Ранневесенние наблюдения над саксаульной сойкой Podoces panderi в Южном Прибалхашье в 2012 году
Автор: Жатканбаев Алтай Жумаканович
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 805 т.21, 2012 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140153036
IDR: 140153036
Текст статьи Ранневесенние наблюдения над саксаульной сойкой Podoces panderi в Южном Прибалхашье в 2012 году
За 11-летний период (с 2002 года) ежегодных многократных обследований полупустынных районов Южного Прибалхашья на предмет изучения биологии и экологии илийской саксаульной сойки Podoces panderi ilensis Menzbier et Schnitnikov 1915, в 2012 году мне удалось посетить два постоянных участка её обитания именно в начальный период календарной весны – 9-10 марта. В такое время здесь никому ещё не приходилось обследовать места обитания саксаульной сойки.
Первый участок является наиболее типичным. Он обследовался в течение последних 9 лет, и во всех сезонах как минимум одна пара саксаульных соек обитала на нём постоянно. Второй постоянный участок обитания саксаульной сойки впервые был выявлен в 2010 году. Расстояние между этими участками (по наиболее близко расположенным гнёздам) – 13.2 км.
7-9 марта 2012 в Южном Прибалхашье произошло довольно резкое потепление. Дневные температуры воздуха поднимались до +5-7°С, шло интенсивное таяние снега и льда на появившихся в эти дни лужах. Однако ночные заморозки (до минус 2-4°С) вновь затягивали ледяной коркой образовавшиеся лужи. Поверхность же ещё не сошедшего снегового покрова к утру покрывалась настом.
На участках обитания саксаульной сойки снег покрывал 30-70% поверхности почвы. На теневых склонах барханов снежный покров занимал 80-85% поверхности. В ночь с 9 на 10 марта резко похолодало, пошёл мелкий дождь, перешедший в мелкий мокрый снег, а потом и в небольшую снежную крупу. Приземная температура воздуха ночью опустилась до минус 6.5-7°С. Даже в середине дня 10 марта, несмотря на ясную погоду, воздух не прогревался выше +1°С. В ночь с 10 на 11 марта опять было до минус 7°С, а целый день 11 марта было облачно (лишь с редкими прояснениями в первой половине дня) и холодно – температура воздуха поднималась до минус 1-2°С. Таким образом, дружная погодно-климатическая весна в обследованном районе 7-11 марта 2012 ещё не началась. Учитывая продолжительные периоды суровой и многоснежной погоды в начале текущего года, такой неактив- ный переход конца зимы в начало весны был вполне естественным. В другие годы весна здесь начиналась уже в феврале (например, в 2002), а иногда затяжная зима держалась вплоть по третью декаду марта включительно, как это было в 2003 году.
9 марта мне удалось доехать первого участка обитания саксаульных соек. Погода в первой половине дня стояла довольно ясная с положительными температурами воздуха (3-5°С). Во второй половине дня небо постепенно затянуло развеянными кучевыми облаками, похолодало, к 17 ч температура воздуха опустилась до минус 1.5-2.0°С. Уже при подъезде к участку была встречена одна саксаульная сойка, державшаяся на равнине близ шлейфов небольшой системы невысоких барханчиков, расположенных к северу от основного участка обитания соек (рис. 1). Эти барханчики поросли низкими саксаулами (преимущественно белым). В предыдущие годы здесь не находили ни старых, ни жилых гнёзд саксаульной сойки, не встречены и сами птицы. Однако учитывая встречу особи 9 марта 2012, следует определить эту систему барханчиков и окружающую их равнину либо как входящую в основной участок обитания, либо, что более логично, как дополнительные территории, используемые птицами в экстремальные сезоны.

Рис. 1. Место встречи саксаульной сойки 9 марта 2012 года. Южное Прибалхашье, 42 км к востоку-северо-востоку от посёлка Карой. Фото автора.
Встреченная сойка, видимо кормившаяся здесь, при приближении машины слетела с земли полетела в сторону невысоких барханчиков, а достигнув их, опустилась на первый из них. Полёт был типичным – слабо волнообразным с моментами планирования в конце каждой из его фаз и невысоко над землей. Сойка летела не более 15-20 с, пролетев 100-130 м. Сев на ветку в верхней части кроны саксаула, птица несколько раз издала характерный крик, обычно связанный с беспокойством. Спрыгнув на землю и сделав небольшую пробежку, она снова полетела на низкой высоте в направлении основного участка обитания и скрылась из виду. Других соек рядом с ней замечено не было. Точка встречи находилась в 1890 м к северо-западу от гнезда саксаульных соек в 2011 году. Очевидно, что несколько раз перелетать, а не бежать сойку вынудило наличие рыхлого, мокрого и ещё глубокого снега. Замечу, что в тёплое время года саксаульные сойки даже при испуге убегать (своеобразной иноходью), а не улетать.

Рис. 2. Около места гнездования саксаульной сойки в 2011 году на первом участке.
9 марта 2012. Фото автора.
Непосредственно по участку обитания птиц с 16 ч 27 мин до 17 ч 36 мин был проделан 2-километровый пеший маршрут, но ни следов на снегу, ни самих птиц не было обнаружено. Отсутствие следов можно объяснить двояко. Или саксаульные сойки действительно избегали бегать по снегу, либо, что более вероятно, следы были плохо заметны на покрывавшем снеговой покров насте.
Второй участок постоянного обитания саксаульной сойки обследовался 10 марта 2012. В течение всего дня стояла тихая ясная погода, температура воздуха поднималась до +1°С. За 7.5-километровый круговой маршрутный учёт с 13 ч 27 мин до 15 ч 20 мин многократно обнаружены короткие цепочки и отдельные свежие следы саксаульной сойки на мокром снегу (рис. 3). Уже в конце пути на бархане, где было жилое гнездо в 2010 году и два других гнезда (одно очень старое, второе тоже старое, но недостроенное), я услышал голос тревожащейся птицы. Вскоре на 70-80 м ко мне подлетел взрослый самец, время от времени издавая тревожные трели. Других особей рядом не замечено.

Рис. 3. Следы саксаульной сойки на мокром снегу. 10 марта 2012. Фото автора.

Рис. 4. Самец саксаульной сойки.
10 марта 2012. Фото автора.
При подходе к самцу с целью фотографирования, он стал убегать (как по проталинам, так и пересекая пятна снега) на западном склоне бархана. Временами перелетал на короткие расстояния, потом снова перебегал, не забывая кормиться на свободных от снега местах (рис. 4). Один раз он что-то расклёвывал на земле между основаниями засохших стволиков чахлого саксаула. Может быть, это был один из тайников с ранее запасённым кормом, делать которые в сухом песке в тёплые сезоны – одна из характерных особенностей этого вида. Иногда самец взлетал на ветки живых и отмёрших саксаулов, явно оглядывая местность, но при этом не всегда издавая крик (рис. 5). Добравшись до соседнего бархана и посидев на вершине саксаула на гребне песчаной дюны, время от времени крича, он спрыгнув на землю, убежал к северу, скрывшись из виду среди довольно густой растительности. Примечательно, что и эта особь для преодоления больших заснеженных площадок предпочитала перелетать, а не перебегать.
После возвращения к исходной точке маршрута через 20-22 мин после первого наблюдения я снова услышал голос саксаульной сойки примерно в том же месте, что и первый раз. Не исключено, что это был тот же самый самец, патрулирующий свой постоянный участок обитания. Тем более, что на участке находился наблюдатель, могущий вызывать определённое беспокойство у птиц.

Рис. 5. Самец саксаульной сойки оглядывает окрестности с ветки саксаула.
10 марта 2012. Фото автора.

Рис. 6. Семена на плодоносящем дереве белого саксаула Haloxylon persicum почти полностью съедены. 10 марта 2012. Фото автора.
При обследовании плодоносящих деревьев саксаулов как на втором, так и на первом кластерном участке не замечено следов саксаульной сойки, свидетельствовавших о кормежке ею семенами саксаула (рис. 6). Однако по многочисленным следам было отмечено частое питание соек семенами саксаулов на этих участках 8-9 января 2011 года, когда при обильном плодоношении у хорошо развитых деревьев семена в массе сохранялись до середины зимы. Осенью 2011 года урожай семян саксаулов не был таким обильным, как в 2010 году. В отношении же селина нужно отметить, что все встреченные 9-10 марта 2012 кустики этого злака оказались без плодов, которые, очевидно, уже были съедены, в том числе и саксаульными сойками (рис. 7).

Рис. 7. Кустик селина Stipagrostis со съеденными семенами. 10 марта 2012. Фото автора.
Подытоживая результаты этого кратковременного полевого исследования, можно сделать следующие выводы. Во-первых, саксаульные сойки и ранней весной держатся на своих постоянных участках обитания. Во-вторых, в этот период перехода зимы в весну (медленный в 2012 году) не отмечено признаков начала репродуктивного периода (обе встреченные птицы держались поодиночке, не найдено новых строящихся гнёзд). В-третьих, в рационе саксаульной сойки в этот период, вероятно, уже перестают доминировать семена саксаулов и селина. В-четвёртых, несмотря на низкие температуры воздуха зимой 2011/12 года (ночью температура воздуха иногда падала до минус 43°С, по сообщению жителя посёлка Карой А.Карибаева), саксаульным сойкам удалось выжить в таких суровых условиях.
Автор выражает искреннюю благодарность Ж.Ж.Жатканбаеву, на автомобиле и за спонсорские средства которого было осуществлено настоящее полевое исследование. Также автор признателен семьям Алмаса и Ардака Карибаевых за содействие в проведении выездов в места обитания саксаульной сойки из посёлков Карой и Баканас.
ю ^