Раскопки стоянки раннего неолита Славная-5 на острове Сахалин в 2006 году
Автор: Грищенко В.А., Можаев А.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XII-1, 2006 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521253
IDR: 14521253
Текст статьи Раскопки стоянки раннего неолита Славная-5 на острове Сахалин в 2006 году
В сентябре 2006 года отрядом №2 археологической экспедиции Сахалинской лаборатории археологии и этнографии ИАЭТ СО РАН и СахГУ производились охранные археологические раскопки стоянки Славная 5. Стоянка Славная 5 располагается в 96 км к северу от г. Южно-Сахалинска, в зоне строительства трассы магистральных трубопроводов.
Памятник приурочен к реликтовой морской аккумулятивной террасе 10-15 метрового цикла, прорезанной безымянным ручьем. Площадка полого-наклонная, поросла хвойным лесом, ограничена с юга оврагом и поймой безымянного ручья, с востока болотистой низиной, с запада и севера – вышележащей террасой (рис.1). Поселение располагалось на древнем берегу моря (возможно лагуны), что характерно для подавляющего большинства поселений начальной фазы среднего неолита (культура Сони) и части стоянок и поселений раннего неолита – группа памятников приморской ориентации [Василевский, Грищенко,2002].
Стоянка обнаружена в ходе мониторинга строительства трассы трубопроводов в 2005 году А.А.Василевским, В.А.Грищенко, П.В.Кашицыным, В.Д. Федорчуком. Объект не имеет внешних признаков, поэтому обнаружение его связанно с наблюдением за вскрышными работами, которые были остановлены на данном участке до проведения спасательных археологических раскопок. Раскопки проводились по Открытому листу выданному Грищенко В.А., руководитель экспедиции – д.и.н. А.А. Василевский.
Раскоп стоянки Славная 5 занимал площадь 180 кв.м. При мощности раскопа до 1 м разрезом вскрыты следующие отложения, описанные сверху - вниз:
Слой «0» - наброс строительных отвалов. Мощность до 0,2 м.
Слой 1 – гумусированная супесь, подстилаемая супесью светло-серого цвета. Мощность до 0,1м.
Слой 2 – суглинок тяжелый, темно-коричневого цвета, окрашенный углем и включающий линзы серого, коричневого и бурого цвета, структура мелкокомковатая, слой насыщен находками и угольками, залегает горизонтально, окраска слоя связана с корневой деятельностью растений (затеки) и человеческой (уголь), мощность до 0,3м.
Слой 3 – суглинок тяжелый, горчичного цвета, структура мелкокомковатая, слой насыщен находками и угольками, мощность до 0,3м.
Рис. 1. План расположения стоянок раннего неолита Пугачево-1, Славная-4 и 5 и Стародубское 3 на Южном Сахалине.
Слой 4 – суглинок тяжелый, горчичного цвета, структура крупнокомковатая, слой не содержит углей и артефактов, является основанием раскопа.
Коллекция памятника включает шлифованное кольцо с насечками, предположительно из нефрита, и состоит в основном из каменных изделий, с небольшим количеством керамики, общим числом около 700 артефактов (включая чешуйки и мелкие отщепы).
В коллекции присутствуют нуклеусы разнообразных типов из обсидиана и кремня, технические сколы, орудия на уклонившихся сколах, отщепы, пластины, микропластины, орудия и отходы производства, включающие и отходы при вторичной обработке рабочих поверхностей орудий. Смыв артефактов по склону не отмечен – массивные тесла и сколы обнаружены вместе с легкими микропластинками и отщепами в местах обработки камня. Учи-

Рис. 2. Артефакты из раскопок стоянки Славная-5. Остров Сахалин. 2006 г.
тывая наличие таких скоплений разноразмерного материала и различный характер пространственной ориентации находок в слоях 2 и 3 закономерен вывод об инситном характере залегания археологических находок.
Комплекс находок представлен полным циклом расщепления для местных пород сырья. В то же время значительную долю каменной индустрии составили предметы из обсидиана о. Хоккайдо. При этом, обращает на себя внимание отсутствие галек, преформ, первичных сколов для импортного обсидиана. Следовательно, можно сделать вывод, что импортировался обсидиан не в крупных аморфных отдельностях, типа галек или крупного щебня, а, скорее всего, в виде сколов-заготовок.
Основная масса археологических находок приурочена к слоям 2 и 3, в которых найдено около 600 предметов. Индустрия этих слоев составляет единый в технологическом и хронологическом отношении комплекс. Сырьем для производства пластин служили хоккайдский обсидиан (более 50% находок) и местные породы – роговик, кремень и метоморфизованные осадочные породы. Техника первичного раскалывания представлена нуклеусами конической формы параллельного принципа снятия и отходами производства – сколами с галечной коркой, отщепами. Нуклеусы конической формы относятся к типу одноплощадочных параллельного принципа расщепления, на фронте изделий – негативы микропластинчатых снятий (рис.2,2). Кроме этих находок отмечаем наличие оригинальных орудий изготовленных на килевых частях (уклонившихся сколах) конических нуклеусов, на латералях этих изделий отмечены следы подправки рабочего края мелкой ретушью и ретушь утилизации.
Орудийный набор представлен в основном орудиями на средних, малых и длинных пластинах. Среди этой группы артефактов выделяется группа наконечников стрел на пластинах с выемчатым и прямым основанием. Изделия изготовлены на малых и средних пластинах острие и края оформлены краевой односторонней ретушью, дорсальной или вентральной, в ряде случаев наблюдается комбинация двух приемов обработки (рис.2,3,4).
Ножевидные орудия на пластинах составляют самую значительную часть коллекции. Изделия отличаются по размеру, наличию и степени вторичной обработки. Наиболее распространенный способ оформления орудий – обработка дорсала краевой мелкофасетчатой ретушью (рис.2,1).
Рубящие орудия (рис.2,8) представлены топорами и теслами односторонне, двусторонневыпуклых и уплощенных форм. Степень шлифовки этих орудий, по всей видимости, зависела от характера использования артефакта и варьируется от незначительной до покрытия 1/2 поверхности изделия. К данной категории следует отнести и характерные орудия усеченно треугольной формы, по форме напоминающие тесла, но изготовленные из кремнистой породы в бифасиальной технике.
Орудия на отщепах представляют собой немногочисленную группу артефактов, в ней присутствуют орудия с выемкой и ножи с обушком оформленным притупливающей ретушью.
Особую группу составляют каменные шлифованные стержни с проточками на концах, которые, видимо, использовались в качестве грузил для сетей или челноков для их плетения (рис. 2,6,7).
Особенной находкой является украшение в виде шлифованного кольца из породы зеленоватого цвета (рис. 2,5). Данное изделие, хотя и является довольно редкой находкой, имеет аналогии в ранненеолитических комплексах острова (поселение Набиль 1,п.2, Северный Сахалин) и сопредельных территорий (стоянка Юбецу Ичикава, о.Хоккайдо) [Kimura Hideaki,1999].
Помимо каменной индустрии в инвентаре стоянки присутствуют немногочисленные фрагменты керамических сосудов. Обнаружены неорна-ментированные фрагменты боковых стенок, керамика пористая, толщина стенок 5-7 мм, в состав теста входил органический отощитель, выгоревший в результате обжига.
В непосредственной близости от стоянки Славная 5 уже известны следующие объекты раннего и начальной фазы среднего неолита: поселение раннего-среднего неолита Славная 4, стоянка раннего неолита Славная 3, отдельное жилище и культурный слой начальной фазы среднего неолита Славная 1 [Василевский и др., 2004], культурный слой периода раннего неолита и жилище начальной фазы среднего неолита на многослойном поселении Стародубское 3 [Василевский, 2003].
Предварительная датировка находок стоянки Славная 5 возможна по известным на о. Сахалин материалам в хронологическом диапазоне существования культуры наконечников стрел на пластинах, т.е. от 9 до 7,5 тыс. лет. Технологический комплекс стоянки имеет аналогии в раннее исследованных памятниках раннего неолита Сахалина (Пугачево-1, Стародубское-3, Поречье-4, Одопту-1, Набиль 1 п.2) и Хоккайдо (Юбецу Ичикава, Хигаси Ку-сиро, Каваджири и др.) Стоянка Славная 5 является еще одним стратифицированным объектом раннего неолита на Сахалине, особенностью которого является однородность комплекса, что позволяет получить эталонную коллекцию «культуры наконечников стрел на пластинах» для Южного Сахалина.