Растительный стимулятор в кормлении свиноматок
Автор: А.И. Дарьин
Журнал: Фермер. Поволжье @vfermer-povolzhye
Рубрика: Животноводство
Статья в выпуске: 2 (90), 2020 года.
Бесплатный доступ
В работе приведены сведения использования сухой массы растительного стимулятора – эхинацеи пурпурной в кормлении супоросных и подсосных свиноматок. Введение в рацион подсосных свиноматок эхинацеи способствовало повышению воспроизводительных качеств свиноматок и поросят, что и повлияло на более высокую их продуктивность и сохранность к отъему.
Короткий адрес: https://sciup.org/170177590
IDR: 170177590
Текст научной статьи Растительный стимулятор в кормлении свиноматок
-2Й?<
ЖИВОТНОВОДСТВО
Растительный стимулятор в кормлении свиноматок
В работе приведены сведения использования сухой массы растительного стимулятора – эхинацеи пурпурной в кормлении супоросных и подсосных свиноматок. Введение в рацион подсосных свиноматок эхинацеи способствовало повышению воспроизводительных качеств свиноматок и поросят, что и повлияло на более высокую их продуктивность и сохранность к отъему.
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы повышения воспроизводительных качеств и продуктивности свиней путем направленного воздействия биологически активными веществами на обменные процессы в различные физиологические периоды свиней. К таким веществам относятся различного рода биологические стимуляторы растительного происхождения, а также целый ряд фармакологических препаратов. Однако применяемые фармакологи- ческие препараты имеют значительную стоимость, а также часто проявляют побочные действия. В этом отношении для получения качественной и полноценной продукции безопаснее и эффективнее применять естественные растительные добавки. В частности, добавки, полученные из растения семейства астровых – эхинацеи пурпурной [1, 2].
Позитивные свойства эхинацеи пурпурной обусловлены содержанием в надземных и подземных частях расте- ния целого ряда биологически активных веществ: эфирных масел, полисахаридов, глюкозы, ксилозы, маннозы, рамнозы, фруктозы, сахарозы, инулина, пектина, крахмала, производных кофейной кислоты, органических кислот, флавоноидов, дубильных веществ, алкалоидов, сапонинов, микроэлементы [3].
Эти данные послужили основанием к использованию препаратов эхинацеи для повышения воспроизводительных качеств свиноматок.
Исследования были проведены в условиях свиноводческого комплекса ООО ЖК «Панкратовский» Пензенского района Пензенской области. Цель исследований заключалась в изучении эффективности введения в рацион супоросных и подсосных свиноматок добавки из сухой измельченной массы эхинацеи пурпурной.
Все подопытные животные во время проведения научно-хозяйственного опыта получали рационы с учетом возраста, живой массы и физиологического состояния, согласно нормам кормления ВИЖ. Валовое содержание в корме питательных веществ и энергии не может служить показателем его истинной ценности, поскольку значительная часть питательных веществ рациона не всасывается в желудочнокишечном тракте животных, а выделяется с калом, унося притом часть энергии. Более объективное представление о питательности корма дает наличие в нем переваримых питательных веществ. На переваримость и использование питательных веществ рационов у свиней оказывают влияние различные факторы, в том числе и уровень микролементов и витаминов.
На комплексе применяется концентратный тип кормления с введением в рацион сочных и зеленых кормов в зависимости от сезона года. Кормос-меси производят из фуражного зерна (пшеница, рожь, овес, вика, ячмень) с добавлением поваренной соли и мела.
С целью стимуляции защитных сил организма, снижения стрессоустой-чивости и повышения продуктивности в кормлении свиней применялись добавки надземных и подземных вегетативных частей растения – эхинацея пурпурная (Echinaсeа purpurea (L.) Moench). В экспериментах использовалась эхинацея пурпурная сорта Полесская красавица.
Эхинацея пурпурная перед применением в научно-хозяйственных опытах была проверена на токсичность и бактериальную обсемененность в Пензенской областной ветеринарной лаборатории и признана пригодной для использования в кормлении сельскохозяйственных животных.
Для проведения научно-хозяйственного опыта на супоросных свиноматках по принципу пар-аналогов по данным второго опороса было сформировано четыре группы свиноматок, по десять голов в каждой.
В соответствии со схемой опыта, свиноматкам опытных групп в течение последних 30 дней супоросности к основному рациону кормления добавляли сухую массу эхинацеи пурпурной. Первая опытная группа получала эхинацею в дозе 1 % от массы суточного рациона, вторая группа – 0,5 %, третья группа – 0,5 % периодически по 10 дней и с таким же перерывом.
Для проведения научно-хозяйственного опыта на подсосных свиноматках было сформировано две группы подсосных свиноматок-аналогов, по шесть голов в каждой. Свиноматки опытной группы в течение всего подсосного периода получали 0,5 % сухой массы эхинацеи пурпурной.
Кормление начинали со второго дня после опороса и продолжали до отъема поросят.
Воспроизводительные качества свиноматок оценивали по общепринятым в свиноводстве методикам. У свиноматок изучали следующие показатели: опло-дотворяемость (отношение оплодотворенных свиноматок к числу осемененных), многоплодие (число живых поросят при рождении), мертворожденность (количество нежизнеспособных поросят при рождении), крупноплодность (средняя живая масса поросенка при рождении), молочность (живая масса гнезда поросят в 21-дневном возрасте), сохранность (отношение числа поросят при отъеме к числу живых поросят при рождении), живая масса поросят при отъеме, среднесуточный при- рост живой массы поросят в период от рождения до отъема.
Введение в рацион супоросных свиноматок за месяц до опороса эхинацеи положительно повлияло на воспроизводительные показатели. Из данных таблицы 1 следует, что в первой и второй опытных группах не было выявлено случаев агалактии. На второй день после опороса в третьей опытной группе из 10 голов у двух свиноматок пропало молоко, в контрольной группе – у трех животных.
Наибольшая крупноплодность была у свиноматок второй опытной группы, которые получали 0,5 % эхинацеи, они достоверно превышали свиноматок контрольной группы на 0,31 кг, или на 17 % (Р<0,001). Также свиноматки второй группы превышали по крупно-плодности свиноматок первой и третьей опытных групп на 14 % и 16 %. По второй опытной группе зафиксирована и наибольшая молочность свиноматок, которая составляла 61 кг, что выше показателя контрольной группы на 33 %. Превышение молочности свиноматок второй опытной группы над аналогами первой и третьей опытных групп составляло 12,6 кг (26 %) и 5,2 кг (9 %) соответственно.
Наибольшая живая масса поросят при отъеме отмечена во второй опытной группе, которая составила 9,0 кг, что на 7 % больше показателя свиноматок контрольной группы (Р<0,05).
Разница по живой массе поросят при отъеме между опытными группами свиноматок составляла: первой и второй группами – 0,58 кг (6 %), второй и третьей группами – 0,83 кг (10 %), (Р<0,05).
Свиноматки второй опытной группы имели самую высокую сохранность поросят к отъемному возрасту – 87 % и превосходили по этому показателю контрольную группу на 19 %, первую
Таблица 1. Воспроизводительные показатели свиноматок, Х±m
Показатель |
Контрольная группа |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Количество свиноматок, гол. |
10 |
10 |
10 |
10 |
Агалактия, % |
30 |
0 |
0 |
20 |
Многоплодие, гол. |
9,2±0,6 |
9,4±0,6 |
9,0±0,5 |
10,0±0,6 |
Крупноплодность, кг |
1,76±0,03 |
1,81±0,05* |
2,07±0,04*** |
1,78±0,05 |
Молочность, кг |
45,9±5,6 |
48,4±8,6 |
61,0±5,6 |
55,8±8,6 |
Живая масса при отъеме, кг |
8,4±0,3 |
8,42±0,3 |
9,0±0,2* |
8,17±0,3 |
Сохранность, % |
73 |
76 |
87 |
82 |


С целью стимуляции защитных сил организма, снижения стрессоустой-чивости и повышения продуктивности в кормлении свиней применялись добавки надземных и подземных вегетативных частей растения – эхинацея пурпурная. В экспериментах использовалась эхинацея пурпурная сорта Полесская красавица.
группу – на 14 % и третью группу – на 6 %. Сохранность поросят при отъеме в первой и третьей опытных группах также была выше контрольной на 3 и 9 %. Превышение сохранности поросят во второй опытной группе над показателями первой и третьей опытными группами было 11 и 5 % соответственно.
Таким образом, введение за месяц до опороса свиноматкам в рацион сухой надземной массы эхинацеи пурпурной способствовало снижению случаев агалактии, повышению крупно-плодности, молочности, живой массы поросят при отъеме, а также сохранности поросят к отъему во всех опытных группах. Наилучшие показатели воспроизводства были получены при ежедневном скармливании эхинацеи пурпурной в дозе 0,5 % от массы суточного рациона.
Установлено, что состояние стресса сопровождается значительными изменениями уровня естественных защитных сил организма. При продолжи- тельном действии стресс-факторов, когда функциональные и метаболические изменения от предыдущих воздействий не успевают нормализоваться, возникают нарушения, приводящие к снижению устойчивости организма к различным факторам внешней среды.
В настоящее время для профилактики стрессовых состояний все более широко применяются препараты растительного происхождения. Основными их преимуществами являются многосторонность и мягкость воздействия на организм и, вследствие этого, хорошая переносимость, отсутствие, как правило, побочного действия и осложнений даже при длительном применении [4].
Эхинацея пурпурная – мощный иммуностимулятор растительного происхождения. Эхинацея пурпурная стимулирует преимущественно клеточный иммунитет, увеличивает количество Т-лимфоцитов, повышает фагоцитарную активность лейкоцитов и хемотаксис гранулоцитов, содействует высво-
Таблица 2. Воспроизводительные качества подсосных свиноматок, Х±m
Ранее проведенные наблюдения за подсосными свиноматками показали низкую сохранность поросят к отъему. Поросята, полученные от свиноматок, чаще страдали желудочно-кишечными расстройствами. У свиноматок после опороса часто проявлялась гипо- и агалактия. По-нашему мнению, это связано с тем, что условия хозяйства не соответствовали потребностям свиней, в результате чего они имели более низкие показатели естественной резистентности, что отражалось на молочности, качестве молока свиноматок и в дальнейшем на сохранности молодняка.
В течение экспериментального периода поросята опытной группы были более жизнеспособными, меньше подвергались заболеваниям желудочнокишечного тракта, обладали более высокой энергией роста (таблица 2).
В результате этого поросята опытной группы в конце подсосного периода имели на 0,3 кг, или на 4 % выше живую массу (Р<0,001) и на 12 г, или на 5 % выше среднесуточный прирост живой массы (Р<0,001). Абсолютный прирост живой массы поросят-сосунов опытной группы за молочный период составил 7,0 кг, в то время как у молод-

няка контрольной группы – только 6,6 кг. При этом отмечена более высокая энергия роста, относительный прирост живой массы поросят-сосунов опытной группы был 135 %, а у контрольной – 129 %.
В опытной группе, по сравнению с контрольной, была отмечена на 9 % выше сохранность поросят. Также необходимо подчеркнуть, что молодняк, матери которого получали добавку из эхинацеи пурпурной, легче перенес отъем от свиноматок.
Введение в рацион подсосных свиноматок эхинацеи способствовала повышению резистентности свиноматок и поросят, что и повлияло на более высокую их продуктивность и сохранность к отъему. Аналогичные данные получены в исследованиях Н.Д. Колесника и С.А. Семенова [6], которые использовали эхинацею для повышения иммунитета новорожденных поросят и снижения их падежа в подсосный период. Они считают, что эхинацея пурпурная, которую поросята-сосуны получают от свиноматок через молоко, проявляет противовоспалительное и антисептическое действие, предотвращая расстройства желудочно-кишечного тракта поросят, а также повышает иммунитет против целого ряда заболеваний молодняка.
Список литературы Растительный стимулятор в кормлении свиноматок
- Кшникаткина А.Н. Эхинацея пурпурная и ее использование в свиноводстве / А.Н. Кшникаткина, А.И. Дарьин, Е.А. Прыткова // Кормопроизводство. – 2007. – № 2. – С. 28-29.
- Овчинников А.В., Стимулирующая добавка в кормлении поросят-отъемышей / А.В. Овчинников, А.И. Дарьин, Ю.А. Нестеров // Нива Поволжья. – 2012. – № 2 (23). – С. 76-79.
- Бирман Б.Я. Эхинацея – природный адаптоген с широким спектром действия / Б.Я. Бирман, Д.С. Голубев // Ветеринарная наука – производству / Ин-т эксперим. ветеринарии НАН Беларуси. Минск, 2005; Вып. 38; Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы ветеринарной медицины в условиях современного животноводства». – С. 107-112.
- Смирнов В.А. Иммунодефицитные состояния / В.А. Смирнов, И.С. Фрейдлина. – СПб: Фолиант, 2000. – 568 с.
- Садова О.М. Влияние полисахаридов из корневищ эхинацеи пурпурной на иммунный статус и факторы неспецифической реактивности / О.М. Садова, Р.В. Куцык, Б.М. Зузук и др. // Изучение и использование эхинацеи: материалы Международной научной конференции. – Полтава, 1998. – С. 144-145.
- Колесник Н.Д. Использование эхинацеи пурпурной в рационах подсосных свиноматок / Н.Д. Колесник, С.А Семенов // С эхинацеей в третье тысячелетие: материалы Международной научной конференции. – Полтава, 2003. – С. 242-244.