Рак ротовой полости и ВПЧ-ассоциированный рак ротовой полости на территории Дальнего Востока и Сибири
Автор: Дворянинова О.Ю., Бычков В.А., Никитина Е.Г., Одинцова И.Н., Ананина О.А., Мухамедов М.Р., Кульбакин Д.Е., Черемисина О.В., Литвяков Н.В., Чойнзонов Е.Л.
Журнал: Злокачественные опухоли @malignanttumors
Рубрика: Онкоурология
Статья в выпуске: 4S1 (21), 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140222770
IDR: 140222770
Текст статьи Рак ротовой полости и ВПЧ-ассоциированный рак ротовой полости на территории Дальнего Востока и Сибири
Цель. Детекция высокоонкогенных типов ВПЧ (16,18, 31, 33, 35, 39, 45, 51, 56, 58, 59) в опухолевой и прилежащей морфологически неизмененной ткани больных плоскоклеточным раком ротовой полости, проходивших лечение в Томском НИИ онкологии в 2010–2012 гг.
Материалы и методы. Больные плоскоклеточным раком ротовой полости и верхнечелюстной пазухи (n=20). Средний возраст пациентов составил 65,1+1,9 лет. Количество лиц мужского и женского пола – 14 (66,7%) и 7 (33,3%), соответственно. Процедура биопсии была проведена перед началом лечения. Опухолевая и прилежащая морфологически неизмененная ткань больных плоскоклеточным раком Из свежезамороженных образцов ткани выделена тотальная ДНК. Качество ДНК верифицировано амплификацией В-глобино-вого гена. Генотип ВПЧ определен коммерческими наборами «AmpliSens HPV HCR genotype-titre-FL» на парате «Rotor-Gene 6000»(«Corbett Research»; Australia).
Результаты. Общий уровень инфицированности ВПЧ опухолевой и прилежащей ткани составил 38,1%. Частота детекции вируса в опухолевой и прилежащей ткани определена в 19,1% и 38,1% случаев, соответственно (р=0,153). Среди всех ВПЧ-позитивных случаев, только в четырех – оба типа ткани содержали ВПЧ (16,51,56 типы). Тогда как оставшиеся четыре случая содержали вирус исключительно в прилежащей ткани. Необходимо отметить, что среди вирус-позитивных случаев наиболее широкий спектр ВПЧ-моно-инфекции (16/5’1/56) был представлен в прилежащей ткани больных плоскоклеточным раком ротовой полости по сравнению с пациентами раком верхнечелюстного синуса (ВПЧ 56).
Тогда как в опухолевой ткани больных раком ротовой полости обнаружена и моно- (16 тип) и микст-инфекция (16+51, 51+56) ВПЧ. Среди двух больных раком верхней челюстной пазухи лишь у одного в прилежащей ткани выявлен 56 тип вируса, тогда как у второго пациента оба типа ткани были инфицированы 56 типов ВПЧ. Среди 12 пациентов раком языка ВПЧ обнаружен в трех случаях: в двух случаях только в прилежащей ткани – 51 и 56 типы и одном – в обеих типах ткани – ВПЧ 16 и 51. Лишь один больной раком губы (n=4) был инфицирован ВПЧ. Следует отметить, что именно в данном случае был представлен наиболее широкий спектр типов ВПЧ (16, 51, 56), обнаруженных и в опухолевой, и в прилежащей ткани у больных раком указанных локализаций. Вирус папилломы человека (51, 16) обнаружен у двух из четырех пациентов раком дна полости рта. Причем в первом случае и опухолевая, и прилежащая ткань инфицированы 16 типом, тогда как во втором -лВПЧ 51 обнаружен лишь в прилежащей ткани.
Заключение. Несмотря на малый размер выборки, получены интересные результаты. С одной стороны, инфицирование высокоонкогенными вирусами папилломы человека эпителиальной ткани языка – типичное событие для ротовой полости, поскольку именно данный орган с высокой частотой инфицируется ВПЧ. С другой стороны, примечательно, что в двух из трех ВПЧ-позитивных случаев, ВПЧ был обнаружен только в прилежащей ткани, что, в свою очередь, может свидетельствовать об инфицировании, как случайном явлении, и не принимать участия в инициации трансформации эпителия.
Неожиданно явилось и обнаружение трех типов ВПЧ в опухолевой и прилежащей ткани больного раком губы, поскольку, согласно литературным данным, инфицирование ВПЧ данной локализации – редкое событие. Полученные в представленном исследовании результаты, возможно, объяснить как органоспецифичностью, или локализацией опухолевого процесса, и, как следствие, – определенным спектром обнаруженных типов, так и эндемичностью, или территориальной специфичностью инфицирования ВПЧ. Таким образом, для детализации и верификации вклада и инициации вируса папилломы человека в канцерогенез рака ротовой полости, необходимы дальнейшие исследования с включением большего количества больных.
• № 4, Special Edition 1 – 2016 г. (21) • MALIGNANT TUMOURS 187