Распространение лигулид у леща в Новомичуринском водохранилище Рязанской области

Бесплатный доступ

В Новомичуринском водохранилище при паразитологическом вскрытии леща в полости тела обнаружены плероцеркоиды Ligula intestinalis и Digramma interrupta длиной 28-120 см. Отмечены конкурентные отношения между гельминтами и интенсивное патогенное воздействие на организм хозяина.

Паразиты рыб, рязанская область, новомичуринское водохранилище

Короткий адрес: https://sciup.org/14769794

IDR: 14769794

Текст научной статьи Распространение лигулид у леща в Новомичуринском водохранилище Рязанской области

Паразиты со своими хозяевами связаны сложными взаимоотношениями и оказывают существенное влияние на всех уровнях организации, включая организменный и популяционный. По степени выраженности паразитологичекого гомеостаза можно судить о потенциальной устойчивости экосистем [1]. Изменение условий среды может приводить к различным нарушениям функционирования организма рыб и ослаблять их резистентность, что способствует развитию и распространению различных заболеваний инвазионного характера [3].

Значительные изменения экологических условий произошли в результате создания на реке Проне в 1974 году Новомичуринского водохранилища. Водохранилище имеет комплексное назначение, используется в качестве водоема-охладителя в оборотной системе промышленного водоснабжения Рязанской ГРЭС, в целях рыбоводства ОАО «Рязаньрыбпром», а также в рекреационных целях.

Тепловые сбросы воды ГРЭС оказывают значительное влияние на большую часть акватории. Водохранилище не замерзает в холодное время года. Температура воды становится благоприятной для развития мелких рачков – промежуточных хозяев Ligula intestinalis и Digramma interrupta. По результатам исследований, выполненных в 2012-2014 годах, лигулиды в Новомичуринском водохранилище обнаружены у 21,9 % леща при интенсивности инвазии от 2 до 5 экз. [3].

Развитие лигулид происходит при участии трех хозяев. Имагинальные стадии паразитируют в кишечнике рыбоядных птиц. С фекалиями птиц в воду попадают яйца, из которых вылупляются корацидии. Мелкие веслоногие рачки заглатывают корацидиев, из которых образуются процеркоиды. Дальнейшее развитие цестод происходит в полости тела рыб семейства карповых – второго промежуточного хозяина. Из процеркоида образуется плероцеркоид, который паразитирует у рыбы больше года.

При изучении экологических параметров Новомичуринского водохранилища обратили внимание на леща, который плавал по поверхности, иногда на боку. Отловили 4 экземпляра и провели паразитологическое вскрытие по К.И. Скрябину.

В полости тела каждой рыбы обнаружено от 1 до 4 плероцеркоидов ремнецов. Дифференциация видов показала преобладание Digramma interrupta.

Основным отличием Ligula intestinalis и Digramma interrupta является количество продольных борозд вдоль тела гельминта: у лигул одна борозда, у диграмм – две. Типичный сколекс у ремнецов отсутствует. На переднем конце имеются щелевидные органы фиксации – ботрии.

Два леща из четырех исследованных были инвазированы только диграммами, у двух выявлена смешанная инвазия – одновременное паразитирование Ligula intestinalis и Digramma interrupta.

Плероцеркоиды ремнецов имели длину от 28 до 120 см. При одновременном паразитировании 4 плероцеркоидов у леща шести лет длина паразитов составила: Ligula intestinalis – 70 и 72, 5 см, Digramma interrupta – 28 и 39,2 см. По-видимому, инвазия Digramma interrupta произошла в более поздние сроки, поэтому плероцеркоиды имеют меньшую длину, чем Ligula intestinalis. Наличие плероцеркоидов разной длины показывает также, что у рыб не формируется нестерильный иммунитет, и заражение в течение жизни рыбы может произойти многократно.

При обнаружении двух плероцеркоидов у рыбы семи лет длина разных видов ремнецов практически не отличалась: Ligula intestinalis – 56 см, Digramma interrupta – 58 см.

У двух лещей зарегистрирована моноинвазия Digramma interrupta: у рыбы четырех лет длина плероцеркоида составила 62,5 см, семи лет – 120 см.

Результаты исследований показывают, что при совместном паразитировании между плероцеркоидами устанавливаются конкурентные отношения, так как ресурсы организма хозяина ограничены. Оба вида ремнецов при отсутствии конкурентов могут достигать значительной длины (до 120 см).

Независимо от длины плероцеркоидов во всех случаях наблюдалось выраженное патогенное воздействие на организм рыб: перфорация внутренних органов, сдавливание плавательного пузыря. Чем и обусловлено нарушение гидростатических способностей у зараженной рыбы. У всех лещей отмечено истощение и практически полное отсутствие жировой ткани в полости тела, что для осеннего периода не характерно.

Изменение поведения рыбы при интенсивной инвазии лигулидами является экологической адаптацией для завершения цикла развития. Взрослый лещ, являясь бентофагом, редко поднимается к поверхности водоема, а зараженные рыбы становятся легкодоступными для рыбоядных птиц – дефинитивных хозяев Ligula intestinalis и Digramma interrupta [2].

При создании Новомичуринского водохранилища значительно изменились условия, снизилась проточность, повысилась температура воды, постепенно стали накапливаться биогенные вещества, усилились процессы эвтрофирования. Индикаторами эвтрофированности являются цестоды Ligula intestinalis [3].

Олиготрофно-эвтрофная сукцессия является закономерным процессом в подобной ситуации. При интенсивном антропогенном воздействии, загрязнении сточными водами, нарушении теплового режима изменяются количественные и качественные показатели всех составляющих биоценоза, в том числе рыб, зоопланктонных и бентосных беспозвоночных, имеющих большую кормовую ценность для рыб и в то же время являющихся промежуточными хозяевами гельминтов [5].

При антропогенной нагрузке на водоем необходимо осуществлять мониторинг как систему регулярных исследований всех компонентов водной среды.

Список литературы Распространение лигулид у леща в Новомичуринском водохранилище Рязанской области

  • Догель В.А. Общая паразитология. Л.: Наука, 1962. 464 с.
  • Жаворонкова Н.В., Новак А.И. Адаптации паразитов к реализации биологического цикла в различных экологических условиях//Материалы докладов научной конференции «Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями», РАН, ФГБНУ «ВНИИП им. К. И. Скрябина». М., 2015. С. 162-164.
  • Новак А.И., Новак М.Д., Жаворонкова Н.В., Берестова А.Н. Паразитофауна рыб в водоемах Окского бассейна//Вестник Тамбовского университета, серия «Естественные и технические науки». Тамбов, 2014. Т. 19, Вып. 5. С. 1542-1544.
  • Новак А.И., Новак М.Д. Паразитоценозы водных экосистем Волжского бассейна: Монография. Рязань: Изд-во РГАТУ, 2011. 241 с.
  • Оганесян Р.Л., Акопян С.А., Рухкян М.Я. Изменение фауны некоторых биогельминтов рыб озера Севан и их промежуточных хозяев в условиях гидроэкологических преобразований//Российский паразитологический журнал. 2013. № 3. С. 22-26.
Статья научная