Раннехристианская агиографическая литература в конце XX – начале XXI в.: итоги изучения и перспективы

Автор: Пантелеев Алексей Дмитриевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Рецензии и библиография

Статья в выпуске: 1 т.16, 2022 года.

Бесплатный доступ

Цель статьи — дать обзор основных тенденций в изучении раннехристианских мученичеств (II–IV вв.) в современной науке. В первой части перечислены новые издания агиографических текстов, как отдельных сочинений, так и сборников, сформированных по тематическому, хронологическому или географическому принципу. Во второй части анализируются исследования, в которых затронуты такие темы, как генезис раннехристианского мученичества, психоаналитический подход к этому явлению, роли мученичеств в формировании исторической памяти христиан, агиографическим сочинениям в контексте римских зрелищ, Второй софистики и античной риторики и к другим методам изучения этих текстов.

Еще

Раннее христианство, агиография, мученичество, преследования, библиография

Короткий адрес: https://sciup.org/147237639

IDR: 147237639   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2022-16-1-341-359

Список литературы Раннехристианская агиографическая литература в конце XX – начале XXI в.: итоги изучения и перспективы

  • Amat, J., ed. (1996) Passion de Perpétue et de Félicité suivi des Actes. Paris.
  • Atanasov, G. (2009) Sept martyrs de Dorostol qui ont brûlé en l’année 304, The Christian Mission on the Romanian Territory during the First Centuries of the Church. ConstanŃa, 37–52.
  • Bastiaensen, A. A. R., Hilhorst, A., Kortekaas, G. A. A., Orbán A. P., eds. (1987) Atti e passioni dei martiri. Vicenza.
  • Bauer, W. (1934) Rechtgläubigkeit und Ketzerei im ältesten Christentum. Tübingen.
  • Bausi, A. (2002) La versione etiopica degli Acta Phileae nel Gadla Samâtât. Naples.
  • Barnes, T. D. (2010) Early Christian Hagiography in History. Tübingen.
  • Bowersock, G. W. (1995) Martyrdom and Rome. Cambridge.
  • Boyarin, D. (1999) Dying for God. Martyrdom and the Making of Christianity and Judaism. Stanford.
  • Bremmer, J. N., Formisano, M., eds. (2012) Perpetua’s Passions. Multidisciplinary Approaches to the Passio Perpetuae et Felicitatis. Oxford. Brown, W., ed. Rhetoric and Reality in Early Christianities. Waterloo, 2005.
  • Burns, J. P., Jensen, R. (2014) Christianity in Roman Africa: The Development of its Practices and Beliefs. Grand Rapids.
  • Castelli, E. A. (2004) Martyrdom and Memory: Early Christian Culture Making. New York.
  • Christesen, P., Kyle, D. G., eds. (2014) A Companion to Sport and Spectacle in Greek and Roman World. Chichester.
  • Cobb, L. S. (2014) “Polycarp’s Cup: Imitatio in the Martyrdom of Polycarp,” Journal of Religious History 38, 224–240.
  • Cobb, L. S., ed. (2021) The Passion of Perpetua and Felicitas in Late Antiquity. Oakland.
  • Cummins, S. A. (2004) Paul and the Crucified Christ in Antioch. Maccabean Martyrdom and Galatians 1 and 2. Cambridge.
  • Dehandschutter, B. (1979) Martyrium Polycarpi. Een literair-kritische Studie. Leuwen.
  • Dehandschutter, В. (2007) Polycarpiana. Studies on Martyrdom and Persecution in Early Christianity. Collected Essays. Leuven.
  • DeSilva, D. A. (2006) 4 Maccabees: Introduction and Commentary on the Greek Text in Codex Sinaiticus. Leiden, Boston.
  • Den Dulk, M., Langford, A. (2014) “Polycarp and Polemo: Christianity at the Center of the Second Sophistic,” T. R. Blanton, R. M. Calhoun, C. K. Rothschild eds. The History of Religions School Today: Essays on the New Testament and Related Ancient Mediterranean Texts. Tübingen, 211–240.
  • Droge, A. J., Tabor, J. D. (1992) A Noble Death. Suicide and Martyrdom among Christians and Jews in Antiquity. San Francisco.
  • Dunderberg, I. (2013) “Early Christian Critics of Martyrdom,” C. K. Rotschild, J. Schröter, eds. The Rise and Expansion of Christianity in the First Three Centuries of the Common Era. Tübingen, 419–440.
  • Elm, D. (2006) “Mimes into Martyrs: Conversion on Stage,” I. H. Henderson, G. S. Oegema, eds. The Changing Face of Judaism, Christianity and Other Greco-Roman Religions in Antiquity. Gutersloh, 87–100.
  • Frend, W. H. C. (1954) “The Gnostic Sects and the Roman Empire,” Journal of Ecclesiastical History 5, 25–37.
  • Frend, W. H. C. (1965) Martyrdom and Persecution in the Early Church. A Study of a Conflict from the Maccabees to Donatus. Oxford.
  • Futrell, A. (1997) Blood in the Arena: The Spectacle of Roman Power. Austin.
  • Gavaldà Ribot, J. M., Muñoz Melgar, A., Puig i Tàrrech, A., eds. (2010) Pau, Fructuós i el cristianisme primitiu a Tarragona (segles I–VIII): actes del congrés de Tarracona (19–21 de Juny de 2008). Reus, Tarragona.
  • Girar, R. (1972) La violence et le sacré. Paris.
  • Grig, L. (2004) Making Martyrs in Late Antiquity. London.
  • Gunderson, E. (1996) “The Ideology of the Arena,” Classical Antiquity 15, 113–151.
  • Hartog, P., ed. (2013) Polycarp’s Epistle to the Philippians and the Martyrdom of Polycarp. Oxford.
  • Hefferman, T. J. (2012) The Passion of Perpetua and Felicity. Oxford.
  • Hilhorst, A. (2008) “Christian Martyrs Outside the Catholic Church,” Journal of Eastern Christian Studies 60, 23–36.
  • Huebner, S. (2019) “Soter, Sotas, and Dioscorus before the Governor. The First Authentic Court Record of a Roman Trial of Christians?,” Journal of Late Antiquity 12, 2–24.
  • Hunnik, V. (2021) Acta Martyrum Scillitanorum. A literary Commentary. Turnhout.
  • Hyldahl, J. (2011) “Gnostic critique of Martyrdom,” J. Engberg, E. Holmsgaard, P. Klostergaard, eds. Contextualising Early Christian Martyrdom. Frankfurt am Main, 119–138.
  • Ivanovici, V. (2013) “Competing Paradoxes: Martyrs and the Spread of Christianity Revisited,” Studia Patristica 62, 231–244.
  • Johnson, A. P. (2017) “Early Christianity and the Classical Tradition,” D. S. Richter, W. A. Johnson, eds. The Oxford Handbook of the Second Sophistic, Oxford, 625–638.
  • Kitzler, P., ed. (2009–2011) Pribehy rane krestanskych mucedniku. Vol. I–II. Praha.
  • Kitzler, P. (2015) From Passio Perpetuae to Acta Perpetua. Recontextualizing a Martyr Story in the Literature of the Early Church. Berlin, Boston.
  • Krostenko, B. A. (2018) “Three Kinds of Ambiguity: Rhetoric and Christian Citizenship in the Martyr Act of Cyprian,” Wiener Studien 131, 149–177.
  • Knopf, R., Krüger, G., Ruhbach, G., eds. (1965) Ausgewählte Märtyrerakten. 4. Aufl. Tübingen.
  • Kyle, D. (1998) Spectacles of Death in Ancient Rome. London. Lamberigts, M., van Deun, P., eds. (1995) Martyrium in Multidisciplinary Perspective. Memorial Louis Reekmans. Leuven.
  • Lampe, P. (2003) From Paul to Valentinus. Christians at Rome in the First Two Centuries. Minneapolis.
  • Lanata, G. (1972) “Gli atti del processo contro il centurione Marcello,” Byzantion 42, 509–522.
  • Lanata, G., ed. Gli atti dei martiri come documenti processuali. Milano, 1973.
  • Lapidge, M. (2018) The Roman Martyrs. Introduction, Translations, and Commentary. Oxford.
  • Lapidge, M. (2020) “The Latin of the Passiones Martyrum of Late Antique Rome,” Cambridge Classical Journal 66, 96–143.
  • Leemans, J., Mayer, W., Allen, P., Dehandschutter, B. (2003) Let us die that we may live. Greek homilies on Christian Martyrs from Asia Minor, Palestine and Syria c.350–c.450 AD. London, New York.
  • Leemans, J. (2013) “Individualization and the Cult of the Martyrs: Examples from Asia
  • Minor in the Fourth Century,” J. Rüpke, ed. The Individual in the Religions of the Ancient Mediterranean. Oxford, 187–212.
  • Lefkowitz, M. (1976) “Motivations for St. Perpetua’s Martyrdom,” Journal of the American Academy of Religion 44, 417–421.
  • Leoni, J. (2017) “Gli Acta sancti Marcelli centurionis (BHL 5253–5255a). Studio della tradizione ed edizione critica”, Wiener Studien 130, 291–359.
  • Leoni, J., ed. (2021) Actes et passions des martyrs militaires africains. Paris.
  • Maraval P., ed. (2010) Actes et Passions des martyrs chrétiens des premiers siècles. Paris.
  • Meslin, M. (1972) “Vases sacres et boissons d'eternite dans les visions des martyrs africains,” Epektasis: Melanges patristiques offerts au Cardinal Jean Danielou. Paris, 139–153.
  • Miller, P. C. (1994) Dreams in Late Antiquity. Studies in the Imagination of Culture. Princeton.
  • Moss, C. R. (2012) Ancient Christian Martyrdom. Diverse Practices, Theologies, and Traditions. New Haven, London.
  • Moss, C. R. (2013) The Myth of Persecution. How Early Christians Invented a Story of Martyrdom. Notre Dame.
  • Musurillo, H., ed. (1972) The Acts of the Christian Martyrs. Oxford.
  • Pernot, L. (1997) “Saint Pionios, martyr et orateur,” G. Freyburger, L. Pernot eds. Du héros païen au saint chrétien. Paris, 111–123.
  • Perkins, J. (1985) The Suffering Self: Pain and Narrative Representation in the Early Christian Era. London, New York.
  • Pietersma, A. (1984) The Acts of Phileas Bishop of Thmuis. Geneva.
  • Plass, P. (1995) The Game of Death in Ancient Rome: Arena Sport and Political Suicide. Madison.
  • Potter, D. (1993) “Martyrdom as Spectacle,” R. Scodel, ed. Theater and Society in the Classical World. Ann Arbor, 53–88.
  • Potter, D. (1996) “Performance, Power and Justice in the High Empire,” W.J. Slater, ed. Roman Theater and Society. Ann Arbor, 129–159.
  • Rebillard, E., ed. (2017) Greek and Latin Narratives about the Ancient Martyrs. Oxford.
  • Rebillard, E. (2021) The Early Martyr Narratives: Neither Authentic Accounts Nor Forgeries. Philadelphia.
  • Robert, L. (1982) “Une vision de Perpétue, martyr à Carthage en 203,” Comptes rendus de l’Académie des Inscriptions et Belles-Lettres 126, 228–276.
  • Robert, L. (1994) Le martyre de Pionios, prêtre de Smyrne. Washington.
  • Roskam, G. (2009) “A Christian Intellectual at Trial. The case of Apollonius of Rome,” Jahrbuch für Antike und Christentum 52, 22–43.
  • Roskam, G. (2010) “The Figure of Socrates in the Early Christian Acta Martyrium,” Leemans J., ed. Martyrdom and Persecution in Late Ancient Christianity. Festschrift Boudewijn Dehandschutter. Leuven, 241–256.
  • Rougé, M. J., Turcan, M. R., eds. (1978) Les martyrs de Lyon (177). Paris.
  • Rousselle, R. (1987) “The Dreams of Vibia Perpetua: Analysis of a Female Christian Martyr,” Journal of Psychohistory 14, 193–206.
  • Ruggiero, F. (1991) Atti dei martiri Scilitani: introduzione, testo, traduzione, testomonianze e commento. Rome.
  • Saxer, V. (1980) Morts, martyrs, reliques en Afrique chrétienne aux premiers siècles: Les témoignages de Tertullien, Cyprien et Augustin à la lumière de l’archéologie africaine. Paris.
  • Seeley, D. (1990) The Noble Death. Graeco-Roman Martyrology and Paul’s Concept of Salvation. Sheffield.
  • Seeliger, H. R., Wischmeyer, W., eds. (2015) Märtyrerliteratur. Berlin, München, Boston.
  • Shaw, B. D. (2003) “Judicial Nightmares and Christian Memory,” Journal of Early Christian Studies 11, 533–563.
  • Shepkaru, S. (2005) Jewish Martyrs in the Pagan and Christian Worlds. Cambridge.
  • Tabbernee, W. (1985) “Early Montanism and Voluntary Martyrdom,” Colloquium 17, 33-44.
  • Thompson, L. (2002) “The Martyrdom of Polycarp: Death in the Roman Games,” Journal of Religion 82, 27–52.
  • Tite, P. L. A (2019) “Polite Conversation, an Edict, and a Sword: A Look at the ‘Martyrdom of Julius the Veteran’,” Journal of Theological Studies 70, 184–238.
  • Van Beek, C. J. M. J., ed. (1936) Passio sanctarum Perpetuae et Felicitatis. Nijmegen.
  • Van den Hoek, A., Herrmann, J. J. (2013) Pottery, pavements, and paradise: iconographic and textual studies on late antiquity. Leiden, Boston.
  • Van Henten, J. W., Avemarie, F. (2002) Martyrdom and Noble Death: Selected Texts from Graeco-Roman, Jewish, and Christian Antiquity. London, New York.
  • Webb, R. (2008) Demons and Dancers. Performance in Late Antiquity. Cambridge (Mass.), London.
  • Zwierlein, O. (2014) Die Urfassungen der Martyria Polycarpi et Pionii und das Corpus Polycarpianum. Vol. I–II. Berlin.
  • Брагинская, Н. В., ред. (2014) Книги Маккавеев (Четыре Книги Маккавеев). Москва.
  • Доддс, Э. Р. (2003) Язычник и христианин в смутное время. Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина. С.- Петербург.
  • Каргальцев, А. В. (2019) “Африканская агиография середины III в. как педагогический текст,” Hypothekai. Журнал по истории античной педагогической культуры 3, 161–172.
  • Крюкова, А. Н. (2014) “Поэтика сновидений в «Мученичестве Монтана, Луция, Флавиана и других мучеников»,” Вестник древней истории 2, 117–124.
  • Пантелеев, А. Д. (2013a) “Сократ в раннехристианской агиографии (II–IV вв.),” Индоевропейское языкознание и классическая филология 17, 668–679.
  • Пантелеев, А. Д. (2013b) “Из мимов в мученики: истории об обращении римских актеров,” Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира 13, 389–402.
  • Пантелеев, А. Д. (2014) “Христианское мученичество в контексте римских зрелищ,” Проблемы истории, филологии, культуры 2 (44). С. 75–89.
  • Пантелеев, А. Д. (2015) “Мученичество и распространение христианства в Римской империи,” Вестник СПбГУ. Серия 2: история 3, 33–43.
  • Пантелеев, А. Д., ред. (2017a) Ранние мученичества. Переводы. Комментарии. Исследования. С.-Петербург.
  • Пантелеев, А. Д. (2017b) “От преступников к мученикам: изображения казни в искусстве Римской империи,” Актуальные проблемы теории и истории искусства 7, 138–146.
  • Пантелеев, А. Д. (2020) “Что Афины Иерусалиму? Раннее христианство и Вторая софистика,” Schole. Философское антиковедение и классическая традиция 14(2), 567–586.
  • Пантелеев, А. Д. (2021a) “Папирусы, история гонений и агиография,” Библия и христианская древность 1(9), 125–152.
  • Пантелеев, А. Д. (2021b) “Изображения распятия в античном искусстве в римский период,” Актуальные проблемы теории и истории искусства 11.
  • Сергеева, Е. В. (2013) “Конфликт идентичностей в «Мученичестве свв. Перпетуи и
  • Фелицитаты»,” Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология 17(118), 37–53.
  • Хосроев, А. Л. (2014) Другое благовестие: «Евангелие Иуды»: Исследование, перевод и комментарий. С.-Петербург.
  • Эдингер, Э., фон Франц, М.-Л. (2016) Психологический анализ раннего христианства и гностицизма. Москва.
Еще
Статья научная