований и глубокого анализа материала мы отдали предпочтение, для закрытия дефектов, кожному островковому лоскуту на мышцах шеи, расположенных ниже подъязычной кости.
Пролечено 73 больных в возрасте от 26 до 77 лет, из них 19 – женщины. Мышечная масса сформированных лоскутов составляла от 2 до 6 мышц в зависимости от их жизнеспособности, методов проведенного ранее специального лечения и локализации предполагаемого дефекта. Во всех случаях выполнялись операции на лимфатическом коллекторе шеи в различных объемах и модификациях. Реконструкция дефекта после операции на пораженном органе с использованием подкожной мышцы выполнена 11 больным; трапециевидным кожно-мышечным лоскутом – 4; дельтопектораль- ным лоскутом – 9; с использованием передних мышц шеи, расположенных ниже подъязычной кости, – 49 пациентам.
В 17 случаях не накладывалась трахеостома, данная методика реконструкции позволяет использовать этот прием, но это требует дальнейшего осмысления. В остальных случаях предпочтительно формирование трахеостомы для профилактики бронхопульмональных осложнений и качественного туалета полости рта. Использовать трахеостому необходимо в течение 10–14 дней после восстановления приема пищи через рот.
Результаты и обсуждение
Лучшие послеоперационные результаты получены при использовании кожного лоскута на передних мышцах шеи. Лоскут на грудной мышце и трапециевидной мышце был массивным, сложно укладывался в области полости рта из-за ограничения ее дугой нижней челюсти; отмечалась деформация среднего отдела глотки из-за избыточной массы трансплантата. Лоскут для закрытия дефектов полости рта и языка на передних мышцах ротировали от 90° до 270° в различных плоскостях. В 16 случаях отмечен краевой некроз трансплантата, что не привело к полному отторжению трансплантата и образованию оростомы. Функциональные результаты при использовании кожно-мышечного лоскута на передних мышцах шеи также оказались лучше, чем при других видах пластики. Следует отметить высокую косметическую и функциональную эффективность. Предпочтение для доступа к первичному очагу отдано боковой фаринготомии, без использования мандибулотомий и рассечений губы и щеки.
Таким образом, использование кожномышечных лоскутов на передних мышцах шеи при замещении дефектов дистальных отделов полости рта, языка и ротоглотки позволяет получить хороший функциональный и эстетический результат, раннее восстановление речевой функции, а также адекватного дыхания и приема пищи через естественные пути.
СИБИРСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2015. ТОМ 15, № 1. С. 88–99